Дело № 3а-161/2018
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 12 сентября 2018 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Конюховой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Льва Евгеньевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Волков Л.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 791 кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации кафе, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 997 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Заявление обосновано следующим: Волков Л.Е. является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 846 061,68 рублей.
Согласно отчету ООО «Ярэксперт» №11974/18 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 2 997 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Грачева А.А. административное исковое заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Пахомова Е.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости земельного участка не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представило на заявление отзыв, в котором оставило вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. Подтвердило кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в размере 6 846 061,68 рублей.
Управление Росреестра по Ярославской области представило на административный иск отзыв, в котором оставило вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. Указало, что Волков Л.Е. в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости не обращался.
Мэрия города Ярославля представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Иные участники процесса представителей в суд не направили, отзывов на административное исковое заявление суду не представили.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Волков Л.Е. является собственником земельного участка площадью 1 791 кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации кафе, расположенного по адресу: <адрес> Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, правообладателем которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, поставлен на кадастровый учет 9 декабря 2002 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе города Ярославля.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № согласно кадастровой справке составляет 6 846 061,68 рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО «Ярэксперт» № 11974/18 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на указанную дату равна 2 997 000 рублей.
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области опровергнуты представленными административным истцом доказательствами, в том числе устными и письменными пояснениями оценщика.
Так, ссылка на неверный выбор оценщиком аналогов в градостроительной зоне, не может быть принята судом, поскольку территориальная зона не является ценообразующим фактором, влияющим существенным образом на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Из пояснений в качестве свидетеля оценщика ФИО 1 следует, что основными ценообразующими факторами являются: местоположение земельного участка, расположение относительно красной линии, передаваемые имущественные права.
Кроме того, приведенные доводы заинтересованного лица не подтверждены рыночными данными, которые приведены оценщиком в дополнительных пояснениях.
В ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения и доводы о неполном исследовании оценщиком ограничений в виде зоны регулирования застройки у объекта-аналога№3.
Проанализировав весь перечень ограничивающих факторов, установленных в указанной зоне, учитывая разрешенное использование земельного участка, оценщик пришел к выводу, что данное ограничение не является ценообразующим фактором, поскольку не уменьшает инвестиционную привлекательность объекта недвижимости, не ведет к дополнительным расходам собственника. Отчет ООО «Ярэксперт» в данной части не противоречит пункту 13 ФСО №3.
В подтверждение выводов оценщика свидетельствуют и рыночные данные, приведенные на странице 108 отчета.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Анализируя содержание представленного отчета, а также принимая во внимание отсутствие обоснованных доводов со стороны заинтересованного лица о необоснованности установленной в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения Волкова Л.Е. с заявлением в суд (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – 2 августа 2018 года.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 2 августа 2018 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Волкова Льва Евгеньевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 791 кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации кафе, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 997 000 (два миллиона девятьсот девяносто семь тысяч) рублей по состоянию на 1 января 2015 года на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 2 997 000 (два миллиона девятьсот девяносто семь тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 2 августа 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.