Дело № 2а-1469/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленской области 11 октября 2019 г.
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Григорьевой О.О.,
с участием представителя административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Мягковой Л.В.,
представителя заинтересованного лица – взыскателя - помощника Вяземского межрайонного прокуратура Смоленской области Кухтенковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту - администрация) обратилась в суд с административным иском к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № ХХХ суд обязал администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу в срок до 1 октября 2015 г.
Определением суда произведена замена должника на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство, поступившее в адрес административного истца 24 марта 2017 г.
Судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2017 г.
В ноябре 2017 года и январе 2018 года администрация повторно обращалась в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда, в удовлетворении которых было отказано.
Администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению решения суда, а именно на основании аналогичных решений суда 177 автомобильных дорог общего пользования были включены в реестр объектов муниципальной собственности Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
Для регистрации права собственности в установленном законом порядке требуется техническая документация и постановка на кадастровый учет объектов и земельных участков, на что требуется продолжительное время и денежные средства, источником затрат которых является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
На 2019 год в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области утверждены расходы денежные средств на проведение технической инвентаризации и оформление кадастровых паспортов автомобильных дорог в сумме 1000000 рублей.
Административным истцом предпринимались все меры для исполнения решения суда, 23 марта 2018 г. и 18 июля 2018 г. с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» соответственно заключены муниципальные контракты по разработке проектов планировки и межевания территории, установлению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков на автомобильные дороги.
24 сентября 2019 г. между администрацией и ООО «<данные изъяты>» заключен договор № ХХХ на выполнение работ по межеванию земельных участков общего пользования под улицами г. Вязьма Вяземского района Смоленской области.
Администрацией разработан проект постановления об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории под размещение линейного объекта (автомобильной дороги) на землях, входящих в категорию земель населенных пунктов и передан на согласование.
Также неоднократно направлялись сообщения губернатору Смоленской области по вопросу рассмотрения возможности выделения денежных средств из областного бюджета, так как на исполнение вышеуказанных судебных решений, необходимо не менее 6000000 рублей, а на исполнение всех имеющихся решений – не менее 300000000 рублей.
В настоящее время подготавливается документация для объявления аукциона на проведение работ.
Финансовое управление администрации сообщает, что при формировании бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2020 годов будут пересмотрены бюджетные ассигнования на реализацию данных мероприятий.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области 20 сентября 2019 г. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поступившее в адрес административного истца 25 сентября 2019 г.
С учетом изложенных обстоятельств полагает, что со стороны администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по исполнению возложенных судом обязательств. Сумма 50000 рублей является существенной и могла бы частично покрыть расходы по исполнению решения суда. Кроме того, исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, тогда как уплата администрацией исполнительского сбора - это переход денежных средств из одного бюджета в другой бюджет одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения.
Ссылаясь на ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 4, 46, 363 КАС РФ просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 20 сентября 2019 г. в рамках исполнительного производства № ХХХ.
В судебном заседании представитель административного истца - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Мягкова Л.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица - Вяземской межрайонной прокуратуры Смоленской области, являющейся взыскателем по исполнительному производству, Кухтенкова Ю.А. с учетом того, что администрацией предпринимаются все меры для исполнения решения суда, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных административных требований суду не представил.
Заслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как следует из материалов административного дела и материалов исполнительного производства № ХХХ, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 09 сентября 2013 г., вступившим в законную силу 11 октября 2013 г., на администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность в срок до 01 октября 2015 г. обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности объекта недвижимости – земельного участка под обслуживание асфальтированной автомобильной дороги общего пользования в границе населенного пункта, расположенной по ул. Ямская г. Вязьма Смоленской области.
На основании решения суда выписан исполнительный лист серии ВС № ХХХ и 23 июля 2017 г. возбуждено исполнительное производство № ХХХ в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 12 мая 2017 г. администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ** ** **
Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 26 марта 2018 г. в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано.
Из постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 20 сентября 2019 г. усматривается, что с должника – администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21.10.2019.
Суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации исполнительского сбора, поскольку она, являясь должником по исполнительному производству, в установленный для добровольного исполнения срок не исполнила требования исполнительного документа.
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 20 сентября 2019 г. в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.
При этом, суд учитывает, что администрацией в ходе исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, а именно заключены муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, установлению границ и постановки на кадастровый учет земельных участков под существующими линейными объектами (автомобильные дороги) на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (л.д. 8-12, 13-19), разработан и вынесен проект постановления об утверждении проектов планировки и проектов межевания (л.д. 20, 21), заключен договор на межевание земельных участков общего пользования под улицами г. Вязьма Вяземского района Смоленской области (л.д. 22-23), а также проведены мероприятия, согласно которым при формировании бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов будут предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию проведения технической инвентаризации и оформление кадастровых и технических паспортов автомобильных дорог (л.д. 24), в связи с чем не усматривает вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа.
Ввиду принятия административным истцом мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования суд при разрешении данного административного иска принимает во внимание и наличие такого обстоятельства, как отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для выполнения требований исполнительного документа (л.д. 25).
Таким образом, суд находит, что административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, мнения представителя взыскателя, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить в полном объеме.
Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (Пятидесяти тысяч) рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 20 сентября 2019 г. в рамках исполнительного производства № ХХХ.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Р.Е. Воронков
11.10.2019 – вынесена резолютивная часть решения;
17.10.2019 – изготовлено мотивированное решение;
19.11.2019 – решение суда вступает в законную силу.