№ 2а-230(1)/2019
64RS0028-01-2019-000230-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Лескина А.Г.,
при секретаре Воеводиной И.Ю.,
с участием помощника прокурора Амбарцумяна А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
заместитель Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с заявлением в защиту прав, свобод
и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в несвоевременной очистке пересечений улиц от снежных валов и возложении обязанности в течении пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 пересечения автомобильных дорог: ул. Советская с ул. Садовая; ул. Революционный проспект с ул. 53-й Дивизии; ул. Революционный проспект с ул. Чапаевская;
ул. Революционный проспект с ул. Бубенца; ул. Советская с ул. Ермощенко.
Иск мотивировал тем, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории
г. Пугачева Саратовской области выявлены нарушения в части содержания муниципальной собственности. Установлено, что в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, на пересечении вышеуказанных дорог в одном уровне
имеются сформированные снежные валы, ограничивающие обзорность участников дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения
в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий
в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу положений п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования города Пугачева и ст. 31 Устава Пугачевского муниципального района Саратовской области полномочия по осуществлению дорожной деятельности отнесены для исполнения органам местного самоуправления Пугачевского муниципального района Саратовской области.
В связи с тем, что в нарушение требований действующего законодательства
в сфере безопасности дорожного движения административным ответчиком
не приняты меры по устранению снежных валов на пересечении вышеуказанных автомобильных дорог, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного
круга лиц - участников дорожного движения, был заявлен данный иск.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области Амбарцумян А.М. иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Павлова О.А., действующая на основании доверенности от 17 апреля 2017 г. № 21 и будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором указала о признании иска, с отметкой
о том, что последствия признания иска административному ответчику известны
и понятны, кроме того просила о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица МУП «Дорожное специализированное хозяйство г. Пугачева» о времени и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление, в котором просил
о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел
к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности
по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность
по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения
на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности,
а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
При этом автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения
(часть 9 статьи 5 вышеназванного закона).
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» и ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется
в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам
и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района Саратовской области дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Устава Пугачевского муниципального района Саратовской области администрация муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района, установленные федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района, а также иными муниципальными правовыми актами.
Таким образом, обязанность по содержанию дорог в границах поселения
и обеспечение соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам законом возложена на администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области.
Согласно п. 8.8 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, формирование снежных валов
на улицах не допускается, в том числе, на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости.
Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 30.01.2019, составленных инспектором ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области следует, что на пересечении автомобильных дорог г. Пугачева: ул. Советская
с ул. Садовая; ул. Революционный проспект с ул. 53-й Дивизии; ул. Революционный проспект с ул. Чапаевская; ул. Революционный проспект с ул. Бубенца; ул. Советская с ул. Ермощенко, в нарушение п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, имеются снежные валы ограничивающие обзор участникам дорожного движения (л.д. 9-13).
В связи с чем, 22 января 2019 г., Пугачевской межрайонной прокуратурой Саратовской области в адрес главы Пугачевского муниципального района Саратовской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 7-8).
Из материалов дела следует и представителем административного ответчика
не оспаривалось, что работы по устранению снежных валов на пересечении вышеуказанных автомобильных дорог не произведены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по восстановлению дорожного покрытия по настоящему иску – 5 дней
с момента вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным
и обоснованным.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в несвоевременной очистке пересечений автомобильных дорог, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу привести в соответствии с п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 пересечения автомобильных дорог г. Пугачева Саратовской области, а именно на пересечении: ул. Советская
с ул. Садовая; ул. Революционный проспект с ул. 53-й Дивизии; ул. Революционный проспект с ул. Чапаевская; ул. Революционный проспект с ул. Бубенца; ул. Советская с ул. Ермощенко.
Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в Пугачевский районный суд Саратовской области и Пугачевскую межрайонную прокуратуру.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Председательствующий А.Г. Лескин