Решение по делу № 2-816/2023 (2-5811/2022;) от 26.12.2022

55RS0007-01-2022-007707-63

2-816/2023 (2-5811/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года                                                                                                    город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ВКА к Отделению фонда пенсионного социального страхования фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ВКА обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного социального страхования фонда Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) о включении периодов работы в страховой стаж, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование указал, что 21.11.2022 обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон го страховых пенсиях). Решением пенсионного органа от 25.11.2022 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:

с 01.01.1991 по 25.12.1993 в качестве помощника машиниста буровой установки и бурового мастера в Северной гидрологической экспедиции в Таджикистане;

19.01.1995 по 31.12.1998, с 29.04.1999 по 02.10.1999, с 20.04.2000 по 27.04.2000 в качестве кочегара 3 разряда котельной Чернолучинского участка ЖКХ Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омского района;

с 21.11.1985 по 18.12.1987 службы в рядах Советской армии.

С учетом уточнения, просил обязать ответчика включить в страховой стаж, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы:

с 01.01.1991 по 30.06.1991 в качестве помощника машиниста буровой установки, с 01.07.1991 по 31.01.1992 в качестве бурового мастера, с 01.02.1992 по 25.12.1993 в качестве бурового мастера – в Северной гидрологической экспедиции в Республике Таджикистан,

с 19.01.1995 по 31.12.1998, с 29.04.1999 по 02.10.1999, с 20.04.2000 по 27.04.2000 в качестве кочегара котельной Чернолучинского участка ЖКХ Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омского района;

периоды нахождения в учебных отпусках с 10.05.1989 по 30.05.1989, с 13.11.1989 по 30.11.1989, с 01.03.1990 по 20.03.1990, с 01.10.1990 по 22.10.1990, с 01.04.1991 по 30.04.1991, с 03.06.1991 по 30.06.1991,

период службы в рядах Советской армии с 21.11.1985 по 18.12.1987,

обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости – с момента обращения в пенсионный орган; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще. Ранее в ходе судебного разбирательства истец ВКА исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представитель ответчика ОСФР по Омской области ПКП, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях) (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях приведена в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.11.2022 истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях. Решением пенсионного органа от 25.11.2022 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:

с 01.01.1991 по 30.06.1991 в качестве помощника машиниста буровой установки, с 01.07.1991 по 31.01.1992 в качестве бурового мастера, с 01.02.1992 по 25.12.1993 в качестве бурового мастера – в Северной гидрологической экспедиции в Республике Таджикистан,

с 19.01.1995 по 31.12.1998, с 29.04.1999 по 02.10.1999, с 20.04.2000 по 27.04.2000 в качестве кочегара котельной Чернолучинского участка ЖКХ Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омского района;

периоды нахождения в учебных отпусках с 01.04.1991 по 30.04.1991, с 03.06.1991 по 30.06.1991,

период службы в рядах Советской армии с 21.11.1985 по 18.12.1987.

В страховой стаж истца не включены также периоды работы с 01.01.1991 по 30.06.1991 в качестве помощника машиниста буровой установки, с 01.07.1991 по 31.01.1992 в качестве бурового мастера, с 01.02.1992 по 25.12.1993 в качестве бурового мастера – в Северной гидрологической экспедиции в Республике Таджикистан и периоды нахождения в учебных отпусках с 01.04.1991 по 30.04.1991, с 03.06.1991 по 30.06.1991.

Таким образом, заявленные к включению в страховой и специальный стажи истца периоды нахождения в учебных отпусках с 10.05.1989 по 30.05.1989, с 13.11.1989 по 30.11.1989, с 01.03.1990 по 20.03.1990, с 01.10.1990 по 22.10.1990 включены пенсионным органом в страховой и специальный стажи в бесспорном порядке.

Разрешая заявленные истцом требования о включении в страховой и специальный стажи периодов работы на территории Республики Таджикистан, суд исходит из следующего.

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым предлагается трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивать к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

15.09.2021 заключен Договор между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (документ вступил в силу 21.10.2022).

Согласно статье 21 поименованного Договора, одновременно со вступлением в силу названного Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

По правилам статьи 2 Договора, Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих договаривающихся сторон, в том, что относится в Российской Федерации к страховой пенсии по старости.

Согласно статье 3 Договора, он распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям:

1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон;

2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.

Согласно статье 9 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено Договором.

При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается в отношении Российской Федерации – страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающейся Сторон аналогичные периоды работы на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами такой работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до 1 января 1991 г.

Все спорные периоды трудовой деятельности истца подтверждаются данными трудовой книжки серии ОТ-I № 0834778, выданной на имя истца и представленной в полном объеме в материалах пенсионного дела.

Согласно справке Главного управления геологии при Правительстве Республики Таджикистан №158 от 12.09.2022 (л.д.10), ВКА работал на предприятии Северной гидрогеологической экспедиции полный рабочий день в период: с 10.06.1985 (приказ №43-к от 11.06.1985) по 16.11.1985 (приказ №92-к от 10.11.1985), с 11.01.1988 (приказ №2-к от 08.01.1988) по 25.12.1993 (приказ №95-к от 25.12.1993). В должности ученика помощника бурильщика, помощника машиниста буровых установок, бурового мастера. Непосредственная занятость на полевых геологоразведочных работах полный рабочий день. Вышеуказанные должности дают право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2 раздела 1, подраздел: должность помощника машиниста буровых установок – 2010100а-13590, должности: бурового мастера-2010100б-23202, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10. Исключены из специального стажа следующие периоды: отпуск без сохранения заработной платы с 14.06.1993 по 18.06.1993, 18.06.1993 по 25.06.1993, с 22.09.1993 по 22.10.1993; учебные отпуска – 10.05.1989 по 30.05.1989, с 13.11.1989 по 30.11.1989, 01.03.1990 по 20.03.1990, с 01.10.1990 по 22.10.1990, с 01.04.1991 по 30.04.1991, с 03.06.1991 по 30.06.1991. Примечание: УП «Кайраккумская комплексная геологическая экспедиция» является правопреемником Северной гидрогеологической экспедиции (приказ №3-р от 11.01.2001).

По данным справки Главного управления геологии при Правительстве Республики Таджикистан № 47 от 22.02.2022, имеются сведения о сумме заработка, в которую включены ежемесячные премии, доплаты, надбавки с учетом квартальных, полугодовых и других премий, вознаграждений, полевого довольствия и коэффициент ВКА за период с июня 1985 по ноябрь 1985, с января 1988 по ноябрь 1988, за 1989, 1990, 1991, 1992, январь 1993 по октябрь 1993 (л.д.11). При этом указано, что заработная плата начислялась и выплачивалась за дни фактической работы, за учебные отпуска заработная плата не начислялась. При этом, суд обращает внимание, что оплата труда имела место только по октябрь 1993 года включительно, при том, что по данным трудовой книжки истца, а также данным работодателя, период работы истца оканчивается 25.12.1993.

По правилам пункта 1 статьи 6 Договора, если обстоятельства, влияющие на установление пенсий или их выплату по законодательству одной Договаривающейся Стороны, имеют место на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона рассматривает данные обстоятельства, как если бы они имели место на ее территории.

Пунктом 65 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», установлено, что в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таком считается 15-е число соответствующего месяца.

Таким образом, спорные периоды работы истца на территории Республики Таджикистан имели место после 01.01.1991, вместе с тем в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который вступил в силу 21.10.2022 (в связи с чем подлежит применению при оценке пенсионных прав истца по его заявлению о назначении досрочной страховой пенсии по старости от 21.11.2022), при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях по законодательству одной из Договаривающейся Сторон аналогичные периоды работы на территории другой Договаривающейся Стороны с периодами такой работы на территории первой Договаривающейся Стороны не суммируются, но учитываются как периоды страхового стажа на общих основаниях, за исключением периодов работы на территориях бывших Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Таджикской Советской Социалистической Республики, имевших место до 1 января 1991 г.

Исходя из вышеприведенных нормативных положений применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы на территории Республики Таджикистан не имеется.

Вместе с тем, разрешая требование истца о включении таковых в страховой стаж, суд исходит из того, что данные периоды работы в установленном порядке отражены в трудовой книжке истца, подтверждены данными, представленными в материалы дела работодателем истца, имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (16.12.1999), в связи с чем подлежат включению в страховой стаж истца, однако, с учетом данных о выплате истцу заработной платы, которая производилась только по октябрь 1993 года, а также за вычетом периодов учебных отпусков, за которые согласно данным работодателя, не начислялась заработная плата.

Таким образом, в страховой стаж подлежат включению периоды работы истца на территории Республики Таджикистан: с 01.01.1991 по 31.03.1991, с 01.05.1991 по 02.06.1991, с 01.07.1991 по 31.01.1992, с 01.02.1992 по 15.10.1993, то есть за вычетом периодов учебных отпусков: с 01.04.1991 по 30.04.1991, с 03.06.1991 по 30.06.1991, а также с учетом выплаты истцу заработной платы только по октябрь 1993 года.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периодов работы с 19.01.1995 по 31.12.1998, с 29.04.1999 по 02.10.1999, с 20.04.2000 по 27.04.2000 в качестве кочегара 3 разряда котельной Чернолучинского участка ЖКХ Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омского района, суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.0.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Подпунктом «б» пункта 1одпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991 № 10.

В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поименованы машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).

Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а работа в период до 01.01.1992 может также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

В силу абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29).

Таким образом, периоды работы после 01.01.1992 требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку от 26.01.1991, но и ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.

Из материалов дела следует, что спорные периоды работы истца в качестве кочегара 3 разряда котельной Чернолучинского участка ЖКХ Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омского района имели место в период после 01.01.1992, следовательно для включения их в специальный стаж требуется подтверждение ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.

По сведениям МКУ «Муниципальный архив», ВКА был принят на работу в муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Омского района Омской области кочегаром котельной 3 разряда Чернолученского участка ЖКХ с 19.01.1995 (приказ №87-к от 24.01.1995). ВКА (машинист котельной Чернолученского участка ЖКХ) был уволен с 27.04.2000 по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (приказ №389-к от 27.04.2000). Вместе с тем, имеются ведомости по начислению заработной платы и отчислениям в пенсионный фонд в отношении ВКА, за период с января по май 1995 года, с сентября 1995 по декабрь 1995, за 1996 год, за 1997 год, с января по май 1998, с октябрь 1998 по декабрь 1998, за апрель – июль, сентябрь, октябрь 1999 год, за апрель 2000 года. Документы, подтверждающие особый характер работы истца, в отношении ВКА не поступали.

В ЕТКС выпуск 1 Раздел: Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства дана характеристика работ по профессии машиниста (кочегара) котельной.

Согласно ЕТКС характеристика работ машиниста (кочегара) котельной 3-го разряда следующая: обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 12,6 ГДж/ч до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 21 до 84 ГДж/ч (свыше 5 до 20 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов на паровых железнодорожных кранах грузоподъемностью свыше 25 т или котлов паровых экскаваторов. Пуск, остановка, регулирование и наблюдение за работой тяговых и золошлакоудаляющих устройств, стокера, экономайзеров, воздухоподогревателей, пароперегревателей и питательных насосов. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станции мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов, с суммарной тепловой нагрузкой свыше 42 до 84 ГДж/ч (свыше 10 до 20 Гкал/ч). Обеспечение бесперебойной работы оборудования котельной. Пуск, остановка и переключение обслуживаемых агрегатов в схемах теплопроводов. Учет теплоты, отпускаемой потребителям. Удаление механизированным способом шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов производственных и коммунальных котельных и поддувал газогенераторов. Погрузка золы и шлака при помощи механизмов в вагонетки или вагоны с транспортировкой их в установленное место. Наблюдение за правильной работой механизмов золошлакоудаления, подъемно-транспортного оборудования, сигнализации, приборов, аппаратуры и ограждающих устройств. Смыв шлака и золы специальными аппаратами. Участие в ремонте обслуживаемого оборудования.

Таким образом, характеристика работ машиниста (кочегара) котельной указывает на то, что она может выполняться исключительно на работающих котлах в тот период, когда котельная осуществляет свои непосредственные производственные функции (отопительные и водогрейные). В те периоды, когда котельная прекращает выполнение указанных функций, то есть котлы останавливаются на период межотопительного сезона, лица, работающие по профессии машинист (кочегар), не могут выполнять свои непосредственные обязанности, включенные в их характеристику работ.

Как указано выше, согласно ЕТКС характеристика работ машиниста (кочегара) котельной 3-го разряда, то есть в должности, поименованной в спорный период в трудовой книжке истца, предполагала обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью свыше 12,6 ГДж/ч до 42 ГДж/ч (свыше 3 до 10 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных и паровых котлов с теплопроизводительностью котла свыше 21 до 84 ГДж/ч (свыше 5 до 20 Гкал/ч), работающих на твердом топливе.

Работодателем либо архивными учреждениями какие-либо справки или документы, из которых можно было бы установить период работы истца в поименованной Списком должности, в условиях полного рабочего дня, равно как и факт работы котельной, обслуживаемой истцом, на твердом топливе, не представлено.

В связи с изложенным, достоверно установить занятость истца в должности поименованной Списком в условиях полного рабочего дня, не представляется возможным.

Доводы истца о том, что факт его работы подтверждается записями в трудовой книжке, не может быть принят во внимание, учитывая, что самого факта работы истца в указанной должности не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии без предоставления документов, подтверждающих особые условия труда и исполнение должностных обязанностей в условиях полного рабочего дня.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в указанной части также не имеется.

Вместе с тем, разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Советской армии с 21.11.1985 по 18.12.1987, суд исходит из следующего.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта «а»; абзац 3 подпункта «б» пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта «в» пункта 1 Постановления).

Так, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 1 и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт «к»), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте «з» Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.

Абзац 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 был введен в действие с 01.01.1992 и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и учебу после 01.01.1992 в специальный стаж.

Согласно справке Военного комиссариата Омского района Омской области № 2/393 от 26.01.2023, рядовой запаса ВКА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был призван на военную службу при Кайраккумском РВК Ленинобадской области 21.11.1995 и уволен в запас 11.12.1097 на основании <данные изъяты>. Основание: учетная карточка к военному билету НС (л.д.9).

Поскольку заявленный к включению в специальный стаж истца период службы в Советской армии имел место до 01.01.1992, указанный период по продолжительности не превышал имеющегося у истца стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода службы в Советской армии с 21.11.1985 по 11.12.1987.

Истцом, кроме того, заявлено о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая заявленное истцом требование, суд исходит из следующего.

    В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях.

Принимая во внимание продолжительность специального стажа, включенного судом, продолжительность специального стажа истца составила более половины установленной законом продолжительности специального стажа, то есть более 6 лет и 3 месяцев, в связи с чем страховая пенсия подлежит назначению с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам, то есть в рассматриваемом случае – на 2 года, то есть по достижении 58 лет. На момент рассмотрения дела судом истец возраста 58 лет не достиг, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию у суда не имеется.

    Истцом, кроме того, заявлено о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    Так, по правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в том числе требования неимущественного характера.

    Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

    В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

     По данным материалов дела, 08.12.2022 между ВКА (заказчик) и ИП ИЖН (исполнитель) заключен договор возмездного оказания юридических от 08.12.2022, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказать заказчику услуги по подготовке искового заявления от имени Заказчика к ОСФР по Омской области о включении периодов работы в специальный стаж (п.1.1.1, л.д. 21). Стоимость услуг по договору составила 12 300 рублей, из которых: 10 000 рублей составление искового заявления, 1000 рублей консультирование заказчика, 1000 рублей оплата государственной пошлины: направление почтовой связью искового заявления – стоимость услуги составляет 800 рублей + почтовые расходы; услуги по отправке корреспонденции ответчику; копирование документов. В стоимость услуг не включается оплата государственной пошлины (п. 3.1, п. 3.2).

    Стоимость услуг по договору составила 12 000 рублей. Оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается квитанцией от 08.12.2022 (л.д. 20).

    Разрешая вопрос о размере подлежащих возмещению расходов по оплате юридических услуг, суд оценивает объем проделанной представителем работы, сопоставляет его со сложностью категории данного гражданского дела.

    Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ) (пункт 12).

    Разумными следует считать такие расходы, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).

    Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату юридических услуг, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

    Из указанного следует вывод о том, что суд наделен правом уменьшать размер судебных издержек, если этот размер носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

    Принимая во внимание объем выполненной работы (составление иска), исходя из принципа разумности и справедливости, применительно к положениям пунктов 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2016, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в размере 8 000 рублей.

    Истцом, кроме того, заявлено о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    Суд, исходя из части 1 статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что требования истца удовлетворены, приходит к выводу, что расходы по уплате государственной пошлины в заявленном размере подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ВКА удовлетворить частично.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в страховой стаж ВКА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), периоды работы с 01.01.1991 по 30.03.1991, с 01.05.1991 по 02.06.1991, с 01.07.1991 по 31.01.1992, с 01.02.1992 по 15.10.1993.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в специальный стаж ВКА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период службы в армии с 21.11.1985 по 11.12.1987.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу ВКА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), расходы по оплате юридических услуг в размере 8 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                            К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2023 года.

2-816/2023 (2-5811/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ВОРОБЬЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Отделение фонда пенсионного социального страхования фонда Российской Федерации по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Калинина Ксения Алексеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2023Подготовка дела (собеседование)
26.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
19.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее