УИД 63RS0№-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ОАО «Самарагаз», ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о предоставлении документов, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 в лице по доверенности ФИО5 обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчиков предоставить следующие документы: справку или иной документ, подтверждающий отсутствие или наличие задолженности за газ с надлежащим расчетом и указанием периодов возникновения задолженности в <адрес> по адресу: <адрес>; справку, подтверждающую поступления и оплату за использованный газ, с указанием даты и суммы по указанному адресу; документ с указанием причины отключения газа в доме; договор на поставку газа №; документальное подтверждение образования завышенных объемов потребленного газа 3772,550 м? в декабре 2016 и 1624,030 м? в марте 2017; платежные документы с 2010 по 2019 подтверждающие оплату ФИО1 за потребленный газ и другие документы, касающиеся оплаты истца. Взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рулей, штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что ФИО1 с 2010 г. является собственником жилого дома, по адресу: <адрес>. Дом газифицирован, поставщиками газоснабжения являются ответчики. <дата> им в адрес ответчиков были направлены запросы о предоставлении документов, однако ответчик ОАО «Самарагаз» в своем ответе сослался на то, что все документы и сведения о задолженности находится у ООО «Газпром межрегионгаз Самара», при этом ответчик ООО «Газпром межрегионгаз Самара», ссылается, что все документы находится у ОАО «Самарагаз». При этом его доверитель добросовестно и своевременно оплачивал по предоставленным ответчиками объемам потребленного газа. У его доверителя многие оплаченные квитанции не сохранились, в связи с чем он просил предоставить эти документы ответчиков, что было ими проигнорировано. Таким образом, ответы ответчиков являются отписками и не удовлетворяют требования истца указанные в заявлении от <дата>.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Самара» - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, заявленные требования не признала. Просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ОАО «Самарагаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154 и ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен в том числе решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> истец обратился к ответчикам с заявлением о предоставлении ему документов: договора на поставку газа №, сведений о том, с какого периода и на основании чего образовался объем потребленного газа 3772,550 м? в декабре 2016 и 1624,030 м? в марте 2017; платежные документы с 2010 по 2019 подтверждающие оплату ФИО1 за потребленный газ, в котором указал, что согласно их расчету у него образовалась задолженность, в расчете причина образования долга и ежемесячные даты возникновения задолженности не уточняются и фактически являются голословными.
ООО «Самарагаз» <дата> за № дан ответ истцу, что не представляется возможным предоставление запрошенной информации, ввиду того, что с <дата> оплата газопотребления населением производится в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Самара», так как агентский договор между ОАО «Самарагаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» был расторгнут, дальнейшие расчеты за газоснабжение ведутся в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Самара», в том числе по обязательствам, возникшим в период действия договоров с ОАО «Самарагаз», являющегося действующим поставщиком газа. В результате расторжения агентского договора считаются прекращенными одновременно и в полном объеме все права и обязанности агента, связанные с поставкой газа абонентам и в соответствии с агентским договором. Соответственно, начиная с января 2019 ведение расчетов, прием платежей за газоснабжение, а также предоставление информации о задолженности, лицевых счетах абонентов и пр. осуществляется непосредственно ООО «Газпром межрегионгаз Самара».
<дата> за № ООО «Газпром межрегионгаз Самара» истцу дан ответ, в котором указано, что для расчетов за пользование газом на имя истца открыт единый лицевой счет №. До <дата> поставку газа в жилые помещения, а также взаиморасчеты за газ в рамках соответствующего договора осуществляло ОАО «Самарагаз», с <дата> ООО «Газпром межрегионгаз Самара» осуществляет эту деятельность самостоятельно. Срок действия агентского договора истек <дата>. В связи с чем имеющаяся задолженность перешла к ООО «Газпром межрегионгаз Самара». При анализе обращения установлено, что задолженность была образована до <дата> в период ведения расчетов агентом ОАО «Самарагаз», поэтому у поставщика информации о точном происхождении задолженности нет. ФИО1 предложено предоставить документы об оплате за более ранние периоды для проведения сверки либо оплатить задолженность по причине отсутствия доказательств оплаты начисленных объемов в периоды работы агента. По состоянию на <дата> общая задолженность по лицевому счету №, с учетом произведенных оплат составляет 25 980, 16 руб.
Ранее, а также <дата> истец обращался к ответчикам с заявлениями о предоставлении ему документов: документов касающихся заявителя и его дома для ознакомления; справки, подтверждающей отсутствие или наличие задолженности за газ с расчетом и указанием периодов возникновения задолженности; справки, подтверждающей поступления и оплату за использованный газ; документов с указанием причин отключения газа.
Ему неоднократно давались ответы на его обращения ОАО «Самарагаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в 2020, 2021. ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в адрес истца направлялась справка о состоянии расчетов с <дата> по <дата>, с учетом начислений и поступивших оплат. Также разъяснялось, что по всем вопросам, связанным с расчетами за газ, а также заключением договора на поставку газа может обратиться в ООО «Газпром межрегионгаз Самара».
Судом установлено, что до <дата> услуги по газоснабжению оказывались ОАО "Самарагаз" на основании договора газоснабжения №, заключенного между ОАО "Самарагаз" (поставщик) и ФИО1
<дата> агентский договор № от <дата> между ОАО «Самарагаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» расторгнут, при этом информация о дебиторской и кредиторской задолженности абонентов передана от ОАО "Самарагаз" в ООО "Газпром Межрегионгаз Самара".
<дата> между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и ОАО «Самарагаз» заключено соглашение № об урегулировании правоотношений в связи с расторжением (прекращением) агентского договора № от <дата>.
С января 2019 года оплата газопотребления населением производится по квитанциям ООО «Газпром межрегионгаз Самара», в том числе по обязательствам, возникшим в период действия договора с ОАО «Самарагаз».
Для осуществления учета производимых начислений и оплат по адресу: <адрес> на имя ФИО1 открыт лицевой счет №).
Дом газифицирован, однако <дата> потребителю произведено отключение газоиспользующего оборудования, что подтверждается актом от <дата>.
Согласно ответу на запрос из ООО «Газпром межрегионгаз Самара» от <дата>, по информации переданной на <дата> после прекращения действия агентского договора от ОАО «Самарагаз» в ООО «Газпром межрегионгаз Самара» по лицевому счету открытому на имя ФИО1 договор № в организацию не передавался. Между ФИО1 и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» договор на поставку газа не оформлялся. Данными об оплате и имеющейся задолженности за период с <дата> по <дата> ООО «Газпром межрегионгаз Самара» не располагает. По состоянию за период с <дата> по <дата> задолженность составляет 25 980,16 руб.
Разрешая спор, суд исходит из того, что ответчиками выполнена обязанность по выдаче ответа на заявление истца в объеме тех требований, которые в нем указаны. Также ранее ответчиками давались ответы на аналогичные заявления истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что испрашиваемые документы истцу предоставлены согласно ответу ОАО «Газпром межрегионгаз Самара» от <дата> направило справку о состоянии расчетов за потребленный газ с <дата> по <дата>, с учетом начислений и поступивших оплат.
Указанные справки о состоянии расчетов за потребленный газ, с учетом начислений и поступивших оплат предоставлены ответчиками в суд, которые также были вручены истцу.
Согласно справкам о состоянии расчетов за потребленный газ у истца ФИО1 имеется задолженность, которая по состоянию на <дата> составляет 19 199 рублей 86 копеек и 6 780 рублей расходы по отключению газа.
В настоящее время сумма задолженности истцом не оплачена.
Кроме того, решением Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу №, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам от <дата>, отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Самарагаз», ООО «Газпром межрегионгаз Самра» о признании задолженности отсутствующей и обязании осуществить подключение газа, компенсации морального вреда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, то оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Истцом заявлено требование о взыскании солидарно с ответчиков компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Ст. 13 Закона Российской Федерации от <дата> N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины (ст. 15 Закона о защите прав потребителей).
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о компенсации морального вреда при установлении факта нарушения прав потребителя, что соответствует общим положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, согласно которым судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Поскольку права истца не нарушены, суд не находит оснований в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.