Решение по делу № 11-8526/2024 от 05.06.2024

Дело № 11-8526/2024     74RS0002-01-2023-007987-96

Судья Величко М.Н.

дело № 2-1247/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи    Кутырева П.Е.,

судей      Никитенко Н.В., Григорьевой А.П.,

при секретаре                 Шибаевой В.Д.,     

рассмотрела 02 июля 2024 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 27 марта 2024 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом доме.

Заслушав доклад судьи Кутырева П.Е. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шкурин А.С. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее – ООО «ЦКС») о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом доме по адресу: <адрес>, с учетом необходимости исключения платы за указанную услугу за период с февраля 2019 года по апрель 2023 года включительно, указав в обоснование исковых требований, что истец является собственником указанного жилого дома, деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Коркинского муниципального округа осуществляет региональный оператор ООО «ЦКС». До установки в мае 2023 года площадки накопления ТКО по адресу: <адрес> ближайшая площадка ТКО, установленная в 2019 году, располагалась у <адрес>, от которой расстояние до дома истца составляет 399 м. Таким образом, до мая 2023 года вывоз ТКО для истца не был организован, данные услуги ему не оказывались, но ответчик необоснованно начислил плату за эту услугу.

Истец Шкурин А.С. участия в судебном заседании суда первой инстанции не принял, его представитель Крохина А.А. настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика ООО «ЦКС», представитель третьего лица Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участия не приняли. В письменном отзыве представитель ответчика ООО «ЦКС» против иска возражал, указывая на то, что договор между сторонами был заключен, ТКО вывозилось из поселка.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ООО «ЦКС» просит решение суда отменить, указывает на то, что договор по обращению с ТКО является публичным, и даже если потребитель услуг уклоняется от его заключения, он также считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами обращения с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ , незаключение договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услуги.

Истец Шкурин А.С., представитель ответчика ООО «ЦКС», представитель третьего лица администрации Коркинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ЦКС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.

Шкурин А.С. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью 96,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Публичный договор на обращение с ТКО был опубликован ООО «ЦКС» в газете «Аргументы и факты», в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ, а также размещен на официальном сайте ООО «ЦКС» в сети «Интернет».

Территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области, в которую была включена территория <адрес>, утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области N 1562 от ДД.ММ.ГГГГ, опубликована в газете "Южноуральская панорама" ДД.ММ.ГГГГ

До мая 2021 года ближайшей к дому истца площадкой для сбора и вывозы ТКО являлась контейнерная площадка, в соответствии с территориальной схемой, расположенная по адресу: <адрес>, на расстоянии 374 м., откуда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с отчетом системы «Глонасс» о прохождении машинами для вывоза ТКО, представленным ответчиком (л.д. 26-45) и осуществлялся вывоз ТКО.

Как следует из ответа УЖКХиИ Администрации Коркинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в населенном пункте Дубровка – Челябинская, железнодорожная станция Коркинского муниципального округа площадка накопления ТКО, расположенная у <адрес>, была установлена администрацией Коркинского муниципального округа в 2023 году, вывоз ТКО производится с данном площадки с ДД.ММ.ГГГГ. Данная площадка, расположенная в непосредственной близости от дома истца, включена в реестр мест (площадок), утвержденный постановлением КМО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).

До мая 2023 года вывоз ТКО осуществлялся ответчиком с ближайшей к дому истца площадки, которая находилась на расстоянии не менее 374 м от дома истца (л.д.55-56). Только с мая 2023 года ответчиком стал осуществляться вывоз ТБО с площадки, расстояние от которой до дома истца составляет около 100 м. При этом из объяснений представителя ответчика следует, что истцу не осуществлялась выдача пакетов для сбора мусора в целях осуществления вывозу ТКО бесконтейнерным способом.

В соответствии с сальдовой ведомостью по лицевому счету Шкурина А.С., ответчик произвел истцу начисление платы за услугу по вывозу ТКО за период с февраля 2019 года по октябрь 2023 года в размере 3715 руб. 51 коп., при этом задолженность с февраля 2019 года по апрель 2023 года составляет 2603 руб.34 коп. (л.д.22-25).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В силу ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правил, установленных частью 3 статьи 169 настоящего кодекса.

В соответствии с п.1, п.2 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации

Согласно п.1, п.2 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 указанного закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя, в том числе: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 5).

В силу части 6 статьи 13.4 указанного Федерального закона накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.

Согласно пункту 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области экологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4).

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора, накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10).

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15).

Пунктом 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, было установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

С 01 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

Удовлетворяя заявленные истцом требования и возлагая на ответчика обязанность осуществить перерасчет, суд первой инстанции исходил из того, что в районе дома истца отсутствовали контейнерные площадки для сбора ТКО, удовлетворяющие вышеуказанных требованиям закона, доказательств предоставления ответчиком коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период истцу иным способом не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

В апелляционной жалобе ООО «ЦКС» указывает на то, что договор по обращению с ТКО является публичным, и даже если потребитель услуг уклоняется от его заключения, он также считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами обращения с ТКО от 12 ноября 2016 года №1156.

Данные доводы не могут быть положены в основу отмены решения суда первой инстанции, поскольку основанием для удовлетворения заявленного иска явилось не само по себе наличие или отсутствие договора в письменной форме, а отсутствие контейнерных площадок для сбора ТКО, удовлетворяющих требованиям закона.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что отдаленность контейнерной площадки значения не имеет прямо противоречит вышеприведенным нормативным правовым актам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, основанием для отмены решения служить не может, поскольку не опровергают выводов суда о том, что услуга по вывозу ТКО фактически истцу надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством не оказывалась за спорный период.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд обоснованно исходил из того, что на территории, прилегающей к дому истца, отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора, жилой дом истца не относился ни к одной размещенной в поселке контейнерной площадке, пакеты для складирования твердых коммунальных отходов истцу не предоставлялись, сбор (вывоз мусора) бесконтейнерным способом не осуществлялся, и пришел к верному выводу о доказанности неоказания истцу услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По существу доводы апелляционной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 27 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

11-8526/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шкурин Артем Сергеевич
Ответчики
ООО Центр коммунального сервиса
Другие
Крохина Алла Александровна
Администрация Коркинского муниципального округа
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Кутырев Павел Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
05.06.2024Передача дела судье
02.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2024Передано в экспедицию
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее