Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2015 года Дело №2-496/2015
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
При секретаре Киселевой А.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жукова В.Н., Кичеева Н.Н., Махлеповой Т.Ю., Беловой Т.Л., Калмыковой С.А., Попелкова А.П., Зацепиной Ю.Ю. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы,
с участием: представителя истцов – Мурзина П.И., действующего на основании доверенностей;
представителя ответчика - Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ Дроздовой О.В., действующей на основании доверенности;
УСТАНОВИЛ:
Жукова В.Н., Кичеев Н.Н., Махлепова Т.Ю., Белова Т.Л. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ в пользу: Жукова В.Н. в размере 188 120 руб. 87 коп., Кичеева Н.Н. – 190 924 руб. 73 коп., Махлеповой Т.Ю. – 147 617 руб. 90 коп., Беловой Т.Л. – 197 802 руб. 94 коп., обязании ответчика с ДД.ММ.ГГГГ начислять районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на стимулирующие выплаты, обязании ответчика самостоятельно произвести перерасчет денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом надбавок стимулирующего характера, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и произвести выплату образовавшейся задолженности.
Калмыков С.А., Попелков А.П., Зацепина Ю.Ю. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по РХ о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ в пользу Калмыкова С.А. – 204 546 руб. 10 коп., Попелкова А.П. – 212 669 руб. 47 коп., Зацепиной Ю.Ю. – 217 358 руб. 46 коп., обязании ответчика с ДД.ММ.ГГГГ начислять районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на стимулирующие выплаты, обязании ответчика самостоятельно произвести перерасчет денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом надбавок стимулирующего характера, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и произвести выплату образовавшейся задолженности.
Определением суда от 15.01.2015 указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истцов Мурзин П.И. заявленные требования уточнил, дополнительно просил суд взыскать с ГУ МЧС России по РХ заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести перерасчет ежегодного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ МЧС России по РХ компенсацию морального вреда по 50 000 руб. в пользу каждого, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя по 5 000 руб. в пользу каждого.
По существу заявленных требований представитель истцов Мурзин П.И. суду пояснил, что истцы являются государственными гражданскими служащими. В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1459 «О дополнительным мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Протоколами заседания Комиссии МЧС России по социальным выплатам №1 от 04.03.2013 и №5 от 26.12.2014, приказами ГУ МЧС России по Республике Хакасия истцам начислялась и выплачивалась ежемесячная поощрительная выплата за своевременное и качественное выполнение поставленных задач и единовременная премия. Денежное вознаграждение, которое полагается государственным служащим, в том числе сотрудникам ГУ МЧС России по Республике Хакасия, определено нормативными правовыми актам, указами Президента РФ, приказами МЧС России. На все составляющие денежного содержания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.1992 №933 работодатель обязан начислять районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в Республике Хакасия. Между тем, в нарушение действующего законодательства районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия на суммы поощрительных выплат и премий не начислялись, тогда как эти выплаты и премии являются частью заработной платы.
В связи с изложенным, представитель истцов Мурзин П.И. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ МЧС России по РХ Дроздова О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, заявила о пропуске истцами срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования не признала в связи со следующим. Согласно ч. 2 и 5 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определены составные части денежного содержания государственного гражданского служащего, среди которых ежемесячная поощрительная выплата за своевременное и качественное выполнение поставленных задач в 2013-2014 годах не поименована, в связи с чем, основания для применения к данным выплатам районного коэффициента и северной надбавки отсутствовали. При формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих применение районного коэффициента и северной надбавки допускается только к составным частям денежного содержания, к которым спорные выплаты не относятся. Оплата труда государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета в пределах фонда оплаты труда, при экономии которого высвободившиеся денежные средства могут использоваться на выплату премий по результатам работы. Начисление и выплата спорного ежемесячного денежного поощрения осуществлялась на основании протокола заседания комиссии МЧС России по социальным выплатам от 04.03.2013 и от 26.12.2013, в котором указано, что для выплаты таких ежемесячных денежных поощрений требуются дополнительные денежные средства, которые предоставлялись ответчику как дополнительные лимиты. Представитель ответчика просит учесть письмо МЧС России от 14.11.2014, которое содержит указание о не включении спорного единовременного денежного поощрения в состав денежного содержания гражданских служащих.
Представитель ГУ МЧС России по РХ Дроздова О.В. просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Поскольку ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, суд проверил данный довод.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Индивидуальный трудовой спор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора.
Соответственно, требования истцов о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы являются индивидуальным трудовым спором.
В судебном заседании истцы просят взыскать заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С иском в суд с данными требованиями истцы Жуков В.Н., Кичеев Н.Н., Махлепова Т.Ю., Белова Т.Л. обратились ДД.ММ.ГГГГ, истцы Калмыков С.А., Попелков А.П., Зацепина Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что по требованиям Жукова В.Н., Кичеева Н.Н., Махлеповой Т.Ю., Беловой Т.Л. о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по требованиям Калмыкова С.А., Попелкова А.П., Зацепиной Ю.Ю. о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, истцом пропущен.
Предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений; сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника в случае незаконного расторжения трудового договора и является достаточным для обращения в суд.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п 5 Постановления от 17.03.2004 №2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», следует, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Довод представителя истцов, что работодатель не выдавал истцам ежемесячно расчетные листы о составе заработной платы, суд не принимает во внимание в качестве уважительности причин пропуска срока предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Так, истцы с момента приема на работу знали условия оплаты своего труда, следовательно, о нарушенном праве должны были знать с момента получения заработной платы. При этом, в случае сомнений в правильности ее начисления истцы могли обратиться за разъяснениями к работодателю о порядке расчета заработка. Иных причин, кроме неполучения расчетных листков, которые в силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 могли бы быть признаны уважительными, представителем истцов не указано.
В силу п. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Обобщая вышеизложенное, учитывая, что по требованиям Жукова В.Н., Кичеева Н.Н., Махлеповой Т.Ю., Беловой Т.Л. о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по требованиям Калмыкова С.А., Попелкова А.П., Зацепиной Ю.Ю. о взыскании заработной платы, обязании произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, и доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, не предоставлено, суд приходит к выводу, что данные требования удовлетворению не подлежат.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Жуков В.Н., Кичеев Н.Н., Махлепова Т.Ю., Белова Т.Л., Калмыков С.А., Попелков А.П., Зацепина Ю.Ю. проходят государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по РХ, что подтверждается служебными контрактами, имеющимися в материалах дела.
На момент заключения служебного контракта истцам было установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Из расчетных листков истцов, имеющихся в материалах дела, следует, что истцам начислялась ежемесячная поощрительная выплата.
Начисление данной поощрительной выплаты в указанные периоды обусловлено принятием 26.12.2013 во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 №1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" комиссией МЧС России по социальным выплатам решения о дополнительном премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МЧС России в ДД.ММ.ГГГГ, размер которой является различным для разных должностей.
Данное ежемесячное денежное поощрение начислялось и выплачивалось истцам на основании приказов руководителя ГУ МЧС России по Республики Хакасия, издаваемых ежемесячно.
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что к указанной выплате районный коэффициент и процентная надбавка ответчиком не устанавливались и не выплачивались.
Установление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего районного коэффициента и процентной надбавки предусмотрено ч. 9 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", подп. "б" п. 8 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", п. 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562.
Понятие денежного содержания и его составных частей дано в ч. 1 и 2 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, согласно денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по замещаемой должности и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, устанавливаемая в процентном соотношении к окладу по должности; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Размеры составных частей денежного содержания определены названной нормой, в то время как размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (ч. 6 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с подп. "в" п. 8 Указа Президента РФ "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" ежемесячное денежное поощрение, учитываемое в составе фонда оплаты труда гражданского служащего территориального органа (территориальных органах - представительствах) федеральных органов исполнительной власти устанавливается в расчете на год в размере 12 должностных окладов.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что состав денежного содержания гражданского служащего, к которому устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка, четко определен федеральным законодателем, а потому спорная ежемесячная поощрительная выплата за своевременное и качественное выполнение поставленных задач в ДД.ММ.ГГГГ не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а относится к другим выплатам, на которые районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются.
Ссылку представителя истца на протокол заседания комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России по РХ №15 от 23.12.2014, суд не принимает во внимание, поскольку на собрании комиссии по социальным выплатам было принято решение о расчете премии государственных гражданских служащих за выполнение особо сложных и важных заданий в ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, тогда как при рассмотрении дела истцы оспаривают правильность начислений ежемесячного денежного поощрения. Данные выплаты по своей сути являются разными, выплачиваются за разные достижения в работе, соответственно, порядок их расчета также является разным. Вопрос о порядке расчета ежемесячного денежного поощрения на данном собрании не рассматривался.
Иные доводы представителя истца, со ссылками на нормативно правовые акты, суд не принимает во внимание, считает их ошибочными и постановленными на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов о взыскании недоначисленного ежемесячного денежного поощрения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия на стимулирующие выплаты, об обязании произвести перерасчет и выплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом стимулирующих выплат с применением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, об обязании произвести перерасчет ежегодного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.03.2015
░░░░░: ░.░. ░░░░░░