Дело № 2а-928/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой, при секретаре К.С.Елехиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кузнецова А.А., Кузнецовой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А.А., Кузнецовой Т,И. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани», ИК МО г.Казани о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л
Административные истцы обратились в суд с административным иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование иска указано, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцы являются собственниками квартиры <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
В целях оформления права собственности на земельный участок, расположенный под принадлежащим истцам на праве собственности объектом недвижимости, истцы обратились в Администрацию Кировского и Московского районов города Казани с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому приложили схему расположения земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ввиду того, что жилой дом, в котором расположена квартира истцов, является многоквартирным, в связи с чем, рассмотрение схемы расположения земельного участка не представляется возможным.
Истец считает отказ незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Согласно приложенным документам следует, что жилой дом практически состоит из двух отдельных частей, объединенных под одной крышей, имеющих отдельные входы и предназначенных для проживания одной семьи. Дом имеет общую стену без проемов с соседним блоком. У жилого дома отсутствуют конструктивные особенности, присущие многоквартирному дому, такие как общая система отопления, водоснабжения, канализации и общий подвал. При жилом доме сформированы два земельных участка, и каждая часть жилого дома имеет самостоятельный выход на прилегающий к нему обособленный земельный участок. Земельный участок, расположенный под второй частью дома, уже оформлен в собственность третьего лица и имеет вид разрешенного использования индивидуальный жилой дом.
Административные истцы считают, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не подпадает под признаки многоквартирного жилого дома, а является домом блокированной застройки.
На основании изложенного административные истцы просят признать отказ МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО города Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; возложить на МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО город Казани» обязанность осуществить в пределах полномочий, установленных административным регламентом, необходимые действия для утверждения на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани».
В ходе судебного разбирательства представитель административных истцов уточнил исковые требования, просил признать отказ ИКМО г.Казани в лице МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; возложить на ИКМО г.Казани и МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО город Казани» обязанность осуществить установленные административным регламентом действия для утверждения на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд рассмотрел дело в их отсутствии.
Представитель административных истцов в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» в ходе судебного заседания административный иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика ИКМО г.Казани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в его отсутствии.
Заинтересованные лица Л.Н.Жукова, Э.Л.Лихтман, Т.Э.Лихтман в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд рассмотрел дело в их отсутствии. Согласно пояснениям Т.Э.Лихтман, данных в ходе судебного заседания 19.04.2018, следует, что она является собственником жилого дома и земельного участка <адрес>
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.03.2018, что административные истцы владеют на праве собственности жилым помещением общей площадью 66,3 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
С целью оформления прав на земельный участок, на котором расположено данное жилое помещение, 09.11.2017 М.Ф.Сатдинов, действуя по доверенности от имени истцов, обратился в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес> собственность, с приложением проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленный кадастровым инженером(л.д.75-79).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани административным истцам сообщено, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории отклонена от согласования Управлением архитектуры и градостроительства ИК г. Казани, поскольку объектом права является квартира в жилом доме, расположенном по <адрес>. В случае установления судом юридического факта о том, что указанный жилой дом является индивидуальным жилым домом Управление готово вновь рассмотреть вопрос (л.д.21).
Письмом Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани без даты сообщено заместителю главы Администрации Кировского и Московского районов ИК г. Казани, что рассмотрение схемы расположения земельного участка Управлением не представляется возможным, так как объектом права является квартира в жилом доме по <адрес> (л.д.22).
Административные истцы, не согласившись с вышеуказанным отказом, обратились в суд с настоящим административным иском.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Административные истцы как собственники квартиры <адрес> имеют исключительное право на приобретение земельного участка за плату в собственность.
По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8).
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка, является одним из этапов предоставления в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках и имеющих исключительное право на их приобретение.
Судом установлено, что административным истцам было отказано в согласовании Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, поскольку принадлежащая на праве собственности квартира № расположена в жилом доме, необходимо установить, что указанный дом является индивидуальным жилым домом.
По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации).
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно материалам реестрового дела № на объект недвижимости по адресу <адрес> следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Казани было согласовано предоставление Л.Н.Жуковой, Т.Э., Э.Л.Лихтман, А.С.Кузнецовой в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка двухквартирного жилого <адрес> общей площадью <данные изъяты> с выделением в отдельное домовладение квартиры № с закреплением земельного участка площадью 804,0 кв.м. и квартиры № с закреплением земельного участка площадью 1092,0 кв.м. по сложившему порядку пользования земельными участками и присвоением им адресов № и №а по <адрес>, при условии урегулирования вопросов межевания. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок <адрес> передано в пожизненное наследуемое владение Л.Н.Жуковой, Т.Э.Лихтман, Э.Л.Лихтман. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.Жуковой Администрацией Московского района г.Казани сообщено, что домовладениям двухквартирного блокированного жилого <адрес> присвоены отдельные почтовые адреса: домовладению <адрес> отдельный почтовый адрес: <адрес>, домовладению <адрес> отдельный почтовый адрес: <адрес>А. Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадь <данные изъяты>, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 22.02.2018 следует, что земельному участку по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, площадь <данные изъяты> кв.м., на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:100204:52, виды разрешенного использования - индивидуальный жилой дом (л.д.36-38).
Постановлением Главы Администрации г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности судом установлено, что жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом и не имеет признаки многоквартирного дома.
При этом суд считает необходимым отметить, что административные ответчики, отказав административным истцам в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, не учли факт нахождения на кадастровом учете смежного спорному земельному участку земельного участка по адресу: <адрес>А как индивидуальный жилой дом.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Доказательства, с достоверностью подтверждающие законность оспариваемого отказа административными ответчиками, суду не представлены.
Доводы, положенные в основу отказа в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка не являются основаниями для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги.
Вместе с тем, как было указано выше, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствуют закону и нарушает права административных истцов.
В качестве способа восстановления нарушенного права административных истцов (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» в установленном порядке повторно рассмотреть заявление административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> собственность за плату.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на административных ответчиков ИК МО г. Казани и МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» обязанности осуществить установленные административным регламентом действия для утверждения на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 823 кв.м, расположенного по адресу <адрес>.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кузнецова А.А., Кузнецовой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А.А., Кузнецовой Т.И. к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани», ИК МО г.Казани о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» повторно рассмотреть заявление Кузнецова А.А., Кузнецовой А.В., Кузнецовой А.А., Кузнецовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.
Судья З.Н.Замалетдинова