Дело № 2а-670/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года г. Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Стурова С.В.,
с участием помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Чмута И.А.,
при секретаре Поповой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, о признании информации, распространенной посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Цимлянского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Цимлянского района проведена проверка исполнения законодательства об ограничении доступа к информации создающей образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток.
В ходе проверки, проведенной 12.09.2018, выявлен Интернет-ресурс: http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/. На указанном Интернет-ресурсе размещена информация создающая образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток.
На указанном интернет-сайте размещены порнографические материалы, оправдывающие проституцию, в том числе: порнографические фотографии девушек, с определенной информацией по роду их деятельности и указаны цены, на предоставление интимных услуг. Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную опасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию.
Посещение данного сайта, размещенного на нем форума и страниц, для всех без исключения граждан, сайт не содержит действенных ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Также прокурор указывает, что в соответствии с п. 44 Указа Президента РФ о стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее - Закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта «б» указанной статьи, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании п. 5 ст. 15, ст. 9 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Статьей 240 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией.
Согласно статье 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.
В соответствии со статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией.
Также статьей 6.12 данного кодекса установлено, что административным правонарушением является получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей согласно части 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации не может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Под информационно-телекоммуникационной сетью, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» отвечает этим признакам.
Законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено ограничение к запрещенной информации, к которой в том числе относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
На ресурсе в сети Интернет http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/ размещена информация, побуждающая в том, числе и лиц не достигших совершеннолетнего возраста совершить противоправные действия.
Согласно п. 2 ст. 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в г. Женеве 22.12.1992 следует, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просит суд: признать информацию, распространенную посредством сети «Интернет» на Интернет-ресурсе http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Цимлянского района Чмут И.А. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).
Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одними из целей государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктам 2, 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; информация, оправдывающая противоправное поведении.
Данная информация, в силу пункта 1 части 1 приведенной статьи относится к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Законодательством РФ предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги.
Статьей 240 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией.
Согласно статье 241 УК РФ преступными являются деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.
Занятие проституцией является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.11 КоАП РФ.
Статьей 6.12 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.
Как установлено судом и подтверждается актом проверки от 12.09.2018, проведенной помощником прокурора Цимлянского районного суда Ростовской области Скомаровской Е.А. в здании прокуратуры Цимлянского района Ростовской области расположенной по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Чехова, д. 16, согласно которому в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт: http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/, на котором размещена информация создающая образ проституции как приемлемого обществом явления, способствующая укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующимися услугами проституток. Посещение данного сайта, расположенного на нем форума и страниц возможно для всех без исключения граждан, сайт не содержит действенных ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста или профессии.
На указанном интернет-сайте размещены фотографии девушек, с определенной информацией по роду их деятельности и указаны цены, на предоставление интимных услуг, что подтверждается распечаткой материалов с интернет-сайта.
Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации на указанном Интернет-ресурсе нарушает права последних на информационную безопасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию.
Суд полагает очевидным факт вовлечения владельцами вышеуказанного сайта в занятие проституцией других лиц.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установленный в ходе проверки интернет сайт не внесен в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», сведений о вступившем в законную силу решении суда о признании информации, содержащейся на странице Интернет-сайта http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/, запрещенной, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что распространяемая информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, ограничения на передачу, копирование и распространение вышеуказанной информации отсутствуют, а признание указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации необходимо для последующего ограничения доступа к указанному сайту в установленном действующим законодательством порядке, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространенной посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, – удовлетворить.
Признать информацию, распространенную посредством сети «Интернет» на Интернет-ресурсе: http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Данное решение является основанием для включения Интернет-ресурса: http://mainroad.info/telochki-iz-tsimlyanska/ в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2018 года
Судья С.В. Стуров