РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бузулук 18 февраля 2020 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,
при секретаре Савиной О.Н.
с участием истца Ничипорук С.В.,
представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) Ворониной М.В., действующей на основании доверенности от ** ** ****.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ничипорук С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Ничипорук С.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию, указывая, что ** ** **** он обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью.
В назначении пенсии ему было отказано на основании решения пенсионного фонда от ** ** ****, по причине отсутствия специального стажа, в стаж включено <данные изъяты>.
В специальный стаж не были включены периоды военной службы с ** ** **** по ** ** ****.г.
Считает данное решение незаконным, нарушающим его прав.
Согласно Приложению 2 «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации» к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации, профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в соответствии с п.3 в стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников засчитывается время работы в организациях и время службы в ВС СССР и РФ по специальности соответствующим в образовательном учреждении: преподавателям-организаторам ОБЖ.
Указывает, что с ** ** **** работает преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уральская средняя общеобразовательная школа имени Героя социалистического труда М. Е.И.» <адрес>, а согласно п. 3 вышеуказанного Приложения 2 преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности в стаж педагогической работы засчитывается время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии), соответствующей профилю преподаваемого предмета.
Согласно практики Верховного суда РФ (Определения Верховного суда РФ от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7 и Решения Верховного суда РФ от 9 июня 2016 г. № АКПИ16-452) период службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, относящийся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан па военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Просит суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) (Первомайский район) от ** ** **** в назначении мне досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) (Первомайский район) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды военной службы с ** ** **** по ** ** ****.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) (Первомайский район) назначить досрочную страховую пенсию по старости с ** ** ****.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонного) (Первомайский район) расходы по оплате государственной пошлины.
Истец Ничипорук С.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в иске. Дополнил, что на момент его увольнения из рядов ВС РФ в различное время действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. №463, №464 и Федеральный закон от 1993 г. «О статусе военнослужащего» п.3 ст.10., на основании чего период его службы с ** ** **** по ** ** **** подлежит включению в стаж работы по специальности при назначении досрочной трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями Ничипорук С.В., указывая, что досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. По представленным документам, продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости Ничипорук С.В., составила <данные изъяты>, требуется 25 лет.
Согласно постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для учета периодов соответствующей деятельности применяются:
- до 1 октября 1993г, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение, утвержденные постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 № 1397.
- в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно, Список профессий и должностей, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 № 463;
Порядок применения Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения № 1397 разъяснен Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И.
- в период с 01.11.1999г. по 31 декабря 2001г. включительно, Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1067 (с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления);
- с 01.01.2002г. по настоящее время, Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости не были засчитаны следующие периоды:
1) ** ** ****. (<данные изъяты>.) — курсант <данные изъяты> высшего танкового командного училища;
** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.) - командир танкового взвода; ** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.)- служба;
** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.)- начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата.
Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 г. были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие Закона 1956г. Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
17.12.1959 принято Постановление Совета Министров СССР № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту - Постановление 1397), которое применялось в период действия Закона 1956г. до 01.10.1993 года.
Пункте 1 Постановления № 1397 закреплено положение, о том, что в соответствии со статьей 58 Закона 1956г. пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения следует назначать по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению.
Перечень дан в приложении к Постановлению 1397 и содержит разделы «Наименование учреждений и организаций» и «Наименование должностей».
Таким образом, в рамках Постановления 1397 право на пенсию за выслугу лет имели работники просвещения и здравоохранения, работавшие в должностях и учреждениях (организациях), предусмотренных названными разделами Перечня 1397.
Кроме работы по Перечню 1397 в выслугу лет (при определенных условиях (п. 4 Положения 1397)) засчитывалась работа и иная деятельность по Положению 1397, которое было утверждено Постановлением 1397.
Согласно пункту 4 Положения 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, т.е. работа по Перечню 1397.
Таким образом, работа и иная деятельность по Положению 1397 засчитывалась в выслугу лет, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев, приходилось на работу, предусмотренную Перечнем.
Следовательно, в период действия Постановления 1397 служба в составе Вооруженных Сил СССР могла быть засчитана в выслугу лет, только при одновременном выполнении 2 условий:
- во-первых, при наличии работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397, т.е. сам факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397;
- во-вторых, продолжительность работы в должностях и учреждениях должна составлять не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет).
У заявителя на дату обращения:
- во-первых, до 01.10.1993г. отсутствует сам факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397;
- во-вторых, продолжительность работы в должностях и учреждениях на дату обращения за пенсией составляет менее <данные изъяты> (2/3 от требуемых 25 лет.) Фактически работа в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, составила <данные изъяты>.
2) ** ** ****. (<данные изъяты>.) - начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата;
** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.) - помощник <адрес> военного комиссариата.
Данные периоды службы не подлежат зачету в стаж по специальности, так как постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов службы. Учитывая вышеизложенное, просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, в виду следующего.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу ч. 2 этой статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ** ** **** N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".
Подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по ** ** **** включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из материалов дела следует, что ** ** **** истец обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в <адрес> (межрайонное) № от ** ** ****. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости не были засчитаны следующие периоды:
** ** ****. (<данные изъяты>.) — курсант <данные изъяты> высшего танкового командного училища;
** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.)- командир танкового взвода; ** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.)- служба;
** ** ****-** ** ****. (<данные изъяты>.)- начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата.
** ** ****. (<данные изъяты>.) - начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата;
** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.) - помощник <адрес> военного комиссариата.
В соответствии с военным билетом ГД №, выданным на имя Ничипорук С.В., Ничипорук проходил военную службу с ** ** **** по ** ** ****; ** ** ****-** ** ****; ** ** ****-** ** ****; ** ** ****-** ** ****; ** ** ****-** ** ****; ** ** ****-** ** ****.
Из трудовой книжки № на имя Ничипорук С.В. следует, что ** ** **** Ничипорук С.В. переведен на должность учителя ОБЖ в МОУ «Уральская средняя общеобразовательная школа».
Из справки МБОШ им. Героя социалистического труда М. Е.Н. № от ** ** **** следует, что Ничипорук С.В. работает в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности с ** ** **** по настоящее время.
По сведениям ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» от ** ** **** Ничипорук С.В. пенсия от Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропные веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» военным комиссариатом Оренбургской области не назначалась и не выплачивалась.
В силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по страсти лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечь учреждений, организация и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») подлежат применению для учета периодов работы, имевшей место только до 01.01.1992 г.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности Ничипорук С.В. приходится на ** ** ****, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17.12.1959 г. №1397, утратившего силу с 01.10.1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применятся для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного Положения, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности включения периодов службы истца в армии с ** ** ****. (<данные изъяты>.) — курсант <данные изъяты> высшего танкового командного училища; с** ** ****-** ** **** (<данные изъяты>.) - командир танкового взвода; с ** ** ****-** ** **** <данные изъяты>.)- служба; с ** ** ****-** ** ****. (<данные изъяты>.)- начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397. Доводы истца основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В период действия Постановления 1397 служба в составе Вооруженных Сил СССР могла быть засчитана в выслугу лет, только при одновременном выполнении двух условий:
- во-первых, при наличии работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397, т.е. сам факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397;
- во-вторых, продолжительность работы в должностях и учреждениях должна составлять не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет).
Сама по себе служба не давала право на пенсию за выслугу лет, так как не предусмотрена разделами «Наименование должностей» и «Наименование учреждений и организаций» Перечня 1397.
У заявителя на дату обращения в Пенсионный фрнд:
- во-первых, до 01.10.1993г. отсутствует сам факт работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем 1397;
- во-вторых, продолжительность работы в должностях и учреждениях на дату обращения за пенсией составляет менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет.) Фактически работа в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, составила <данные изъяты>.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Периоды службы с ** ** ****. (<данные изъяты>.) - начальник отделения <данные изъяты> городского военного комиссариата; с ** ** ****-** ** ****. (<данные изъяты>.) - помощник <адрес> военного комиссариата не подлежат зачету в стаж по специальности, так как постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов службы.
Ссылка истца на положение абзаца 1 п. 3 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, является несостоятельной.
Принимая во внимание указанную норму, истец сделал вывод о том, что время нахождения на военной службе включается в любой стаж работы, в том числе и стаж работы по специальности, что, в свою очередь, дает право на назначение пенсии за выслугу лет.
Однако данный вывод истца является ошибочным,поскольку сделан без учета специальной нормы, изложенной в абзаце 2 п. 3 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 10 указанного Закона РФ время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащего", можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 п. 3 ст. 10 указанного Закона.
Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может (Определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2001г. № 67-В01-2).
В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку специальный страховой стаж истца составил <данные изъяты>., право на досрочную страховую пенсию по старости у Ничипорук СВ. отсутствует.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ничипорук С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить пенсию – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санфирова О.П.
Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2020 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2(1)-360/2020 (УИД 56RS0008-01-2019-003621-70), находящегося в производстве Бузулукского районного суда