Дело № 2-3294/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2020 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Л.В. Пановой
при секретаре Е.О.Уфимцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скибо В.Д. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска об отмене решения, назначении пенсии по случаю потери кормильца,
установил
Скибо В.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска (далее – ГУ-УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска) о признании решения №234704/19 от 27.06.2019 г. об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца незаконным, обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения в УПФР.
В обоснование требований указала, что являлась получателем пенсии по потере кормильца до 03.12.2016 г. 18.03.2019 г. обратилась в ГУ-УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с обучением на дневном отделении сначала в течение года в Хэйлунцзянском университете с 01.09.2017 г. по август 2018 года по углубленной программе изучения китайского языка по специальности лингвистика, а затем, начиная с 01.09.2018 года в Шанхайском университете по направлению рекламное дело, форма обучения дневная. Отказывая в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, ответчик ссылается на то, что из представленных документов не усматривается обучение по основным образовательным программам, в связи с чем истца невозможно отнести к числу нетрудоспособных членов семьи. Истец полагает данное решение незаконным, просит его отменить.
Истец Скибо В.Д. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель истца Сайко А.В., действующая на основании доверенности (л.д. 27) в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Сорокина Н.Г., действующая на основании доверенности (л.д. 28) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет
В судебном заседании установлено, что истец Скибо В.Д. являлась получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца до 31.08.2017 г.
18.03.2019 г. Скибо В.Д. обратилась с заявлением о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Решением УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска №234704/19 от 27.06.2019 г. в назначении страховой пенсии отказано, в связи с тем, что Скибо В.Д. обучается не по основным образовательным программам и не может быть отнесена к числу нетрудоспособных членов семьи (л.д. 20-23).
Из материалов дела следует, что Скибо В.Д. с 01.09.2017 г. по 31.08.2018 года обучалась в Международном институте культуры и образования Хэйлунцзянского университета по углубленной программе изучения китайского языка на дневной форме обучения (л.д. 25).
Согласно справке от 13.02.2019 г., Скибо В.Д. с 01.09.2018 г. обучается в Шанхайском университете по направлению подготовки рекламное дело на дневной форме обучения. Срок окончания обучения 31.07.2022 г. (л.д. 28).
Давая оценку конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", Конституционный Суд в Постановлении от 5 декабря 2017 года N 36-П, указал, что само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, в полной мере согласуется с положениями Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 39, часть 1), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения. В частности, в соответствии с подпунктом "h" пункта 1 статьи 1 Конвенции МОТ 1967 года N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Российской Федерацией не ратифицирована) термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Из Постановления Конституционного Суда от 27 ноября 2009 года N 18-П и Определения от 17 декабря 2008 года N 1071-О-О, следует, что при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства
Таким образом, исходя из положений Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 39, часть 1), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения и приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения и организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 7 части 1 статьи 3); при этом право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет относится к числу основных академических прав, предоставляемых обучающимся (пункт 1 части 1 статьи 34).
Исходя из этого, реализация гражданином Российской Федерации права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает возможность обучения как в российских, так и в иностранных учебных заведениях, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них, в том числе, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования.
Соответственно, условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории Российской Федерации иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Учитывая, что истица обучается по дневной форме обучения; обучение является ее основным занятием, из представленных документов, не следует, что программа обучения не является основной, процесс обучения носит непрерывный характер, суд приходит к выводу о том, что Скибо В.Д. обучается по основной образовательной программе, а, следовательно, относится к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца С.Д.А..
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования Скибо В.Д. в полном объеме, отменить решение ГУ-УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска от 27.06.2019 г. №234704/19, обязать ГУ-УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска назначить Скибо В.Д. страховую пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения в ГУ-УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска – 18.03.2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. (░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ...) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ (░░░ 7450026700, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.12.2002 ░.) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ №234704/19 ░░ 27.06.2019 ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 18 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░