Дело № 2-2467/2019 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2019 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Пыжовой Н.И.,
при секретаре Бурмистровой М.И.
с участием прокуроров Голубева А.С. и Пронина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьянова А.А. к Федеральной таможенной службе, Тверской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе,
У С Т А Н О В И Л :
Гурьянова А.А. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе, Тверской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе.
В обоснование иска указал, что в соответствии с контрактом №к/18 от 26 апреля 2018 года он проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни. Срок действия контракта был установлен с 26 апреля 2018 года сроком на три года. Приказом руководителя ФТС ФИО1№835-К от 26 марта 2019 года на него были возложены обязанности начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) сроком до 28 июня 2019 года. В дальнейшем срок исполнения указанных обязанностей неоднократно продлевался вплоть до увольнения из таможенных органов. В соответствии с приказом руководителя ФТС №3323-К от 29 октября 2019г. он был уволен со службы по основанию, предусмотренному п.п.11 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (за однократное грубое нарушение служебной дисциплины). О произведенном увольнении ему было объявлено приказом Тверской таможни №-к/а от 29 октября 2019 года. Считает увольнение незаконным. Как следует из приказа об увольнении, основанием для увольнения со службы послужил приказ ФТС России от 25 октября 2019г. № 1643 «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен». В указанном документе (п.11) ему вменяется грубое нарушение служебной дисциплины за период исполнения обязанностей начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования, далее «ЦЭД»), выразившееся в «ненадлежащем выполнении требований, изложенных в пунктах 32,46,55,56,68,70,75,76,82 должностной инструкции, п.1.1 п.1 распоряжения ФТС России от 12 июля 2019г. №128-р/дсп «Об организации деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками», подпунктов 3,5 пункта 1 ст.17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997г. № 114- ФЗ». При этом не в обжалуемом приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, ни в приказе №1643 от 25.10.2019г. не приводится каких-либо сведений о сути (содержании) вменяемых ему, т.е. истцу, «грубых нарушений дисциплины», а констатируются только «нарушенные» правовые акты. Согласно п.20 Дисциплинарного устава ФТС основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Порядок проведения служебных проверок в таможенных органах Российской Федерации регламентирован Инструкцией об организации и проведении служебной проверки, утвержденной Приказом ФТС №1557 от 02.08.2012г. Указанным документом предусмотрено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника таможни должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, установлению вины сотрудника, выявлению причинно-следственной связи между действием (бездействием) сотрудника и наступившими последствиями, определению характера и размера материального ущерба, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка (п.2 Инструкции). Однако в нарушение вышеуказанных правовых норм в отношении истца какая-либо персональная служебная проверка вообще не назначалась и не проводилась. Пунктом 20 Дисциплинарного устава ФТС установлено, что при наложении на сотрудника таможни дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующая служба и поведение. Истец считает, что в связи с отказом ответчика от проведения в отношении него служебной проверки, указанные выше обстоятельства выяснены должным образом не были, вследствие чего было вынесено неправомерное, чрезмерно суровое решение, не соответствующее тяжести совершенного проступка. Совершение сотрудником таможни грубого нарушения служебной дисциплины не означает его безусловного увольнения, могут быть применены и другие виды взысканий (строгий выговор, выговор). Сотрудник может быть уволен со службы, однако его действия, послужившие поводом для такого решения, подлежат оценке с точки зрения их характера, наступивших последствий, значимости для интересов службы, условий их совершения, прежнего отношения сотрудника к исполнению служебных обязанностей и других обстоятельств. Положения п.п.11 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» увольнение сотрудника за однократное грубое нарушение служебной дисциплины не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку принятию решения об увольнении сотрудника со службы предшествует объективная оценка совершенного им деяния в рамках установленной процедуры привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности и предоставление гарантий его защиты от произвольного увольнения, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки. В данном случае, руководителем ФТС России при рассмотрении вопроса о привлечении его, т.е. истца, к дисциплинарной ответственности и определении меры наказания в виде увольнения со службы не применены в системной взаимосвязи и совокупности изложенные выше нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, не дана с их учетом надлежащая оценка обстоятельствам дела, касающимся обоснованности применения к нему такой крайней меры дисциплинарного взыскания как увольнение со службы в таможенных органах. Закон предоставляет руководителю таможенного органа возможность избрания для сотрудника, допустившего нарушение, иной, более мягкой меры дисциплинарной ответственности, чем увольнение со службы. Считает, что при оценке обоснованности наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы следовало принять во внимание следующее: 1. Основным местом его, т.е. истца, работы является Западнодвинский таможенный пост Тверской таможни. Он временно исполнял обязанности начальника ЦЭД в период с 29.03.2019г. по 29.10.2019г. Проверка проводилась за период с января 2019г. по текущее время. В материалы проверки попали электронные декларации на товары, выпущенные до 29.03.2019г., т.е. до возложения на него обязанностей по должности. 2. В период его работы в должности и.о. начальника ЦЭД он непосредственно не выпустил ни одной электронной декларации на товары. Предполагает, что причиной привлечения его к дисциплинарной ответственности послужили нарушения, допущенные его подчиненными, за которыми он должен осуществлять контроль как непосредственный руководитель. За период его работы через ЦЭД (около 7 месяцев) выпущено 58639 деклараций на товары, по которым были уплачены таможенные платежи на общую сумму более 42 млр. рублей. Такой объем работы объективно позволяет осуществлять контроль лишь выборочным методом, что ставит под сомнение выводы проверки о его невиновности. 3. Он имеет звание капитана таможенной службы, имеет стаж службы в таможенных органах 17 лет, общая выслуга 26 лет. За время службы он характеризовался только положительно, взысканий не имел, был награжден медалями «За службу в таможенных органах II,III степени», медалями «За доблесть», «За отвагу», неоднократно отмечался благодарностями руководства. Таким образом, приказ руководителя ФТС от 29.10.2019г. об увольнении со службы вынесен с нарушением п.20 Дисциплинарного устава ФТС, п.2 Инструкции об организации и проведении служебной проверки, утвержденной Приказом ФТС №1557 от 02.08.2012г., вследствие чего применена мера взыскания, не соответствующая тяжести.
Просит признать увольнение со службы в таможенных органах незаконным, восстановить его на службе в должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни.
В судебном заседании истец и его представитель Каргин Р.В. поддержали исковые требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика по доверенностям Федеральной таможенной службы Родин А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Гурьянова А.А. не согласился. Поддержал письменные возражения на иск. Из письменных возражений следует, что в соответствии с приказами ФТС России от 26.03.2019г. №835-К, от 10.06.2019г. №1728-К на Гурьянова А.А. были возложены обязанности начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) сроком с 29 марта по 28 cентября 2019 года. На основании приказа ФТС России от 09.07.2019 № 1106 «О проведении внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен» ( с учетом изменений, внесенных приказами ФТС России от 17.07.2019 № 1178, от 31.07.2019 №1246, от 09.09.2019 №1421) была проведена проверка деятельности Тверской таможни комиссией ФТС России. В ходе проведения проверки в период с 29 марта по 28 cентября 2019 года выявлены нарушения, связанные с порядком учета результатов применения мер минимизации рисков. Согласно материалам, изложенным в Акте ФТС России об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен от 27.09.2019 №001 дсп, начальник Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни ( в период исполнения обязанностей начальника Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) Тверской таможни с 29 марта по 28 сентября 2019г.) Гурьянов А.А. не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением подчиненными должностными лицами требований таможенного законодательства в части совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, применения мер по минимизации рисков и фиксирования результатов применения мер по минимизации рисков, контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, контроля таможенной стоимости товаров. При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и декларируемых в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), в отношении которых выявлялись риски занижения таможенной стоимости, отмечался формальный подход должностных лиц Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) при проведении анализа документов, представляемых для подтверждения таможенной стоимости. При проверке правомерности принимаемых должностными лицами Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) решений в отношении таможенной стоимости товаров, в том числе в рамках системы управления рисками, установлено, что сопоставительный анализ с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, в частности со сделками с идентичными и однородными товарами, не проводится. В ходе проверки было выявлено, что в качестве информации для расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и последующего решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в отношении таможенной стоимости товаров, используется таможенная стоимость товаров, которая не отвечает требованиям идентичности, однородности товаров, а также декларированных за пределами установленных сроков для проведения сопоставительного анализа. При наличии в распоряжении таможенного органа информации по сделкам с идентичными, однородными товарами, ввозимыми при сопоставимых условиях. Источники ценовой информации, используемые для расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, подбираются с необоснованными низкими и минимальными стоимостями. В ходе проведения проверочных мероприятий установлены многочисленные случаи, когда при принятии должностными лицами Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в отношении таможенной стоимости товаров, в качестве источника информации подбирались стоимость сделки с однородными товарами, которая незначительно превышает стоимость сделки с оцениваемыми товарами. В ряде случаев при смене участниками ВЭД мест декларирования товаров, сопряженные со снижением индекса таможенной стоимости товаров, риски заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости не выявлялись, соответственно, меры по минимизации рисков также не принимались. В результате анализа действий должностных лиц Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) решений о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости конкретных товаров сумма доначисляемых таможенных платежей по 1 (одной) ДТ не превышает 35000 руб. Решения по таможенной стоимости принимаются в отношении только 1 (одного) товара из «многотоварной партии». Выявлены 87 случаев ( в период с 29 марта по 28 сентября 2019г.), когда в отношении товарных партий не проводился таможенный досмотр, отбор проб и образцов по причине непредъявления товаров. Проведение исчерпывающих мероприятий, направленных на применение мер в полном объеме и в установленные сроки выпуска, - должностными лицами не осуществлялось ( не инициировано проведение досмотров с понятыми, а также не выставлено требование о проведении таможенных операций в отношении товаров владельцу мест временного хранения). Выборочный анализ повторно поданных ДТ (после предшествующего отказа в выпуске товаров) свидетельствует о том, что указанные партии не стоят на контроле и не проверяются. Гурьяновым А.А. не обеспечен контроль объективности принимаемых решений, а также контроль повторно поданных деклараций на товары. В результате проведенного анализа комиссией ФТС России выявлено 6 случаев необоснованного применения по минимизации рисков с кодом «109» (таможенный досмотр). Комиссией ФТС России установлено, что должностными лицами Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) при осуществлении таможенного контроля систематически не выявлялись признаки заявления недостоверных сведений о весе нетто товаров при их декларировании. В результате взвешивания товаров было превышение веса нетто товаров. В период с 29 марта по 28 сентября 2019г. участникам ВЭД было введено 6 товарных партий, содержащие аналогичные товары, обладающих признаками недостоверного заявления сведений о весе нетто товаров. Установлены 6 случаев неприменения мер по минимазации рисков, выявленных на основании автоматических общероссийских профилей рисков. От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии с со своими должностными (функциональными) обязанностями (п.6 ст.310 ТК ЕАЭС). Считает, что истец обоснованно и законно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, поскольку по результатам проведенной ФТС России внеплановой целевой инспекторской проверки, результаты которой отражены в Акте ФТС России от 27.09.2019г. №001 дсп, было выявлено, что Гурьянов А.А. своими действиями нарушил требования пунктов 32, 46,55,56,68,70,75,76,80 должностной инструкции начальника Тверского таможенного поста (центра электронного декларирования) Тверской таможни №, утвержденной начальником Тверской таможни 12.09.2018, подпункта 1 пункта 1 распоряжения ФТС России от 12.07.2019 №128-р ДСП «Об организации деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками». Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Гурьяновым А.А. является нарушением требований п.п.3,5 п.1 ст.17 ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», что в соответствии с п.18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 №1396, квалифицируется как грубое нарушение служебной дисциплины. Процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушена. Порядок проведения инспекторских и функциональных проверок утвержден приказом ФТС России от 11.01.2011 №1 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инспекторских и функциональных проверок таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России». В ходе проведения проверки комиссией ФТС России по выявленным нарушениям у Гурьянова А.А. было истребовано письменное объяснение, в котором не содержалось информации, опровергающей выводы комиссии ФТС России о выявленных нарушениях. Таким образом, оценка деятельности Гурьянова А.А. была дана в рамках проведения внеплановой целевой инспекторской проверки. В соответствии с п.20 Дисциплинарного устава при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение. Руководитель ФТС обладал необходимыми полномочиями по наложению дисциплинарного взыскания на Гурьянова А.А., допустившего нарушение служебной дисциплины. Истец за время прохождения службы и ранее привлекался к дисциплинарной ответственности: выговор (приказ Тверской таможни от 02.09.2008г. № л/с «О проведении служебной проверки в отношении должностных лиц Тверского таможенного поста»), предупреждение о необходимости строгого соблюдения дисциплины (приказ Тверской таможни от 23.07.2019 №-км «О результатах служебной проверки»), предупреждение о необходимости строгого соблюдения дисциплины (приказ Тверской таможни от 22.10.2019 №452 «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Тверского таможенного поста(центра электронного декларирования»).
Также в судебном заседании представитель ответчика Федеральной таможенной службы Родин А.В. добавил, что начальник осуществляет контроль за всеми направлениями деятельности поста. При исполнении обязанности начальника поста Гурьянов А.А. был ознакомлен с должностной инструкцией, о чем имеется отметка. Нарушение должностной инструкции относится к грубым нарушениям дисциплины. Несоблюдение надлежащего контроля за подчиненными лицами повлекло за собой ущерб государству. Необходимости проведения служебной проверки в отношении истца не было. Руководитель ФТС при привлечении к дисциплинарной ответственности истца изучил его личность, характеристики.
Представители ответчика Тверской таможни по доверенностям Петрова С.П. и Задорожный О.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями Гурьянова А.А. не согласились. Поддержали письменные возражения на иск. Из письменных возражений следует, что решение об увольнении со службы в таможенных органах Гурьянова А.А. принято ФТС в соответствии с приказом ФТС России от 29.10.2019г. №3323-К «Об увольнении А.А. Гурьянова А.А», Тверская таможня не считает себя надлежащим ответчиком по делу.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовав документы, заслушав мнение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд находит исковые требования Гурьянова А.А. подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гурьянов А.А. в соответствии с приказом ФТС №1237-К от 21.04.2017 назначен на должность начальника Западнодвинского таможенного поста. В соответствии с приказами ФТС России от 26.03.2019г. №835-К, от 10.06.2019г. №1728-К, от 26.09.2019г. № 2971-К на Гурьянова А.А. были возложены обязанности начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) Тверской таможни сроком с 29 марта по 28 декабря 2019 года. Этими же приказами Гурьянов А.А. освобожден от исполнения обязанностей по занимаемой должности начальника Западнодвинского таможенного поста на период исполнения обязанностей начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования).
Контракт о службе в таможенных органах был заключен с Гурьяновым А.А, 26 апреля 2018 года.
Приказом руководителя Федеральной таможенной службы от 29.10.2019 г. N 3323-К, 29.10.2019г. Гурьянов А.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (за однократное грубое нарушение служебной дисциплины), изданного на основании приказа ФТС России от 25.10.2019 г. N 163"Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен".
Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 30 указанного Закона порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливается Дисциплинарным уставом таможенной службы, утвержденным Президентом Российской Федерации. Такой Устав был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. N 1396.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" увольнение за нарушение служебной дисциплины является одним из видов дисциплинарных взысканий.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические ее нарушения. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен в Дисциплинарном уставе таможенной службы.
Пунктом 18 Устава, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. N 1396, предусмотрено, что к грубым нарушениям служебной дисциплины относится невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа обязан: обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов (пп. 1); обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан (пп. 2); выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (пп. 3); в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (пп. 4); соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции (пп. 5); поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей (пп. 6); хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (пп. 7).
В соответствии с Должностной инструкции начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования), на него возлагаются все обязанности, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Пунктами 32, 46,55, 56, 68, 70, 75, 76, 80 должностной инструкции начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования), утвержденной начальником Тверской таможни 12.09.2018года N 18-50/153, с которой истец был ознакомлен 29.03.2019г., предусмотрено, что начальник таможенного поста обязан: осуществлять контроль за деятельностью подчиненных должностных лиц при совершении таможенных операций и таможенный контроль товаров и транспортных средств; осуществлять контроль за соблюдением требований предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля должностными лицами таможенного поста; осуществлять контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров в соответствии с установленным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством РФ о таможенном деле порядком; осуществлять контроль правильности определения классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании товаров, а также осуществлять контроль за полнотой и достоверностью описания товаров в ДТ; обеспечить применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков; обеспечивать финансирование и контроль результатов применения мер по минимизации рисков в соответствии с порядком, установленных правовыми актами ФТС России; организовывать и контролировать деятельность подчиненных должностных лиц таможенного поста по выявлению рисков, содержащихся в профилях рисков, с использованием специальных программных средств выявления рисков, а также содержащихся в профилях рисков, доведенных на бумажных носителях; контролировать соблюдение подчиненными должностными лицами порядка заполнения электронного отчета о результатах применения мер по минимизации рисков и направления его в вышестоящие таможенные органы, а также обеспечить надлежащее применение и поддержку специальных программных средств выявления рисков, и формирования отчета о результатах применения мер по минимизации рисков; обеспечивать контроль объективности и правомерности принятых решений о неприменении мер по минимизации рисков, применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, либо о снижении объема и степени таможенного досмотра.
В силу п. п. 19, 29, 30 Устава до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение, при необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам; дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске и не может быть применено в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев.
В силу статьи 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.
В соответствии с Приказом ФТС России от 09.07.2019 г. N 1106 в период с 10 июля по 27 сентября 2019 года комиссия ФТС России провела внеплановую целевую инспекторскую проверку деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен в целях выявления фактов нарушений актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании со стороны должностных лиц Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен, а также таможенных постов указанных таможен при реализации системы управления рисками и таможенном контроле таможенной стоимости товаров, декларируемых в регионе деятельности Центрального таможенного управления.
Из Приказа ФТС России от 25.10.2019 г. N 1643 следует, что в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения международных договоров РФ, регулирующих таможенные правоотношения, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании, а также правовых актов ФТС России, допущенные должностными лицами, в том числе Тверской таможни, при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, в том числе в рамках применения СУР, а также связанные с недостоверным декларированием товаров в части классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Установлено, что должностные лица, в том числе Тверской таможни, не осуществляют должным образом сравнение заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров с информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в частности, по сделкам с идентичными, однородными товарами, ввозимыми при сопоставимых условиях, а также с информацией, имеющейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ряде случаев таможенная стоимость товаров принималась ниже стоимостных индикаторов риска и ниже стоимости идентичных (однородных) товаров без должностного проведения таможенного контроля таможенной стоимости. В 2019 году в Тверской таможне выявлено 117 случаев декларирования, когда в отношении товарных партий не проводился таможенный досмотр, отбор проб и образцов по причине непредъявления товаров. В Тверской таможне выпущено 12 товарных партий без проведения таможенного досмотра при повторном декларировании товаров. Установлено, что должностными лицами, в том числе Тверской таможни, при осуществлении таможенного контроля систематически не выявлялись признаки заявления недостоверных сведений о весе нетто товаров при их декларировании. В ходе проведения проверки деятельности Тверской таможни по направлению контроля классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС выявлены случаи неверной классификации товара. Отделом товарной номенклатуры, происхождение товаров и торговых ограничений Тверской таможни таможенная экспертиза не назначалась, дополнительные документы и сведения не запрашивались.
Выявленные нарушения, как указано в приказе, свидетельствуют об отсутствии контроля, а также ненадлежащем контроле за деятельностью подчиненных таможенных постов и подчиненных должностных лиц, ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, в том числе начальником Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни ( в период исполнения обязанностей начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) Тверской таможни сроком с 29 марта по 28 сентября2019 года) Гурьяновым А.А.
Приказом руководителя Федеральной таможенной службы от 29.10.2019 г. N 3323-К, 29.10.2019г. Гурьянов А.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (за однократное грубое нарушение служебной дисциплины).
В качестве оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности указан приказ ФТС России от 25.10.2019 г. N 163"Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен".
Согласно данному приказу, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Гурьяновым А.А. является нарушением требований подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", что в соответствии с пунктом 18 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998 г. N 1396, квалифицируется как грубое нарушение служебной дисциплины.
Согласно пункту 11 указанного приказа за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований, изложенных в пунктах 32,46,55,56,68,70,75,76,80 должностной инструкции начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования) Тверской таможни, п.п.1 п.1 распоряжения ФТС России от 12 июля 2019г. № 128-р/дсп «Об организации деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками», п.п. 3, 5 п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", на основании п. 18, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998 г. N 1396, на Гурьянова А.А. наложить дисциплинарное взыскание - увольнение из таможенных органов.
До привлечения истца к дисциплинарной ответственности у него были затребованы объяснения в рамках проведения внеплановой целевой инспекторской проверки. В приказе ФТС России от 25.10.2019 г. N 163"Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки деятельности Центрального таможенного управления, Тверской, Калужской и Московской таможен" имеется ссылка на данные объяснения Гурьянова А.А.
Как считает Гурьянов А.А., не в обжалуемом приказе о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, ни в приказе №1643 от 25.10.2019г. об итогах проверки не приводится каких-либо сведений о сути (содержании) вменяемых ему «грубых нарушений дисциплины».
Изучив акт комиссии ФТС от 27.09.2019г., приказ ФТС России N 163 от 25.10.2019г., суд считает, что в данных документах не конкретизированы нарушения допущенные истцом, с указанием даты их совершения. При этом из вышеуказанных документов следует, что проверкой охватывалась деятельность Тверской таможни и до возложения на Гурьянова А.А. обязанностей начальника Тверского таможенного поста (центр электронного декларирования).
Статьей 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998г. № 1396, предусмотрено, что при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующая служба и поведение. В силу ст.21 Устава в случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строго соблюдения дисциплины. В соответствии со ст.23 Устава на сотрудников за нарушение служебной дисциплины могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.
Таким образом, нарушение сотрудником таможенных органов служебной дисциплины в результате невыполнения обязанностей, установленных п.п. 1,3 и 7 п.1 ст.17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» не влечет безусловного наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде увольнения из таможенных органов.
Суд считает, что избранный ответчиком вид наказания в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка, не учтено предшествующее поведение истца, его отношение к службе в таможенных органах.
Из материалов дела следует, что Гурьянов А.А. проходил службу в таможенных органах с 13.06.2002г. по 29.10.2019г. При прохождении службы поощрялся наградами таможенной службы: медаль за службу в таможенных органах III степени (2012г.), юбилейная медаль « 25 лет Федеральной таможенной службе» (2016г.), медаль за службу в таможенных органах II степени (2017г.), имел благодарности руководства. 25.10.2019г. Гурьянов А.А. награжден Почетной грамотой Губернатора Тверской области за активное участие в деятельности по обеспечению защиты интересов экономической безопасности Российской Федерации на территории Тверской области. Из представленной на Гурьянова А.А. служебной характеристики следует, что за время службы он зарекомендовал себя с положительной стороны. Под руководством Гурьянова А.А. за период с 26.03.- 29.10.2019г. Тверским таможенным постом перечислено в федеральный бюджет 42,83 млрд. рублей таможенных платежей, оформлено 59389 деклараций на товары, объем товарооборота составил 901108 тонн, статистической стоимостью 2,903 млрд. долларов. Основные показатели результативности деятельности, показатели эффективности деятельности и индикативные показатели результативности Тверским таможенным постом выполнялись. Гурьянов А.А. исполнителен, инициативен в работе, трудолюбив, дисциплинирован, внимателен.
При таких обстоятельствах исковые требования Гурьянова А.А. о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе подлежат удовлетворению.
Учитывая, что Тверская таможня не является участником спорных правоотношений, в иске к данному ответчику Гурьянову А.А. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гурьянова А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным увольнение Гурьянова А.А. с должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни по пп.11 п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за однократное грубое нарушение служебной дисциплины.
Восстановить Гурьянова А.А. на службе в должности начальника Западнодвинского таможенного поста Тверской таможни.
В удовлетворении исковых требований Гурьянова А.А. к Тверской таможне отказать.
Взыскать с Федеральной таможенной службы государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования Тверской области – городской округ Тверь.
Решение в части восстановления на службе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Московский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: <данные изъяты>
Решение принято в окончательной форме 25 декабря 2019 года.
Судья <данные изъяты> Н.И. Пыжова