Решение по делу № 33-11620/2023 от 17.10.2023

Судья: Лыкова Т.В. Дело 2-2436/2023

Докладчик: Крейс В.Р.                     33-11620/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Александровой Л.А.,

судей     Крейса В.Р., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Тулуповой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 16 ноября 2023 года гражданское дело

по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 10 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Крейса В.Р., объяснения представителя ОАО «РЖД» - Б.С.Н., прокуратуры – Тимониной Д.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Омский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД».

В обоснование требований указано, что транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Омск-Восточный Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и установлено, что в соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта http://rlw.gov.ru, железнодорожная станция Омск-Восточный включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», с присвоением 1 категории, в связи с чем указанный объект является категорированным и на него распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1633 от 08.10.2020 (далее - Требования).

Западно-Сибирской дирекцией управления движением 22.11.2021 утверждены изменения в план транспортной безопасности железнодорожной станции Омск-Восточный. При этом, в нарушение Требований, субъектом транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции не сформированы и не привлечены.

В силу пп. «и» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта

Дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции проведена и утверждена 10.12.2021, однако в нарушение вышеуказанных требований закона положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности, либо копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора применительно к железнодорожной станции Омск-Восточный не утверждены.

Омским транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона 30.06.2022 начальнику Западно-Сибирской дирекции управления движением внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, надлежащие меры по их устранению не приняты.

Истец просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в не обеспечении защиты ОТИ - железнодорожной станции Омск-Восточный подразделением транспортной безопасности; обязать ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Омск-Восточный подразделение (подразделения) транспортной безопасности; обязать утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.

10 августа 2023 года решением Железнодорожного районного суда города Новосибирска исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ОАО «РЖД» в несоблюдении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в необеспечении защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Омск-Восточный подразделением транспортной безопасности.

На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Омск-Восточный аккредитованное в установленном порядке подразделение (подразделения) транспортной безопасности, в случае привлечения подразделения, утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры - копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной инфраструктуры и договора.

Взыскана с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 600 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» указывает, что судом необоснованно отклонен их довод о том, что привлечение подразделений транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, и должен производится с учетом плана, в связи с чем понуждение ответчика к совершению действий, указанных в иске, является преждевременным.

Суд не принял во внимание, что выполнение обязанности ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности, невозможно и нелогично без выполнения этапов плана обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, удовлетворяя требования прокурора, в нарушение ст.ст. 67, 195-198 ГПК РФ, суд ограничился установлением формальных условий применения закона.

Также, в нарушение ст. 206 ГПК РФ судебное решение, устанавливающее срок в течение одного года образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции подразделение (подразделения) транспортной безопасности, является неисполнимым.

Судом установлен срок по привлечению подразделения (подразделений) транспортной безопасности с нарушением норм закона о транспортной безопасности и ст. 421 ГК РФ, без учета Требований № 1633, Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Омск-Восточный и Распоряжения Правительства РФ от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании».

На апелляционную жалобу Омским транспортным прокурором поданы возражения.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности ОТИ для различных категорий устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно пп. «в» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Подпунктом «и» п. 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта:

положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;

копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Подпунктом «ж» п. 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки:

для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Судом установлено, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» Омской транспортной прокуратурой выявлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Омск-Восточный, собственником которой является ОАО «РЖД», включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», с присвоением 2 категории.

Изменения в план транспортной безопасности железнодорожной станции Омск-Восточный утверждены 22.11.2021.

Дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проведена субъектом транспортной инфраструктуры, утверждена 30.06.2022.

Однако подразделение (подразделения) транспортной безопасности не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры; положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности или копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта, - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности не утверждены.

30.06.2022 Омским транспортным прокурором в адрес ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в ответе на который сообщено, что железнодорожные станции, в том числе Омск-Восточный техническими средствами не оснащены, в связи с чем привлечение подразделений транспортной безопасности не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности.

Кроме того, подразделения подлежат привлечению только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, Требованиями 1633 и, исходя из того, что не обеспечение ОАО «РЖД» защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Омск-Восточный подразделением транспортной безопасности в соответствии с требованиями закона является незаконным, суд признал бездействия ОАО «РЖД» незаконным, возложив на ОАО «РДЖ» обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Руководствуясь пп. «и» п. 5 Требований, суд возложил на ответчика обязанность утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Доводы апеллянта о том, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, и должно производится с учетом плана, в связи с чем понуждение ответчика к совершению действий, указанных в иске, является преждевременным, безосновательны, поскольку само по себе поэтапное осуществление действий, указанных в плане обеспечения транспортной безопасности, не исключают возложения на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

Вопреки доводам жалобы, с учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд правомерно установил срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.

Учитывая, что для формирования подразделения транспортной безопасности требуется значительный временной промежуток, судебная коллегия считает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возникла с 2021 г.).

Доводы жалобы установленных судом обстоятельств дела и выводов суда не опровергают, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, для которой судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, оснований не усматривает.

Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судами доказательств допущено не было.

Нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-11620/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура НСО
Омская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
16.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Передано в экспедицию
16.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее