Судья Житенева Е.С. Дело № 33-8671/2023
УИД 34RS0008-01-2023-000156-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 09 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Федоренко И.В.,
судей Волковой И.А., Молоканова Д.А.,
при секретаре Буйлушкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1288/2023 по иску прокурора Центрального района г.Волгограда, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда, ТСН «Днестровская 12» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора твердых бытовых отходов, принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства,
по апелляционной жалобе ТСН «Днестровская 12»
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 03 мая 2023 года, которым частично удовлетворен иск прокурора Центрального района г.Волгограда, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда, ТСН «Днестровская 12» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора твердых бытовых отходов, принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
На ТСН «Днестровская 12» возложена обязанность в течение 1-го месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства в районе дома №12 по ул. Днестровской г.Волгограда, в удовлетворении остальной части иска - отказано.
С ТСН «Днестровская 12» (ИНН 3444167832) в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Федоренко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Волгограда обратился в суд с иском к администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда, ТСН «Днестровская 12» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора твердых бытовых отходов, принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района рассмотрено коллективное обращение жителей многоквартирного дома №12 Б по ул. Днестровской г. Волгограда по вопросу нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, в связи с ненадлежащим содержанием контейнера и контейнерной площадки вблизи многоквартирного дома №12 по ул. Днестровской. Согласно доводам обращения контейнер, относящийся к нулевой секции, не закрыт, не оборудован, без какого-либо ограждения расположен на расстоянии ближе 20 метров к жилому дому, не обрабатывается дезинфекционными средствами.
В ходе проверки было установлено, что между многоквартирными домами №12 Б и №12 по ул. Днестровской расположена контейнерная площадка с одним контейнером для сбора бытовых отходов. Данная контейнерная площадка в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включена, к обслуживанию управляющими организациями указанных домов не относится, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов не входит. Контроль за надлежащим санитарным состоянием контейнера и площадки под ним не осуществляется, вопрос о его оборудовании в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере обращения с ТКО не решен.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в марте 2021 года в адрес главы администрации Центрального района было внесено представление, в ходе рассмотрения которого администрацией района 7 апреля 2021 года в адрес ТСН «Днестровская 12» была направлена информация о необходимости соблюдения прав собственников жилого дома. Однако ответ от ТСН «Днестровская 12» не истребован, меры по включению в реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов администрацией Центрального района не приняты.
В нарушение п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3), расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного дома №12 Б по ул. Днестровская г.Волгограда составляет 19 м. Бездействие должностных лиц администрации Центрального района Волгограда по решению вопроса уборки несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, а также самовольная установка пластикового контейнера в непредусмотренных местах является недопустимым, поскольку нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, безопасные и благоприятные условия проживания, создают предпосылки к распространению инфекционных заболеваний в связи с размещением бытовых отходов в непосредственной близости от жилых домов, а также угрозу противопожарной безопасности в связи с размещением горючих отходов в жилой застройке.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда и администрации Центрального района Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной между многоквартирными жилыми домами №12Б и №12 по ул. Днестровской г.Волгограда; обязать ТСН «Днестровская 12» ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора твердых бытовых отходов между многоквартирными домами №12Б и №12 по ул.Днестровской г.Волгограда; обязать ответчиков принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с норами санитарно-эпидемиологического законодательства в районе дома №12 по ул. Днестровской г.Волгограда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ТСН «Днестровская 12», оспаривая законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что приведенные в жалобе доводы являются необоснованными, вынесенное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ТСН «Днестровская 12» - Ягубова В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации Волгограда – Цыцулиной М.А. и прокурора Маминой Н.Л., оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, во дворе многоквартирного дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда расположена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов.
Актом обследования от 2 мая 2023 года, составленным с участием представителей администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда, ТСН «Днестровская 12» и прокуратуры Центрального района Волгограда и представленным к акту фотоматериалом подтверждается, что вышеуказанная контейнерная площадка имеет бетонное основание, огорожена, в ней расположен один мусорный контейнер, расстояние от площадки до многоквартирного дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда составляет 18 м.
Указанная выше контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда, собственником места накопления твердых коммунальных отходов указано ТСН «Днестровская 12».
Обслуживание данной контейнерной площадки осуществляется ТСН «Днестровская 12», что подтверждается представленной в дело копией договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами №2509/2019 от 01 января 2019 года, заключенным с региональным оператором ООО «Управление отходами-Волгоград».
Сообщением от 02 апреля 2021 года региональный оператор ООО «Управление отходами-Волгоград» донесло до заместителя главы администрации Центрального района Волгограда, что место (площадка) накопления по ул. Днестровская 12 в Центральном районе Волгограда включено в Реестр контейнерных площадок к территориальной схеме по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, в связи с чем ООО «Управление отходами-Волгоград» заключило с ТСН «Днестровская 12» договор № 2509/2019 на оказание услуги по обращению с ТКО по ул. Днестровская 12 (1-4 секции), задолженность у ТСН «Днестровская 12» перед региональным оператором отсутствует.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на компанию, как управляющую организацию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, а также установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что именно на ТСН «Днестровская 12» лежит обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для дома, находящегося в управлении, в рассматриваемом случае - контейнерной площадки возле дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда.
Доводы представителя ответчика ТСН «Днестровская 12» о том, что данная контейнерная площадка не предназначена для обслуживания нужд жителей 1-4 секции многоквартирного дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда, суд первой инстанции посчитал не убедительными. Кроме этого, данное обстоятельство также опровергается ранее указанным в настоящем решении сообщением ООО «Управление отходами-Волгоград» от 02 апреля 2021 года, согласно которому в рамках заключенного с ТСН «Днестровская 12» договора№2509/2019 от 01 января 2019 года, региональным оператором оказываются услуги по обращению с ТКО по ул. Днестровская, д.12 (1-4 секция).
Также суд первой инстанции указал, что вопреки суждениям представителя ответчика ТСН «Днестровская 12» действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее за пределами такого земельного участка. При этом нахождение контейнерной площади за пределами земельного участка под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нахождения контейнерной площадки от многоквартирного дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда на расстоянии 18 метров, вместо положенных 20 метров, данное обстоятельство является нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил исковые требования прокурора Центрального района г.Волгограда о возложении на ТСН «Днестровская 12» обязанности принять меры по организации места для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
Правовых оснований для удовлетворения иска к администрации Волгограда и администрации Центрального района Волгограда в данной части исковых требований, а также в части признания их бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора ТБО, суд первой инстанции не усмотрел, как и не усмотрел оснований для возложения на ТСН «Днестровская 12» обязанности ликвидировать самовольно установленный пластиковый контейнер для сбора ТБО, поскольку данный контейнер используется управляющей организацией для вывоза мусора из мусорных камер многоквартирного дома №12 по ул. Днестровская г.Волгограда, на постоянной основе данный контейнер не находится во дворе многоквартирного дома, после каждой выгрузки отходов из мусорных камер помещается обратно в мусорную камеру.
Судебная коллегия соглашается с постановленным по делу решением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что блок секция «0» по ул. Днестровская 12 не обслуживается ТСН «Днестровская 12», а спорная площадка расположена на муниципальной земле, в связи с чем обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления не могут быть приняты во внимание
С 2009 года на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 12 по ул. Днестровская в Центральном районе г.Волгограда по настоящее время управление многоквартирным домом № 12 по ул. Днестровская г. Волгограда осуществляется ТСН «Днестровская 12».
Площадь помещений дома блок-секции «0» существенно меньше площади дома №12 (1-4 секции) по ул. Днестровской г. Волгограда, в связи с чем после объединения двух объектов данная часть здания следует правовой судьбе здания в целом.
Решение общего собрания о выборе способа управления домом ТСН «Днестровская 12)» является обязательным для всех собственников помещений в указанном доме, в том числе, для собственников помещений, расположенных в границах блок-секции «0».
До настоящего времени решение собственников помещений о выборе данного способа управления домом в установленном порядке недействительным не признано, в судебном порядке не оспаривалось, иных решений собственниками помещений указанного дома либо отдельно в границах блок - секции «0» не принималось, а в силу ч.9 ст.161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Неисполнение ТСН «Днестровская 12» обязанности по управлению всем многоквартирным жилым домом не порождает у органов местного самоуправления обязанности по содержанию мест накопления ТКО.
Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. На основании подпункта "д" пункта 11 данных Правил, содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 26(1) данного Перечня установлено, что к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Данные нормативные положения согласуются с требованиями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которых отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как определено пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Таким образом, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (содержание контейнерных площадок) входит в состав работ по содержанию общего имущества МКД.
Учитывая изложенное оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 03 мая 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН «Днестровская 12» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд г. Волгограда в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: