Дело №2-8/2019г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Глинка 30 января 2019 года
Смоленской области
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего - судьи Ероховой С.В.,
с участием: заместителя прокурора Кулаженковой В.Х., представителя ответчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению ФИО4, представителя ответчика - ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» ФИО6,
при секретаре Соловьевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Глинковская центральная районная больница», Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области о понуждении к выполнению действий по оснащению структурных подразделений ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктов в соответствии со Стандартом оснащения фельдшерско-акушерского пункта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глинковского района обратился в суд с указанным иском, где указал, что прокуратурой Глинковского района Смоленской области по заданию прокуратуры Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Глинковская центральная районная больница» Смоленской области (сокращенное наименование - ОГБУЗ «Глинковская ЦРБ»), осуществляющим медицинскую деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, в сфере организации первичной медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Глинковского района Смоленской области, в ходе которой установлены нарушения ОГБУЗ «Глинковская ЦРБ» требований Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, так как ответчик не принимает мер, направленных на оснащение медицинской техникой фельдшерско-акушерских пунктов, нарушая право на жизнь и здоровье граждан.
Указано, что в ходе проверки выявлено, что для оказания первичной доврачебной помощи медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских пунктах Глинковского района ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» имеет в своём составе структурные подразделения, в том числе территориально - обособленные 9 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), которые не соответствуют установленному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №н Стандарту оснащения необходимым медицинским оборудованием.
Указано также, что финансовое обеспечение деятельности ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» осуществляется за счет средств бюджета Смоленской области, а также за свет средств, полученных в результате приносящей доход деятельности, и органом, осуществляющим полномочия собственника имущества ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ», а также органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области и специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан является Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее – Департамент), и в соответствии с положением о Департаменте осуществляет функции распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и возложенных на него функций.
С учетом изложенного прокурор полагал, что Департамент является ответственным уполномоченным органом по оснащению каждого ФАПа ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» оборудованием согласно стандарту оснащения, и, указывая, что выявленные недостатки в оснащении ФАПов препятствуют реализации поставленных задач по качественному и своевременному оказанию медицинской помощи населению и влекут нарушение гарантированных конституцией прав граждан, просил суд обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению предоставить ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» из средств бюджета Смоленской области финансирование на оснащение структурных подразделений - фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, медицинскими изделиями и лекарственными средствами в соответствии со Стандартом оснащения, закрепленным Приложением №14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н, и обязать ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» за счет предоставленных Департаментом средств бюджета Смоленской области обеспечить все структурные подразделения - фельдшерско-акушерские пункты в соответствии с указанным Стандартом по спискам оснащения.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 25.12.2018 года, вынесенным в порядке удовлетворения ходатайства представителя ответчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области.
Представитель ответчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области, о месте и времени судебного заседания уведомлен, поступил отзыв данного лица с просьбой об исключении его из числа соответчиков, ходатайств о рассмотрении дела без участия представителя соответчика и отложении судебного разбирательства не поступило.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия не явившегося представителя соответчика.
Заместитель прокурора в судебном заседании исковые требования уточнил и пояснил, что от исковых требований к Департаменту Смоленской области по здравоохранению и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области он отказывается по основаниям, выявленным в ходе судебного разбирательства, поскольку именно ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» не принимала необходимых мер к оснащению медицинским оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), что свидетельствует о нарушении прав граждан на охрану жизни и здоровья. Кроме того, признал обоснованными возражения ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» об отсутствии необходимости оснащения ФАПов по всем пунктам Стандарта, в связи с чем просил обязать учреждение дооснастить ФАПы за счет всех возможных источников финансирования в объёмах, указанных в доводах ответчика.
Представитель ответчика - ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» ФИО6 в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что недостатки в оснащении ФАПов действительно есть, и это вызвано отсутствием денежных средств на данные цели. Вместе с тем, признал, что заявок на приобретение для ФАПов указанного в иске оборудования и инструментария ни в Департамент, и в территориальный ФМС в последние несколько лет они не подавали. Просил учесть, что из всего объема недостающего на ФАПе медицинского оборудования на своевременности и качестве оказанной доврачебной медицинской помощи может безусловно отразиться отсутствие позиций, указанных в предлагаемом ими перечне, а остальное оборудование имеется в учреждении, куда больные доставляются скорой мед.помощью, при необходимости оказания врачебной помощи, в течение короткого промежутка времени - до 30 минут, где помощь оказывают узкие специалисты в соответствии с лицензией. В частности, считал, что на ФАПе необходимо иметь: роторасширители одноразовые, языкодержатели, стерилизатор электрический средний, анализаторы уровня сахара в крови, анализаторы гемоглобина крови, дыхательные аппараты ручные "мешок Амбу", холодильники для хранения лекарственных средств, пульсоксиметры портативные, укладки для оказания помощи при остром коронарном синдроме, при остром нарушении мозгового кровообращения, при желудочно- кишечном (внутреннем кровотечении).
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что согласно Положению о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области (утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №) предложения по основным направлениям бюджетной и налоговой политики Смоленской области на очередной финансовый год и плановый период подготавливает Департамент бюджета и финансов Смоленской области (п.2.1 Положения); формирует перечни целевых статей областного бюджета в соответствии с расходными обязательствами Смоленской области (п. 2.16 Положения); представляет в установленном порядке в судах права и законные интересы казны Смоленской области и Департамента по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента (п.2.80 Положения). От ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» заявок на финансирование расходов на приобретение оборудования для структурных подразделений - ФАПов в течение длительного периода времени не поступало. Учреждением этот довод не опровергнут.
Кроме того, согласно Устава ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» источниками финансирования учреждения являются средства фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области. Однако, согласно отзыва на иск, данный орган не финансирует непосредственно учреждение, а предоставляет средства в установленных нормативах (тарифах) страховым организациям. В тарифах на медицинские услуги, оплачиваемые из средств медстрахования, заложены и затраты на мед.оборудование, однако, учреждение не направляло эту долю по тарифу на указанные расходы для ФАПов.
Заслушав заместителя прокурора, пояснения представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). В соответствии со ст.4 Закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи. В силу ст.10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 2 ст.19 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение иных медицинских услуг.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.32 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии со ст.33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обеспечения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему жирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона.
Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению положено в основу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 N 24726) (далее-Положение), в соответствии с которым Фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах (п.2), а правила организации деятельности и оснащение ФАП осуществляется в соответствии с приложениями N 14 и №15 к Положению.
Пунктами 12, 13 Положения предусмотрено, что первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
В соответствии со ст.98 Закона №323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В суде установлено, что медицинская помощь населению на территории Глинковского района Смоленской области оказывает ОГБУЗ «Глинковская ЦРБ», имеющая в своем составе территориально-обособленные структурные подразделения - фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), расположенные в настоящее время по следующим адресам: 1) <адрес>
Медицинская деятельность ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» осуществляется на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной бессрочно Департаментом Смоленской области по здравоохранению на оказание определенных видов медицинских услуг (работ), указанных в приложениях к лицензии, в том числе: на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебному делу - в структурных подразделениях ОГБУЗ «Глинковская ЦРБ» по адресам расположения ФАПов.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя ответчика ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ», копиями указанной лицензии и приложений к ней, копией приказа главного врача ОГБУЗ «Глинковская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № об объединении ФАПов с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 71-87).
Судом установлено, и сторонами не оспорено, что оснащение фельдшерско-акушерских пунктов ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» медицинским оборудованием и медицинскими изделиями не соответствует Стандарту оснащения, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. 543н (приложение № 14 к Положению), и данное обстоятельство подтверждается копиями инвентаризационных (сличительных) описей материальных ценностей по фельдшерско-акушерским пунктам, справкой прокуратуры Глинковского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. по результатам исполнения законодательства об охране здоровья граждан ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» (л.д.12-17, 24-41).
Вместе с тем, суд приходит к выводу о не применении по делу формального сопоставления перечня медицинского оснащения, указанного в вышепоименованном Приложении N14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (приказом Минздравсоцразвития от 15 мая 2012 года N 543н) с фактическим наличием в ФАПах медицинского оборудования, без анализа и оценки безусловной необходимости перечисленного оборудования в каждом из обследованных структурных подразделений ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» - ФАПов.
Системный анализ приказа Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года и Приложений к нему, в частности, Приложения №14, которым установлены требования к оснащению фельдшерско-акушерского пункта, исходя, в том числе, из количества кабинетов фельдшера, функционирующих в составе фельдшерско-акушерского пункта, иных обстоятельств, позволяет сделать вывод, что данный документ устанавливает лишь стандартные требования к оснащению ФАПов Российской Федерации, безотносительно к конкретной местности, где имеются эти пункты, а не обязательный минимум.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что смысл и назначение указанного приказа состоит в том, что в каждой местности, для каждого ФАПа необходимо определять тот минимум оснащения, без которого фельдшерско-акушерский пункт, с учетом именно местных условий, не сможет в полном объеме оказать первичную медико-санитарную помощь, что будет препятствовать реализации поставленных перед фельдшерско-акушерскими пунктами задач на качественное и своевременное оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи и приведет к нарушению права каждого на гарантированные Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья.
Как следует из копий приложений №№ к лицензии на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ», по адресам места нахождения ФАПов могут осуществляться работы (услуги) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи по лечебному делу (Болтутинский ФАП, Белохолмский ФАП, Доброминский ФАП, Ромодановский ФАП, Яковлянский ФАП) или сестринскому делу (Березкинский ФАП, Ново- Брыкинский ФАП, Староханинский ФАП, Дубосищенский ФАП).
Из копии лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ и приложений №№ к ней следует, что ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» разрешено осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в ФАПах - структурных подразделениях, на работы (услуги): розничная торговля, хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, что указывает на необходимость наличия в ФАПах оборудования для хранения лекарственных средств.
При таком положении суд признает обоснованным уточнение заместителем прокурора в судебном заседании объёма исковых требований путем их уменьшения доводов представителя ответчика, представившего перечень обязательного минимума медицинских изделий и оборудования, исходя из содержания объёма медицинских и фармацевтических работ (услуг), оказываемых согласно имеющейся лицензии, а также местных условий, в частности, численности населения, обслуживаемого каждым из ФАПов.
В соответствии с п. 3.3.13 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, Департамент осуществляет функции распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. Согласно п.3.3.32 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, Департамент осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 114-3 «О здравоохранении в Смоленской области», уполномоченный орган в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным и областным законодательством организует оказание населению Смоленской области первичной медико- санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных уполномоченному органу в сфере здравоохранения.
Вместе с тем, в соответствии с Уставом ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункт 1.11); финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областнрого бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах также являются: средства областного бюджета; добровольные (целевые) взногсы и пожертвования Юридических и (или) физических лиц; средства государственных внебюджетных фондов; средства, полученные от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; средства, получаемые из других, не запрещенных законом источников (пункты 3.5, 3.6); Учреждение самостоятельно планирует и осуществляет финансово-хозяйственную и иную приносящую доход деятельность (пункт 5.2).
В судебном заседании не установлено фактов не предоставления ответчиками -Департаментом Смоленской области по здравоохранению и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Смоленской области планового финансирования ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» согласно объёмов, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, и (или) при возмещения затрат на оказанные медицинские услуги согласно страховых тарифов. При этом фактов обращений медицинского Учреждения в установленном порядке к указанным ответчикам за выделением дополнительных объёмов финансирования, в том числе на цели оснащения ФАПов медицинским оборудованием, в судебном заседании также не установлено.
При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности отказа представителя прокуратуры от исковых требований к ответчикам - Департаменту Смоленской области по здравоохранению и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области.
Представитель ответчика - ОБГУЗ «Глинковская ЦРБ» уточненные исковые требования прокурора признал, обоснованных возражений не заявил, и при установленных обстоятельствах суд признает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Глинковская центральная районная больница» <адрес> обеспечить структурные подразделения - фельдшерско-акушерские пункты:
Болтутинский ФАП, расположенный по адресу: <адрес>О (численность обслуживаемого населения 548 жителей),
Белохолмский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 195 жителей);
Доброминский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 491 жителей);
Яковлянский ФАП, расположенный по адресу: <адрес>, (численность обслуживаемого населения 205 жителей);
Ромодановский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 151 житель);
Березкинский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 199 жителей);
Ново-Брыкинский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 262 жителя);
Староханинский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 201 житель);
Дубосищенский ФАП, расположенный по адресу: <адрес> (численность обслуживаемого населения 170 жителей),
следующим медицинским оборудованием и медицинскими изделиями для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в соответствии с требованиями Стандарта оснащения фельдшерско-акушерского пункта (Приложение N14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N543н, в редакции от 30.03.2018), каждый:
одним секундомером,
двумя шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции),
двумя роторасширителями одноразовыми,
одним языкодержателем,
одним сухожаровым шкафом,
одним анализатором уровня сахара в крови портативным с тест-полосками,
одним анализатором гемоглобина крови или тест- системой для определения уровня гемоглобина крови,
одним экспресс-анализатором уровня холестерина в крови портативным,
дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу),
одним холодильником для хранения лекарственных средств,
одним пульсоксиметром портативным,
одной емкостью для сбора бытовых и медицинских отходов,
одной укладкой для оказания помощи при остром коронарном синдроме,
одной укладкой для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения,
одной укладкой для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем кровотечении).
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Ерохова
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 30 января 2019 года.
Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2019 года.