Судья Зубков Г.А. Дело № 33а-111/2022 (33а-2932/2021)
(в 1 инст. дело № 2а-2843/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2022 года город Майкоп
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Панеш Ж.К.
судей – Тхагапсовой Е.А. и Тачахова Р.З.
при секретаре судебного заседания – Хаджемуковой Д.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23.06.2021, которым постановлено:
в удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании задолженности:
-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 5 672,45 руб. и пеня в размере 4,82 руб.;
-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 22 403,25 руб., пеня в размере 27,37 руб.;
-налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пеня в размере 805,30 руб.;
-налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 195 руб., пеня в размере 75,47 руб. – отказать.
Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО4, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Адыгея (далее – МИФНС России №1 по РА) обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам (налогу).
В обоснование иска указал, что административный ответчик состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации до 22.09.2020 являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, однако обязанность по уплате страховых взносов и пени до настоящего времени не исполнил.
Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам, которые в установленный срок не были исполнены.
Просил взыскать с ФИО1 недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере 5 672,45 руб. и пени в размере 4,82 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 22 403,25 руб., пени в размере 27,37 руб.; налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 195 руб., пени в размере 75,47 руб.; налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения упрощенную систему налогообложения, в размере 805,30 руб.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, считает, что решение незаконно вследствие того, что вышеуказанная задолженность по уплате страховых взносов и налогам административным ответчиком не погашена.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление от представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее – УФНС по Республике Адыгея) по ФИО4 о процессуальном правопреемстве, согласно которому заявитель просит произвести замену стороны по настоящему делу с МИФНС России №1 по Республике Адыгея на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее – УФНС по Республике Адыгея).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно приказу УФНС по Республике Адыгея от 06.07.2021 №ЕД-7-4/627 МИФНС России №1 по Республике Адыгея реорганизована путем присоединения к УФНС Республики Адыгея, установлено, что УФНС Республики Адыгея является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС России №1 по Республике Адыгея.
Согласно частям 4 и 6 статьи 44 КАС РФ в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство. Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Перечень случаев, когда производится замена стороны по делу правопреемником, является открытым. Одним из таких случаев, с которыми процессуальное законодательство связывает замену стороны правопреемником, является реорганизация юридического лица.
На основании изложенного установлено, что права и обязанности МИФНС России №1 по Республике Адыгея перешли в связи с реорганизацией в форме присоединения к УФНС по Республике Адыгея, а правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости замены стороны правопреемником в соответствии с требованиями статьи 44 КАС РФ.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).
В соответствии со статьей 432 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Частью 2 статьи 48 НК РФ закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что административный ответчик ФИО1 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя до 22.09.2020 и в соответствии с главой 34 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
За административным ответчиком образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 5 672,45 руб. и пени по данному страховому взносу в размере 4,82 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 22 403,25 руб., пени по данному страховому взносу в размере 27,37 руб.
Административным истцом в адрес ФИО1 направлялось требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14.10.2020 со сроком добровольного исполнения до 17.11.2020, которое не было исполнено административным ответчиком.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что административный ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество за 2016 год в размере 195 руб., и пени по данной недоимке в размере 9,83 руб., который не был уплачен административным ответчиком.
Административным истцом в адрес ФИО1 направлялось требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.06.2018 со сроком добровольного исполнения до 07.08.2018, которое не было исполнено административным ответчиком.
Как следует из истребованного судом апелляционной инстанции административного дела №, 20.12.2018 мировым судьей судебного участка № 6 г. Майкопа Республики Адыгея был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по взимаемому налогу.
Определением мирового судьи от 03.02.2021 судебный приказ отменён на основании заявления административного ответчика.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из предъявленных административным ответчиком квитанций об оплате задолженности по недоимке за 2017-2019 годы.
Между тем, административным истцом заявленны требования о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени за 2020 год (требование №), в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год - в размере 21 844,25 руб. (начисленные с учетом снятия ФИО1 с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя, со сроком уплаты - 07.10.2020) и пеня, начисленная на указанную сумму задолженности - размере 18,57 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - в размере 5 672,45 руб. (начисленные с учетом снятия ФИО1 с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя, срок уплаты - 07.10.2020) и пеня на указанную сумму задолженности - в размере 4,82 руб.
В силу абзаца 1 пункта 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (абзац 2 пункта 5 статьи 430 НК РФ).
Указанные выше суммы страховых взносов на ОПС и ОМС охватывают период осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности за 2020 год, с учетом снятия его с учета в качестве индивидуального предпринимателя (снят с учета 22.09.2020г.).
Вместе с тем, в удовлетворении требований о взыскании задолженности по пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения упрощенную систему налогообложения, в размере 805,30 руб. административному истцу следует отказать, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств наличия такой задолженности.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение указанным требованиям не отвечает и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 308, 309, пункт 3 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 23.06.2021 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 672,45 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4,82 ░░░.;
-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 22 403,25 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 27,37 ░░░.;
-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 195 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 75,47 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 805,30 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 051,05 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (350020, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 3) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░