Дело № 2-623/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 07 августа 2018 г.
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кухта А.В.,
при секретаре Алексеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Находкинского транспортного прокурора Прищепюка Е.А. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Форест-Карго», ООО «Холдинг» о признании незаконным п.1.11 тома №1 основной части паспорта причального сооружения и о возложении обязанностей
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском обратился заместитель Находкинского транспортного прокурора Прищепюк Е.А., указав, что Находкинской транспортной прокуратурой рассмотрены поступившие из Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ДВУ Госморнадзора) материалы для принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушения законодательства Российской Федерации в морском порту Ольга.
Установлено, что в соответствии с договором аренды зданий и сооружений производственной базы и перегрузочного комплекса от 01.01.2018 г. ООО «Форест - Карго» является арендатором портового гидротехнического сооружения - причальная стенка, протяженностью 110,16 м, общей площадью - 440,60 кв.м (лит.ІІІ) по адресу: Приморский край, Дальнегорский район, в ковше-убежище бухты Рудной на расстоянии 300 метров от мыса Бринера в западном направлении.
ДВУ Госморнадзора по результатам рассмотрения обращения Коварского Н.Н. о возможных нарушениях федерального законодательства при швартовке и погрузке судов в терминале Рудная Пристань морского порта Ольга, 14.12.2017 г. в адрес директора ООО «Форест-Карго» внесено предостережение о недопустимости нарушений нормативно-правовых актов Российской Федерацией, с требованием не допускать швартовку к причалам судов с параметрами большими, чем установленные требованиями.
Несмотря на это, в период с 01.01.2018 г. по 08.02.2018 г. к причалу на участке №2 морского порта Ольга (м/т Рудная Пристань), оператором которого является ООО «Форест-Карго» осуществлялась швартовка судов Кема (ИМО 43454), Святой Владимир (ИМО 9116979), Капитан Коншин (ИМО 7733840), Омский 115 (ИМО 8876376) в нарушение требований законодательства РФ.
Проверкой также установлен факт несоответствия паспорта причального сооружения перегрузочного комплекса от 30.09.1999 г. (далее - паспорт ГТС) требованиям действующего законодательства.
Так, в соответствии с паспортом ГТС длина причала — 75,6 м, ширина - 20м.
В соответствии с п. 1.11 паспорта, параметры расчетного судна: сухогруз общего назначения, длиной до 140 м, осадка в грузу не более 4,5 м, что противоречит требованиям законодательства РФ.
Так, на основании п.1 ч.1 ст. 16 федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-ФЗ «О морских портах») операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
В соответствии с федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» постановлением Правительства Российской Федерации №620 от 12.08.2010 г. утвержден технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), которым установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта (п.1).
В силу п.п. «в» п. 5 Технического регламента, к объектам технического регулирования относятся, в том числе объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Пунктом 12 Технического регламента установлено, что объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации, при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Пунктом 183 Технического регламента установлено, что эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184-198 настоящего технического регламента.
Из п.п. «а» п. 184 Технического регламента следует, что обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения требований, в том числе по разработке и ведению паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта.
В соответствии с п.п. 186, 187 Технического регламента, техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством РФ документы.
В силу п. 188 Технического регламента, объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается.
При этом согласно п. 139 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463, а также п.п. «б», «в» п. 191 Технического регламента, для обеспечения безопасной швартовки судна и - крайности причала необходимо выполнять следующие требования: фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу, не допускается швартовка судов за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки.
В соответствии с пунктом 3.1.14 Правил технической эксплуатации шваортовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утвержденных Министерством морского флота 05.08.1987 г. (далее - РД 31.35. 10-86 для обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причальных сооружений должны быть удовлетворены следующие требования, в том числе фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями РД 31.31.37-78.
То есть, безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу должен обеспечивать именно фактический запас свободной длины причала.
Положения паспорта причала, разрешающие постановку судов длиной 140 м, в то время как длина причала составляет 75,6 м., противоречат требованиям законодательства РФ, создает угрозу повреждения и разрушения гидротехнического сооружения, причинение вреда жизни и здоровью граждан.
ООО «Форест - Карго» в январе-феврале 2018 г. в нарушение указанных норм, не смотря на предписание ДВУ Госморнадзора, допущена швартовка судов: «Кема»; «Святой Владимир»; «Капитан Коншин»; «Омский», длина которых превышает длину причала, вследствие чего отсутствует фактический запас свободной длины причала при швартовке судна.
Так, согласно официальным данным Российского морского регистра судоходства указанные суда имеют следующие размеры: «Кема» - длина расчетная (м) 102,23, осадка (м) 3,26; Святой Владимир - длина расчетная (м) 76,80, осадка (м) 4,19; Капитан Коншин - длина расчетная (м) 110,76, осадка (м) 3,81; Омский 115- длина расчетная (м) 102,54, осадка (м) 3,26.
Эксплуатация Обществом причала для швартовки судов, чья длина превышает длину причала, не соответствует требованиям законодательства о безопасности мореплавания, поскольку указанная деятельность противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О морских портах в РФ», п. 139 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463, п.п. «б», «в» п. 191 Технического регламента, п. 3.1.14 РД 31.35.10-86.
Швартовка судов в нарушение требований законодательства создает реальную угрозу разрушения гидротехнического сооружения, возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций, как на самом сооружении, так и в акватории порта, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, т.к. создаются предпосылки возникновения потенциальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком установленных требований.
Просит:
Обязать ООО «Форест - Карго» (ИНН/КПП №) не допускать швартовку судов к причальному сооружению перегрузочного комплекса морского порта Рудная Пристань имеющих длину превышающую длину причала (75,6 м.);
Признать п. 1.11 тома 1 основной части паспорта причальногосооружения перегрузочного комплекса от 30.09.1999, допускающий швартовку судов к причалу, чья длина превышает длину причала незаконным;
3. Возложить на ООО «Форест - Карго» обязанность указать в п. 1.11 тома 1 основной части паспорта причального сооружения перегрузочного комплекса от 30.09.1999 параметры расчетного судна меньше длинны причала (75,6 м).
В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнил исковые требования, просил суд признать п. 1.11 тома 1 основной части паспорта причального сооружения перегрузочного комплекса от 30.09.1999, допускающий швартовку судов к причалу, чья длина превышает длину причала незаконным. Возложить солидарно на ООО «Форест - Карго» и ООО «Холдинг» обязанность указать в п. 1.11 тома 1 основной части паспорта причального сооружения перегрузочного комплекса от 30.09.1999 г. параметры расчетного судна меньше длинны причала (75,6 м). Обязать ООО «Форест-Карго» осуществлять швартовку судов к причальному сооружению перегрузочного комплекса морского порта Рудная Пристань, имеющих длину не превышающую длину причала (75,6 м.).
В судебном заседании представитель Находкинской транспортной прокуратуры Федорова А.И. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также по доводам возражений на отзыв на исковое заявление, в которых указано, что доводы, изложенные ООО «Форест-Карго» в письменном отзыве на исковое заявление являются ошибочными в силу следующего.
Так, Правила РД 31.35.10-86 распространяются на гидротехнические сооружения, крытые склады, открытые грузовые склады и дороги, рельсовые крановые пути, прочие производственные здания и сооружения, акватории и судоходные каналы морских портов и судоремонтных заводов и устанавливают порядок осуществления их технической эксплуатации.
Требования обязательны для всех работников портов, портпунктов, пристаней, судоремонтных заводов, экипажей судов, а также для работников производственных предприятий и организаций других ведомств, расположенных на территории портов и судоремонтных заводов,
В соответствии с пунктом 3.1.14 РД 31.35.10-86, для обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причальных сооружений должны быть удовлетворены следующие требования, в том числе фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями РД 31.31.37-78.
РД 31.31.37-78 утратил силу и вместо него с 1997 года действует РД 31,3.05.97 Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования морских портов.
Согласно п.п. 13.3.1, 13.3.2 РД 31.3.05.97, проектную длину причала определяют как сумму унифицированной длины расчетного судна и запаса свободной длины причала, необходимой для безопасной стоянки и швартовки судна.
Нормы технологического проектирования морских портов распространяются на проектирование новых, реконструкцию и модернизацию действующих морских торговых портов, перегрузочных комплексов и отдельных объектов (п. 1.2 РД 3 1.3.05.97).
Таким образом, нормы РД подлежат применению не только при проектировании и реконструкции, но и при эксплуатации морских портов.
Не состоятельным является и довод о том, что в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать лишь длину расчетного судна.
Так, в соответствии с п. 139 Общих правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 для обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений в морском порту не допускается не только швартовка к причалам судов с параметрами большими, чем параметры расчетного судна установленные для причала, но и швартовка судов к сооружениям на которых отбойные устройства не оборудованы или повреждены, швартовка судов за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки.
То есть, все эти требования должны исполняться в совокупности, при этом, судно при швартовке не должно выходить за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки.
Таким образом, расчетная длина судна не должна превышать длину причала.
Довод ООО «Форест-Карго» о том, что требования п.п. «б» п. 191 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ №620 от 12.08.2010 г. не распространяются на причальное сооружение, эксплуатируемое ООО «Форест-Карго» является также ошибочным в силу того, что Технический регламент содержит обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта (п. 1).
В силу п.п. «в» п. 5 Технического регламента, к объектам технического регулирования относятся, в том числе объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Никаких исключений для обособленных причалов, которые не создают единый причальный фронт вместе с другими причалами, Техническим регламентом не предусмотрено.
Таким образом, в настоящее время безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами не обеспечено, что противоречит п.п. 184, 185, 186 Технического регламента.
Относительно того, что ООО «Форест-Карго» не компетентен самостоятельно внести изменения в паспорт причала, прокурором отмечено, что Обществу необходимо обратиться в аккредитованный испытательный центр с целью внесения соответствующих изменений в технический паспорт сооружения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Довод ООО «Форест-Карго» о том, что швартовка судов длиной больше длины причала согласована капитаном порта и в этой связи обществом нарушений законодательства не допущено, не относится к рассматриваемому делу.
Находкинской транспортной прокуратурой по фактам неправомерных действий капитана порта Ольга 26.03.2018 г. руководителю Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В рамках принятых мер по устранению нарушений ведется работа по внесению изменений в приказ Минтранса России от 07.11.2013 г. №344 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Ольга».
Таким образом, эксплуатация Обществом причала для швартовки судов, чья длина превышает его длину, не соответствует требованиям законодательства о безопасности мореплавания, поскольку указанная деятельность противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О морских портах в РФ», п. 139 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463, п.п. «б», «в» п. 191 Технического регламента, п. 3.1.14 РДЗ 1.35.10-86.
Довод ООО «Форест-Карго» о предвзятом отношении Находкинской транспортной прокуратуры к обществу в связи с тем, что прокуратурой не предъявлены исковые требования к АО «Бор» не относится к существу рассматриваемого дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов.
Информация о фактах нарушения законов АО «Бор» в прокуратуру не поступала, тогда, как информация о незаконных действиях ООО «Форест-Карго» неоднократно поступала в Находкинскую транспортную прокуратуры в обращениях Коварского Н.Н., а также Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В связи с изложенным просила доводы отзыва ООО «Форест-Карго» отклонить, исковое заявление Находкинской транспортной прокуратуры удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков ООО «Форест-Карго» и ООО «Холдинг» Межонов И.А., в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление, где указал, что ООО «Форест-Карго» не может согласиться с данными утверждениями, считает, что приведенные в исковом заявлении выводы не обоснованы и не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
ООО «Форест-Карго» считает, что приведенные прокурором в качестве обоснований своего иска выводы, сделанные на основании приведенных руководящих документов, не соответствуют их содержанию и требованиям данных документов.
Так, согласно п. 5.4 РД 31.31.37-78 «Нормы технологического проектирования морских портов» в разделе «Проектные длины причалов» указано: Проектная длина причала определяется в зависимости от принятой проектной глубины как сумма соответствующей расчетной длины судна и запаса свободной длины причала, необходимой для безопасной швартовки, стоянки и отшвартовки судов.
Пункт 5.4.6. РД 31.31.37-78 обозначает порядок определения расчетной длины судна.
Пункт 5.4.10. допускает увеличение длины причалов, в том числе, в случаях особых планировочных условий.
Согласно п. 5.4.11. Проектная длина причалов, состоящих из технологической площадки и отбойных и швартовых палов, определяется в соответствии с указаниями п. 5.4.5 и с учетом размещения швартовых и отбойных устройств для обеспечения швартовки, стоянки и отшвартовки всех судов, подлежащих приему у данного причала. Запасы свободной длины причалов указанного типа устанавливаются исходя из конкретных условий проекта.
Приведенные положения РД-31.35.10-86 и РД 31.31.37-78 определяют порядок расчета длины причала, в том числе, с точки зрения обеспечения безопасности швартовки, стоянки и отшвартовки судов, при этом оба документа прямо указывают на необходимость учета особенностей расположения и самого причала и проектных решений, предусмотренных проектными документами.
То есть, ни один из названных документов математически прямо не производит определение длины расчетного судна исходя из длины самого причала, данные руководящие документы определяют порядок проведения проектирования, который должны применять проектные специализированные предприятия.
Таким образом, вывод Находкинского транспортного прокурора о прямом соотношении фактической длины причала и длины швартуемого судна не соответствует требованиям руководящих документов, кроме того Находкинским транспортным прокурором дана не квалифицированная оценка таким понятиям как, например, длина судна - в руководящих документах ведется речь о длине расчетного судна.
Правильность приведенного выше аргумента подтверждают и положения Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденные приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. № 463.
Раздел V указанных Общих правил содержит правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений. В пункте 139 настоящего раздела указано, что для обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений в морском порту не допускается, в том числе, швартовка к причалам судов с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, установленные для причала. При этом, п. 141 настоящего раздела определяет, что длина свободной линии причала с учетом расположения и исправности швартовых устройств должна обеспечить безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу, а также безопасную стоянку судна, в том числе при проведении грузовых операций.
Данные обстоятельства еще раз подтверждают необходимость использования понятия именно длина расчетного судна, произведенная с учетом всех особенностей данного конкретного причального сооружения, а не математическое исчисление путем прямого сравнения длины судна и длины причала, как то утверждает Находкинский транспортный прокурор.
В соответствии с договором аренды зданий и сооружений производственной базы и перегрузочного комплекса от 01.01.2018 г. ООО «Форест-Карго» является арендатором портового гидротехнического сооружения - причальная стенка, протяженностью 110,16 м., общей площадью 440,60 кв.м. (лит III) по адресу: Приморский край, г.Дальнегорск, в ковше-убежище бухты Рудной на расстоянии 300 м. от мыса Бринера в западном направлении. Свидетельство о государственной регистрации права от <дата> серия 25-АА № выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.
Причал расположен на входе в канал ковша-убежища в бухте Рудная, имеет длину прямолинейного участка 75,6 м. и является причалом одиночным с выходом в море. Из-за ограниченности акватории в канале причал может одновременно обслуживать только одно расчетное судно, согласно паспорту причала.
Поскольку причал обособлен и не создает единый причальный фронт вместе с другими причалами положения пп. б п. 191 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620, которым утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, об обеспечении фактического запаса свободной длины причала при швартовки судна в данном случае не могут прямо распространяться на причал ООО «Форест-Карго».
Для приема расчетного судна причал оборудован дополнительными швартовыми устройствами, разработаны и утверждены схемы швартовки. Фактическая длина причала на настоящий момент считается по крайним швартовым устройствам.
Согласно заключению АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (АО «ДНИИМФ) (Письмо от <дата> №) длина основного причала удовлетворяет условиям устойчивости ошвартованного судна, которая должна быть не менее 0,4 длины судна (0,4х140м= 56м).
В пункт 1.11 основной части паспорта причального сооружения были внесены параметры расчетного судна длиною 140 м. на основании выполненной институтом АО «ДНИИМФ» по предписанию Капитана морского порта Ольга проектной документации «Дооборудование причала береговым швартовым устройством», арх.№, и устройства по проекту в тылу причала дополнительного швартового устройства, принятого инспекторской службой технического контроля ГТС. Согласованная капитаном порта схема постановки судов класса «Волга» длиною 140 м. приложена к паспорту причального сооружения.
При обеспечении рекомендаций Капитана порта и института безопасность швартовки судов и сохранность причала будут обеспечены.
Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее -продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом.
Технический регламент распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования (пункт 2 Технического регламента).
К объектам технического регулирования в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Технического регламента относятся объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Требования Технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента (пункт 6 Технического регламента).
Согласно пункту 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
В соответствии с пунктами 184, 185 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620 (далее по тексту - Технический регламент), владелец объекта инфраструктуры морского транспорта при технической эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Технический паспорт причального сооружения перегрузочного комплекса в ковше-убежище в бухте Рудной выдан АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота (АО «ДНИИМФ») 30.09.1999 г. с учетом последующих изменений от 19.04.2013 г.
АО «ДНИИМФ», согласно Поручения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ от 16.05.2007 г., является признанной компетентной организацией, действующей от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, деятельность которой в том числе направлена на обеспечение безопасной перевозки грузов морем (п. 2 Поручения), осуществляет нормативное обеспечение морской перевозки грузов, включая декларирование и сертификацию (п. 6 Поручения), имеет Аттестат аккредитации испытательной лаборатории.
Назначение сооружения перегрузка генеральных, лесных и навалочных грузов, генпроектировщик ТОО «Дизайн, АО «ДНИИМФ», тип сооружения - вертикальная стенка, класс сооружения - III. Основные параметры: Длина причала - 75,6 м., Длина открылки АЕ - 19,32 м., Длина открылки ВС - 11,76 м., Ширина причала - 20 м., Расчетная глубина - 5,5 м., Навигационная глубина -5м. Параметры расчетного судна: тип - сухогруз общего назначения, осадка в грузу - не более 4.5 м.
Назначение причала принято по результатам работы «Переспециализация причала ООО «Форест-Карго» в бухте Рудная», арх №, выполненной ОАО «ДНИИМФ» в 2013 г.
Свидетельство о годности сооружения к эксплуатации, дата освидетельствования октябрь 2014 г. на срок 5 лет, до октября 2019 г., согласно которому состав, порядок и форма технической документации соответствует требованиям ГОСТ Р545523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения.
В пункте 3.4. Акта освидетельствования гидротехнического сооружения указано, что за время после предыдущего освидетельствования (2009 г.) проводились периодические осмотры причала, документально зафиксированные в Журнале технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации сооружений, согласно данному документу за указанный период дефекты не выявлены, воздействий, превышающих нормативные нагрузки, не фиксировались.
По результатам проведенного в 2014 году освидетельствования причал в ковше-убежище бухты «Рудная» признан годным к эксплуатации (п. 6.1 Акта), что подтверждается Свидетельством о годности сооружения к эксплуатации.
В 2017 году АО «ДНИИМФ» подготовил пояснительную записку о конструкторском решении дооборудования причала береговым швартовым устройством, согласно которой в соответствии с предписанием Капитана порта Ольга на причале в ковше-убежище бухты Рудная должен быть изготовлен и установлен бридель для заводки продольного швартового конца на корму судна при его постановке у причала.
Максимальное судно, принятое в качестве расчетного, относится к классу «Волга», имеет следующие параметры: длина- 140 м.; ширина - 19,2 м.; осадка в грузу - 4.50 м.
Таким образом, согласно согласованию Капитана порта Ольга, расчетам, проведенным АО «ДНИИМФ», Участок № 2 морского терминала (Рудная Пристань) на западной стенке «канала» может принимать суда длинной до 140 метров с осадкой до 4,5 метров при наличии двух винтов, двух рулей и подруливающего устройства с обязательной постановкой на бридель - основание: карта промера глубин от 08.06.2012 г. ООО «Гидрограф»; Переспециализация причала в бухте Рудная от 2013 г., выдана АО «ДНИИМФ»; Паспорт причального сооружения от 30.09.1999 г. с изменениями от 19.04.2013 г., выдан АО «ДНИИМФ»; наличие бриделя, установленного по представлению капитана порта Ольга.
ООО «Форест-Карго» не наделено компетенцией и полномочиями внесения изменений в паспорт причального сооружения. Согласно нормам Федерального законодательства, а именно пункту 195 Технического регламента изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения.
Согласно приведенному выше заключению АО «ДНИИМФ (Письмо от <дата> №) длина основного причала удовлетворяет условиям устойчивости ошвартованного судна, которая должна быть не менее 0,4 длины судна (0,4x140м= 56м).
Кроме того, признавая данные технического паспорта причального сооружения незаконными, Находкинский транспортный прокурор ставит под сомнение компетентность и аккредитацию научного учреждения, которым паспорт разработан.
Также, кроме исполнения обязательных требований технической документации Общество при эксплуатации гидротехнического сооружения руководствуется нормами Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 (далее - Общие правила).
Так, пункт 2 раздела I определяет, что настоящие Общие правила обязательны для исполнения судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морских портах и на подходах к ним.
Пунктом 3 указанного раздела Общих правил установлена необходимость разработки обязательных постановлений в каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Законом о морских портах, и на основании настоящих Общих правил.
Приказом Минтранса России от 07.11.2013 г. N 344 утверждено Обязательное постановление в морском порту Ольга (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2013 г. N 30585).
В разделе II. Описание морского порта Обязательного постановления в морском порту Ольга приведено исчерпывающее описание объектов морского порта, к которым помимо прочего, относится (абз. 4 п. 5 р. II Обязательного постановления) участок N 2 морского порта (Рудная Пристань), расположенный на южном берегу бухты Рудная и оборудованный в ковше, представляющим собой небольшое озеро, соединенное с бухтой каналом морского порта шириной 40 метров.
В этом же пункте дана характеристика причальных стенок - «Берега канала морского порта укреплены и обустроены причальными стенками, на восточном берегу длиной 82 метра, на западном берегу длиной 75 метров»
В разделе IX. «Сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и глубинах акватории морского порта» Обязательного постановления в морском порту Ольга, в пункте 61 в отношении приведенного Участка № 2 морского порта установлено следующее:
«Участок N 2 морского порта (Рудная Пристань) может принимать суда длиной до 115 метров и осадкой до 3,5 метра.»
Информация нормативного характера в отношении максимальных габаритов судов, обрабатываемых у морского терминала дана в Распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта от 27.11.2009 г. № АД-247-р «О внесении сведений о морском порте Ольга в реестр морских портов Российской Федерации»:
пункт 8.5.4.7 Приложения к распоряжению Основные технические характеристики морского терминала ООО «Форест-Карго» в отношении максимальных габаритов судов, обрабатываемых у морского терминала:
осадка 4,6 м.; - длина - 140 м.; - ширина -18м.
В целях обеспечения безопасности судоходства на акватории морского порта Ольга и морских терминалов Пластун, Рудная Пристань, Светлая в соответствии со ст. 74, ст. 78 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пп. 1 п. 13 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса России от 19 декабря 2006 года N 156, в соответствии с техническими паспортами причалов, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга Министерства транспорта РФ (Филиал ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга) Распоряжением от 14.01.2014 г. № 1 обязал установить по состоянию на 14 января 2014 года допустимые осадки судов у причальных сооружений на акватории морского терминала Рудная Пристань.
29 июня 2017 г. взамен указанного выше распоряжения № 1 от 14.01.2014 г. Филиал ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга принято Распоряжение №3, которым подтверждены сведения, указанные в распоряжении № 1.
13 февраля 2018 г. старшим государственным инспектором отдела надзора за портовой деятельностью Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Свистельниковым А.В. в ходе рассмотрения обращения гражданина Н.Н. Коварского проведена проверка оператора причала.
В протоколе № указано, что проверкой установлен факт швартовки в период с 01.01.2018 г. по 08.02.2018 г. к причалу на участке № 2 морского порта Ольга (м/т Рудная Пристань) (оператор ООО «Форест-Карго») следующих судов: «Кема», ИМО 894454 - длина расчетная (м): 102,23; «Святой Владимир», ИМО 9116979 - длина расчетная (м): 76,80; «Капитан Коншин», ИМО 7733840 - длина расчетная (м): 110,76; «Омский 115», ИМО 8876376 - длина расчетная (м): 102,54.
Таким образом, длина ни одного из приведенных морских судов по расчетной длине не превышает установленные Обязательным постановлением в морском порту Ольга нормативные требования, расчетная длина судов полностью отвечает требованиям приведенной выше технической документации, что прямо соответствует требованию пп. «г» п. 191 Технического регламента.
С 1999 года Амурским пароходством осуществлено более 3 000 судозаходов к причалам ковша-убежища в бухте Рудная, отгружено около 10 млн.тн. грузов, при этом деятельность причалов всегда осуществлялась исключительно в режиме безопасности и полной отсутствии аварийности.
Также, необходимо учитывать значимость деятельности ООО «Форест-Карго» в целях обеспечения социальной и экономической стабильности моногорода Дальнегорск (включен в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р), так как причал, оператором которого является ООО «Форест-Карго», является единственным пунктом погрузки для транспортировки грузов морским транспортом для большого круга субъектов предпринимательской деятельности моногорода, обеспечивает рабочими местами жителей с.Рудная Пристань. Морской терминал, географическое положение которого сложилось исторически, существует ни один десяток лет, постоянно модернизируется в целях более полного обеспечения безопасности его функционирования.
Кроме того, побережье северной части Приморского края в большей части по своим географическим характеристикам позволяет строительство лишь небольших по техническим параметрам причалов, более того, в ковше-убежище, помимо причала, оператором которого является ООО «Форест-Карго», напротив расположен совершенно идентичный причал АО «Бор», однако претензии Находкинского транспортного прокурора направлены исключительно к деятельности по эксплуатации причала ООО «Форест-Карго». В создавшейся ситуации возникает вопрос о предвзятом по неизвестным Обществу причинам отношении к данному конкретному предприятию.
Просит в удовлетворении исковых требований Находкинского транспортного прокурора отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - ДВУ Госморнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, до начала судебного заседания обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, своего мнения относительно исковых требований суду не представил.
Представитель третьего лица – АО «ГМК «Дальполиметалл» - Зуев Г.Ю. в судебном заседании полагал необходимым в удовлетворении иска прокурору отказать, пояснил, что иск заявлен не законно и его удовлетворение нарушит интересы неограниченного круга лиц и может нанести еще больший ущерб. АО «Дальполиметалл» экспортирует продукцию через этот причал и в случае его закрытия будут лишены работы порядка 1500 человек. Начнется затопление рудников, предприятие будет навсегда остановлено. Между тем, имеется постановление Министерства транспорта которое регламентирует заходы судов в данный порт. На сегодняшний день это введенный в эксплуатацию объект, соответствующий всем необходимым требованиям. Прокурор не представил ни одного заключения специализированной и аккредитованной организации в котором было бы указано на то, что эксплуатация порта представляет опасность. Считает, что необходимо также учесть цифры статистики, которые говорят о том, что за более 20 лет эксплуатации причала, ни одной аварийной ситуации не возникло.
Представитель третьего лица – ООО «Дальнегорский ГОК» - Петров К.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, пояснил, что в обязательном постановлении Министерства транспорта установлены параметры расчетного судна. Постановка судов осуществляется компетентной организацией. Требования прокурора фактически не исполнимы с учетом географического расположения причала, который находится в «Ковше» на ограниченной территории. Удовлетворение требований прокурора принесет существенный урон для Дальнегорского ГО, так как произойдет закрытие двух градообразующий предприятий Дальполиметалл и Дальнегорский ГОК.
Допрошенный в качестве специалиста и.о. капитана порта Ольга Дуркин А.И. в судебном заседании показал, что в соответствии с обязательным постановлением Министерства транспорта установлена длина расчетного судна которое может принимать причал в Рудной Пристани, т.е. максимальная длина условного судна которое можно поставить к причалу, а фактической судно это то которое пришло на швартовку. Если длина пришедшего судна менее длины расчетного, то капитан порта разрешает швартовку. Длина причала это одна длина, фактическая длина судна это вторая длина, длина расчетного судна это третья величина, это разные величины. Фактически в порт Рудная Пристань заходят суда с длиной меньше длины расчетного судна (115 м.), что не является нарушением.
Допрошенный в качестве специалиста начальник службы безопасности мореплавания Амурского морского пароходства Подковрин А.Л. в судебном заседании показал, что суда Амурского пароходства уже более 30 лет работают на причале в Рудной Пристани и никогда не было проблем со швартовкой, а также не было ни одной аварийной ситуации. Существует инспекция порта Ольга, которая следит за безопасностью в порту. Причал отвечает полностью требованиям безопасности. Обеспечена возможность безаварийно заходить в этот порт, на причалах развешана защита, имеется техника которая обеспечивает безопасную погрузку наших судов. Тот факт, что длина причала короче судна не является нарушением, так как в Рудной Пристани это отдельно стоящий причал. Если бы причал был длиной 75 м и следующий за ним тоже 75 м, то это было бы нарушение. Существует две длины судна расчетная и фактическая. Фактическая длина судов не превышает длину расчетного судна для постановки к причалу Рудная Пристань. В данном случае прокурор не владеет ситуацией и его требование не применимо. Обязательные постановления принимаются в Минтрансе. Принимаются они на основании проектных данных причальных сооружений и согласовываются прочими государственными структурами в области мореплавания.
Допрошенный в качестве специалиста главный консультант отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Горский В.В. в судебном заседании показал, что находит исковые требования прокурора не обоснованными. Имеется реестр морских портов, там указано параметры расчетных судов, которые могут швартоваться «Форест-Карго». За всю безопасность швартовки отвечает капитан порта и администрация морских портов. Порт держит экономику округа, если требования прокурора будут удовлетворены это скажется на экономике Дальнегорского ГО в целом. Сейчас будут заходить сюда иностранные суда, все это прорабатывается, есть возможность поставок серной кислоты из Японии, нужно сделать терминал приема. По данному вопросу администрация края обратилась в Минтранс чтоб могли заходить иностранные суда. «Форест Карго» выступил инициатором, готовится приказ Минтранса о внесении изменений в части увеличения захода судна до 140 м. На сегодня ограничения составляет 115 метров. Для решения данного вопроса действующий причал достраивать не нужно, в нынешнем состоянии он готов принимать суда длиной до 140 м.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО «Холдинг» является собственником, а ООО «Форест-Карго» на основании договора аренды зданий и сооружений производственной базы и перегрузочного комплекса от <дата> является арендатором портового гидротехнического сооружения - причальная стенка, протяженностью 110,16 м., общей площадью 440,60 кв.м. (лит III) по адресу: Приморский край, г.Дальнегорск, в ковше-убежище бухты Рудной на расстоянии 300 м. от мыса Бринера в западном направлении.
Согласно паспорта гидротехнического сооружения, указанное сооружение имеет причал длиной прямолинейного участка 75,6 м.
ООО «Форест-Карго» осуществляет швартовку и погрузку судов на вышеуказанный причал длиной более 75,6 м.
Полагая, что указанными действиями ООО «Холдинг» и ООО «Форест-Карго» нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Прокурор в обосновании своих требований указал, что деятельность ответчиков противоречит п. 139 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463, а также п.п. «б», «в» п. 191 Технического регламента, для обеспечения безопасной швартовки судна и - крайности причала необходимо выполнять следующие требования: фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу, не допускается швартовка судов за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки.
Кроме того, ответчиками нарушаются пункты 3.1.14 Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утвержденных Министерством морского флота 05.08.1987 (далее - РД 31.35. 10-86) согласно которых фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями РД 31.31.37-78.
То есть, безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу должен обеспечивать именно фактический запас свободной длины причала. По мнению прокурора положения паспорта причала, разрешающие постановку судов длиной 140 м, в то время как длина причала составляет 75,6 м., противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, создает угрозу повреждения и разрушения гидротехнического сооружения, причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Возражая против исковых требований прокурора, ответчики указали, что причал расположен на входе в канал ковша-убежища в бухте Рудная, имеет длину прямолинейного участка 75,6 м. и является причалом одиночным с выходом в море. Из-за ограниченности акватории в канале причал может одновременно обслуживать только одно расчетное судно, согласно паспорту причала.
Поскольку причал обособлен и не создает единый причальный фронт вместе с другими причалами положения пп. б п. 191 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620, которым утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, об обеспечении фактического запаса свободной длины причала при швартовки судна в данном случае не могут прямо распространяться на причал ООО «Форест-Карго».
Для приема расчетного судна причал оборудован дополнительными швартовыми устройствами, разработаны и утверждены схемы швартовки. Фактическая длина причала на настоящий момент считается по крайним швартовым устройствам.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит доводы прокурора о том, что в данном случае безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу должен обеспечивать именно фактический запас свободной длины причала не убедительными и не основанными нормах действующего законодательства.
Так, Министерством транспорта РФ в отношении рассматриваемого объекта издан приказ №344 от 07.11.2013 г. «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Ольга» Согласно указанных постановлений в п.5 определено описание участка №2 морского порта Ольга (Рудная Пристань) где указано, что он обстроен причальной стенкой на западном берегу длиной 75 м.
Далее, в указанном постановлении в п.61 установлено, что участок №2 морского порта Ольга (Рудная Пристань) может принимать суда длиной до 115 м и осадкой до 3,5 м.
Суд, применяя указанный нормативно-правовой акт к рассматриваемому делу, учитывает, что он принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий. Он прошел соответствующую проверку и зарегистрирован в Минюсте РФ. Принимая указанный нормативно-правовой акт, Министерство транспорта РФ руководствовалось федеральными законами «О морских портах в РФ», Кодексом торгового мореплавания РФ, Общими Правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ (п.1 Приказа).
В силу правового положения Министерства транспорта РФ, принимаемые им нормативно-правовые акты обязательны для исполнения лицами, на которых они распространяются.
Таким образом, требования указанного приказа соответствуют действующему законодательству РФ. Указанный приказ не содержит запрета на швартовку на участке №2 порта Ольга судов, длиной более 75 метров.
Между тем, исходя из требований прокурора следует, что указанный приказ Минтранса РФ издан с нарушением требований законодательства, на которые ссылается прокурор. Однако, прокурором не представлено доказательств того, что указанный приказ были им оспорен в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела была исследована проектная и техническая документация причального сооружения, которая изготовлена компетентной, лицензированной проектно-изыскательской организацией. Не доверять ее выводам у суда оснований не имеется.
Между тем, прокурор не обладает соответствующими познаниями в данной области, соответствующего экспертного заключения в обосновании своих исковых требований суду не представил.
Суд соглашается с единогласным мнением специалистов, допрошенных в ходе судебного разбирательства, о том, что пункты 139 «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» и п.п. «б»,п. 191 Технического регламента в рассматриваемом случае не могут быть применены, поскольку безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу обеспечена другими способами, в соответствии с требованиями проектных и нормативных документов ( в частности установка бриделей и т.д.).
Утверждение прокурора о том, что несоответствие длины причала длине расчетного судна может нанести вред интересам неопределенного круга лиц, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения.
В силу изложенного, суд полагает, что в ходе эксплуатации причального сооружения ответчиками не было допущено нарушений действующего законодательства РФ.
При указанных обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Холдинг» и ООО «Форест-Карго» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Кухта