Решение по делу № 2-448/2018 от 29.01.2018

Дело в„– 2-448/2018         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР°          РіРѕСЂРѕРґ Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Василенко Е.К.,

при секретаре Пушняковой О.С.,

с участием: представителя истца заместителя Тверского Межрайонного прокурора Тверской области Нестеренко Р.Н. по доверенности от 03.07.2017, представителя ответчика администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение Калининского района Тверской области Цыба Д.С., действующего на основании Устава без доверенности, представителя ответчика администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Кубаревой М.О., действующей по доверенности от 13.02.2018, представителя третьего лица ГКУ тверской области «Тверское лесничество тверской области» Федорова И.И. по доверенности от 10.03.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области, к Администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Романовский», Обществу с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» о признании недействительными п.п. 2, 3 постановления от 24.07.2015 № 22-з, признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.07.2015 года № 23, признании недействительным договора от 04.04.2016 года № 10 уступки прав и обязанностей по договору аренды, истребовании в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения земельного участка (части), признании отсутствующим право аренды, признании незаконными результатов межевания земельного участка,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области, к Администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее по тексту – администрация МО «Славновское сельское поселение»), Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» (далее по тексту – администрация МО «Калининский район»), Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Романовский» (далее по тексту – СПК «Романовский»), Обществу с ограниченной ответственностью «Снежный барс-Т» (далее по тексту – ООО «Снебный барс-Т»), в котором с учетом письменных уточнений от 27 апреля 2018 года просил:

- признать недействительными пункты 2,3 постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение Калининского района Тверской области» от 24.07.2015 № 22-з «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский»;

- признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым № площадью 134490 кв.м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>

- признать недействительным (ничтожным) договор уступки прав аренды земельных участков от 04.04.2016 № 10, заключенный между СПК «Романовский» и ООО «Снежный барс-Т» в части уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды № 23 от 28.07.2015, заключенного между администрацией МО «Славновское сельское поселение» и СПК «Романовский» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 134490 кв.м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;

- истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения ООО «Снежный Барс-Т» земли лесного фонда площадью 130846 кв.м в выделах 18,19,36,37 квартала 66 Первомайского участкового лесничества Тверского лесничества в той части, в которой на земли лесфонда имеется наложение земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с нижеуказанным каталогом координат наложения:

№ точки

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    - признать недействительными результаты межевания земельного участка СЃ кадастровым в„– площадью 134490 РєРІ.Рј, категории: земли сельскохозяйственного назначения, РІРёРґ разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>

    - признать отсутствующим право аренды РћРћРћ «Снежный барс –Т» РЅР° земельный участок СЃ кадастровым в„– площадью 134490 РєРІ.Рј, категории: земли сельскохозяйственного назначения, РІРёРґ разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>

на основании положений статей 7,8, 9, 11, 17, 39.2, 52, 60, 71, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статей 67-69, 71, 3, 7,8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4.2 Федерального закона Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статей 12, 125, 129, 167-168, 209, 214, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статей 35, 36 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», статей 56, 94 Земельного кодекса РСФСР, статей 8, 19, 36, 72-73,83, 91, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, Положения о колхозных лесах, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от -4 марта 1968 года № 144, статей 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», пункта 15 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

    Р’ обоснование требований указано, что 05 мая 1993 РіРѕРґР° постановлением администрации Калининского района в„– 199 утвержден проект перераспределения земель производственного сельскохозяйственного кооператива «Романовский». Р’ соответствии СЃ данными проекта РІ коллективно-долевую собственность бесплатно предоставлено 2843 РіР° сельскохозяйственных СѓРіРѕРґРёР№, РІ постоянное бессрочное пользование - 3957 РіР° РґСЂСѓРіРёС… СѓРіРѕРґРёР№ (леса, кустарники, болота, РїРѕРґ дорогами Рё С‚.Рґ.). Согласно экспликации земель площадь лесов РІ границах РЎРџРљ «Романовский» составляет 3514 РіР°, РІ С‚.С‡. предоставленных РІ постоянное бессрочное пользование - 3362 РіР°.

Бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский», в 2006 году на основании распоряжений администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра и 27 ноября 2006 года № 542-ра переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.

На указанные земли зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15 октября 2008 года.

    24 июля 2015 РіРѕРґР° постановлением администрации РњРћ «Славновское сельское поселение» в„– 22-Р· РЅР° основании заявления РЎРџРљ «Романовский» прекращено право постоянного бессрочного пользования указанного юридического лица РЅР° земельный участок СЃ кадастровым в„– РёР· состава земель сельскохозяйственного назначения, площадью 134490 РєРІ.Рј., СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный РїРѕ адресу: <адрес> СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 49 лет.

28 июля 2015 года между администрацией МО «Славновское сельское поселение» и СПК «Романовский» заключен договор аренды № 23.

04 апреля 2016 года на основании договора уступки прав аренды земельных участков № 10 СПК «Романовский» переуступило ООО «Снежный барс-Т» права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым №

Спорный земельный участок с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым № (<адрес>), находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчики не имели правовых оснований для распоряжения названным земельным участком.

В судебном заседании заместитель Тверского межрайнного природоохранного прокурора Нестеренко Р.Н. полностью поддержал заявленные требования в окончательной редакции.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (материальные истцы от имени РФ), будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей не направили. В представленном ранее в материалы дела отзыве Федерального агентства лесного хозяйства выражена поддержка исковых требований.

Представитель ответчика администрации МО «Славновское сельское поселение» Цыб Д.С. в судебном заседании оставил удовлетворение требований на усмотрение суда, представил письменные пояснения, в которых указал, что на момент вынесения оспариваемого постановления и заключения договора аренды Администрация не располагала данными о формировании участка на землях лесфонда. Оснований сомневаться в сведениях ГКН о категории и виде разрешенного использования сельскохозяйственное назначение для сельскохозяйственного производства, не имелось. Правовую экспертизу документов администрация не проводила. В настоящее время полномочий на расторжение договора аренды у администрации поселения нет, полномочия переданы в муниципальный район.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Кубарева М.О., заявленные требования не признала, указав, что границы земельного участка лесфонда в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, спорный арендованный земельный участок по данным кадастрового учета относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей ответчиков СПК «Романовский», ООО «Снежный барс-Т». Указанные юридические лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в силу ст. 165.1 ГК РФ, ст. 117 ГПК РФ, неявка их представителей не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.

Представитель третьего лица ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» Федоров И.И. заявленные требования поддержал, пояснил, что в нарушение требований закона земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован на землях лесфонда, на территории участка произрастают и произрастали на момент его формирования высокоствольные многолетние деревья лесных культур: осина, береза, ольха, ива, что подтверждено данными таксационного описания. В данном случае участок не может быть использован для сельскохозяйственного производства, поскольку на нём произрастает лес.

Третьи лица ООО «ГеоЭкспресс», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерство лесного хозяйства Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе по правилам ст. 117 ГПК РФ, не явились, что не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетеля Д.Е.А., суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Cогласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской федерации, в том числе органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с названными нормами прокурор вправе обратиться в суд с иском об оспаривании сделок, нарушающих имущественные, иные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Территориальное управление Росимущества в Тверской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации – Тверской области.

Привлечение указанных лиц в качестве материальных истцов обусловлено полномочиями Рослесхоза и Росимущества.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть заявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки, применении её последствий может заявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью. На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как указано в статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связанные с её недействительностью, и недействительна с момента совершения.

Статья 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения последствий недействительности сделки, а также возможность неприменения их с учетом существа сделки.

Сделка как правомерное действие должна соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

    Р’ соответствии СЃ абзацем шестым статьи 12 Рё статьей 13 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации признание СЃСѓРґРѕРј акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является РѕРґРЅРёРј РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

На основании 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Право владения, пользования, распоряжения имуществом принадлежит только его собственнику (статья 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации) или лицу, уполномоченному собственником.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится: федеральная государственная собственность и управление ею. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 17 июня 1977 года, леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались (статья 3). Все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоял из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970), вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (часть 1 статьи 5 ЗК РСФСР 1970 г.).

Согласно статье 2 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли принадлежали к землям лесного фонда.

В соответствии с Лесным кодексом 1997 года сельские леса также входили в границы лесного фонда.

В силу статьи 8 действующего Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Сведений о том, что до переходного периода, т.е. до 1990-1993 годов, каким-либо из указанных государственных органов лесные угодья, переданные совхозу «Романовский» (СПК), осуществлявшему свою деятельность на территории Калининского района, были переведены в другие виды угодий, в частности, в категории земель сельскохозяйственного назначения, материалы дела не содержат.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Кроме того, в силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно имеющемуся в материалах дела проекту перераспределения земель, в связи с реорганизацией совхоза «Романовский», СПК «Романовский» передано в постоянное пользование 3957 га. В экспликации к проекту указано, что в них входят и леса.

На основании распоряжений администрации Тверской области от 01 февраля 2006 № 61-ра (с изменениями внесенными распоряжением администрации Тверской области от 26 мая 2006 № 212-ра) и 27 ноября 2006 № 542-ра лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, находящимися во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе бывшие сельские леса, ранее находившиеся во владении СПК «Романовский» (7516 га) переведены в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.

Земельный участок с кадастровым № площадью 24 293 799 кв.м на кадастровый учет поставлен 16.06.2004, принадлежал СПК «Романовский» на праве постоянного (бессрочного) пользования, граница участка с КН № не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Выпиской из ЕГРН подтверждено, что земельный участок с КН № площадью 134490+\-3209 кв.м стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок образован путём выделения из земельного участка с КН №

Постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-з прекращено право постоянного бессрочного пользования СПК «Романовский» на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с №. Оспариваемыми пунктами 2 и 3 постановления предусмотрено предоставить указанный участок в аренду СПК «Романовский» на 49 лет, заключив между администрацией поселения и СПК договор аренды.

По договору аренды № 23 от 28 июля 2015, находящегося в государственной собственности земельного участка, администрация поселения передала в аренду до 28 июля 2064 года СПК «Романовский» земельный участок с № площадью 134490 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения.

На основании договора № 10 от 04 апреля 2016 года СПК «Романовский» уступил право аренды указанного земельного участка ООО «Снежный барс-Т».

В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации аренды и уступки права аренды, основанием для которой явились оспариваемые сделки.

Учитывая обстоятельства связанные с оформлением прав на спорный земельный участок, сведения, содержащиеся в ЕГРН относительно земельного участка с КН №, не являются бесспорным доказательством относимости земель к определенной категории. В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить картографические материалы о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, лесные планшеты и иные материалы лесоустройства.

Из материалов дела усматривается, что в квартале 66, в выделах 18, 19, 36,37 Первомайского участкового лесничества (участок с КН: №) обнаружено пересечение земель лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером с КН № с категорией: сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, и находящимся в аренде у СПК «Снежный барс-Т». Данное обстоятельство подтверждается письмом руководителя ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» от 22 августа 2017 года в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, заключением специалиста ФГБУ «Рослесинфорг» от 25 апреля 2018 года № 162, схемами, иллюстрирующими наложение.

По сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с КН № следует, что это единое землепользование, расположенное относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, относится к категории земель лесного фонда, с разрешённым использованием для ведения лесного хозяйства, площадью 35 140 000 кв.м. На кадастровый учет поставлен 01 декабря 2010 года. Образован на основании распоряжения администрации Тверской области от 26 мая 2006 года № 212-ра, с присвоением условного номера 69-69-10/072/2008-061.

Право собственности Российской Федерации на указанный объект зарегистрировано в ЕГРН 15 октября 2008 года, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от 15 октября 2008 года.

Из планшета лесоустройства и таксационного описания лесоустройства следует, что на спорном земельном участке растёт многолетний лес.

Исходя из положений статей 83, 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления не переданы.

При вынесении оспариваемого постановления, заключении вышеприведенных сделок, их стороны исходили из того, что право собственности на земельный участок не разграничено. Вследствие этого отсутствуют какие-либо распорядительные документы органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, относительно спорного имущества, сделок.

Установлено, что спорный земельный участок является федеральной собственностью и не относится к землям, право собственности на которые не было разграничено. У администрации поселения отсутствовали полномочия на распоряжения земельным участком, находящимся в федеральной собственности, относящимся к землям лесфонда.

Заключение таких сделок нарушает права Российской Федерации. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом, поэтому в данном случае сделки на основании части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как посягающие на публичные интересы, ничтожны.

Одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (п. 2 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Учитывая правовое положение, целевое назначение земель лесного фонда Российской Федерации, использование участка лесного фонда, переданного в аренду конкретному пользователю в целях, не связанных с его назначением, на основании недействительной сделки, противоречит основным принципам лесного законодательства, поэтому, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В рассматриваемом деле стороны совершили и исполнили ничтожные сделки, поэтому правомерно применение статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и признание постановления администрации поселения (в оспариваемой части), договора аренды и договора уступки права аренды (в оспариваемой части) недействительными.

Признание сделки - уступки права аренды недействительной не должно вести к восстановлению права аренды у СПК «Романовский» на земельный участок кадастровым номером №, поскольку постановление администрации поселения и договор аренды фактически приняты в отношении участка лесного фонда, на что полномочий у администрации поселения не имелось.

Из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации. То есть в случаях, когда сделка, направленная на отчуждение имущества, не соответствует требованиям закона только в том, что совершена лицом, не имевшим права отчуждать это имущество и не являющимся его собственником, правила пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются. В этом случае права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления иска об истребовании этого имущества у приобретателя. В пункте 39 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Доказательств того, что земли лесного фонда выбыли из владения Российской Федерации с согласия и по воле органа уполномоченного на отчуждение земель лесного фонда материалы дела не содержат.

Специалистом Тверского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» Дмитриевой Е.А. в заключении от 24 апреля 2018 года, поддержанном в ходе судебного заседания 13 июня 2018 года, представлены сведения о пересечении (наложении) границ земельного участка иной категории с КН № с участком лесного фонда. В представленном заключении обозначено пересечение границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, а именно границы земель лесного фонда пересекаются с земельным участком с КН №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 134490 кв.м. Площадь пересечения составляет 130846 кв.м, приведен каталог координат пересечения. Указанный специалист является кадастровым инженером, обладает специальными знаниями и опытом работы. Нет оснований не доверять представленному заключению.

Поскольку формирование спорного земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, выбытие части земельного участка с кадастровым номером с КН № (в границах контура участка с КН №) из земель лесного фонда произошло без волеизъявления собственника имущества, то земельный участок в контуре, определенном в заключении специалиста, подлежит истребованию из чужого незаконного владения, возврату в собственность Российской Федерации.

В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим, что разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда Российской федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». При этом иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством.

К спорным правоотношениям данный способ защиты права не применим. Поскольку признание недействительными договоров, на основании которых возникло право аренды, означает недействительность сделок с момента заключения, отсутствие юридических последствий у данных сделок, то констатация отсутствия права аренды является излишней.

При разрешении требования о признании недействительным межевания земельного участка, суд учитывает следующее.

Обстоятельствами дела подтверждается, что при формировании земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № допущены существенные нарушения требований федерального законодательства.

В силу положений статей 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действующей на момент создания межевого плана земельного участка с КН №, местоположение границ земельных участков подлежало обязательному согласованию; межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования; местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды; от имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Нет данных, что производилось согласование границ земельного участка с КН № с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным управлением, осуществляющими полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

При формировании земельного участка с КН № допущены существенные нарушения земельного законодательства, а именно: межевание производилось по заявлению неуполномоченного лица; кадастровые работы проведены без соответствующей проверки и выезда на местность. На земельном участке растут деревья различных лесных пород возрастом от 30 до 50 лет, что дало бы основания кадастровому инженеру при соответствующей проверке усомниться в правомерности отнесения земельного участка к землям сельхозназначения.

В судебном заседании исследованы копии планшета лесоустройства и таксационного описания лесоустройства указанных выделов, из которых видно, что в указанных выделах растут высокоствольные деревья в возрасте 40 лет: сосна, осина, ель, ольха и другие. Например, в выделе 19 общей площадью 2,2 га растёт осина (40%), береза (30%), ольха серая (20%), сосна (10%), средний возраст деревьев- 50 лет, высота- 19 м, диаметр 24. У каждого выдела указана характеристика (площадь, состав лесных культур, высота, диаметр, возраст, тип леса, плотность произрастания (полнота, площадь сечения) т.п.

Сведения в планшете лесоустройства и таксационное описание лесоустройства, не противоречат исследованным в судебном заседании документам, представленным истцом.

Из изложенного усматривается, что на спорном земельном участке растёт многолетний лес и соответственно эти земли не могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Оснований ставить под сомнение достоверность исследованных в судебном заседании планшета, таксационного описания кварталов, заключения специалиста у суда не имеется.

Фактически земельный участок с КН № большей частью расположен на землях лесного фонда, а именно в границах квартала 66 земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда.

В связи с изложенным требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с КН № подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчики не представили суду доказательств в опровержение доводов истца.

Арендаторы, заключая договоры аренды, не выяснили, по какой причине данный земельный участок, который согласно правоустанавливающих документов находится на землях сельскохозяйственного использования с разрешённым использованием для ведения сельскохозяйственного производства, по назначению не использовался, фактически расположен в лесу, то есть не проявили разумную заботливость и осмотрительность, в результате чего приобрели в аренду участок, относящийся к землям лесного фонда.

Указанные выше обстоятельства привели к незаконному выбытию спорных земель из владения собственника - Российской Федерации. В данном случае спорный участок в границах наложения не относится к землям, право собственности на которое не разграничено, а относится к государственной собственности.

В связи с тем, что формирование и передача в аренду спорного земельного участка были произведено с нарушением требований действующего законодательства, то защита нарушенных прав собственника - Российской Федерации на распоряжение, пользование принадлежащим имуществом возможна путем восстановления положения сторон, существовавшего до нарушения права, в связи с чем сведения о выделенном земельном участке с КН № должны быть исключены из ЕГРН, указанный объект снят с кадастрового учета.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты госпошлины, пропорционально удовлетворенной части требований.

На основании подпунктов 9,19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами. В связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ООО «Снежный барс-Т» и СПК «Романовский».

Размер госпошлины определяется, с учетом количества удовлетворяемых требований по 300 рублей за каждое. Суд принимает во внимание, что участие администрации поселения и района в качестве ответчиков носит процессуальный характер, обусловлено распорядительными действиями, полномочиями на распоряжение земельными участками собственность на которые не разграничена, поэтому на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина с них взысканию не подлежит. С СПК «Романовский» подлежит взысканию госпошлина по требованию об оспаривании межевания, постановления и договора аренды, а также половина от суммы госпошлины по требованию об оспаривании договора уступки права аренды, то есть (300+300+300+150), а с ООО «Снежный барс» - по требованию об истребовании имущества и половина от суммы госпошлины по требованию об оспаривании договора уступки права аренды (300+150).

Размер госпошлины определяется согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом статус ответчиков как юридических лиц на определение госпошлины не влияет, поскольку размер таковой определяется исходя из статуса истца, освобожденного от уплаты госпошлины, а не ответчика. В данном случае иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц и государства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 2,3 постановления администрации муниципального образования «Славновское сельское поселение Калининского района Тверской области» от 24.07.2015 № 22-з «О предоставлении в аренду земельного участка СПК «Романовский».

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 28.07.2015 № 23 земельного участка с кадастровым № площадью 134490 кв.м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией муниципального образования «Славновское сельское поселение» Калининского района Тверской области и СПК «Романовский».

Признать недействительным (ничтожным) договор уступки прав аренды земельных участков от 04.04.2016 № 10 между СПК «Романовский» и ООО «Снежный барс-Т» в части передачи прав и обязанностей по договору аренды № 23 от 28.07.2015 в отношении земельного участка кадастровым № площадью 134490 кв.м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства ( п.1.1.19).

Истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения ООО «Снежный Барс-Т» земли лесного фонда площадью 130846 кв.м в выделах 18,19,36,37 квартала 66 Первомайского участкового лесничества Тверского лесничества в той части, в которой на земли лесфонда имеется наложение земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с нижеуказанным каталогом координат наложения:

№ точки

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    РџСЂРёР·РЅР°С‚СЊ недействительными результаты межевания земельного участка СЃ кадастровым в„– площадью 134490 РєРІ.Рј, категории: земли сельскохозяйственного назначения, РІРёРґ разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>

В части требований о признании права аренды отсутствующим - отказать.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Романовский» (ИНН/КПП 6924001896/694901001) в доход муниципального образования Тверской области «Калининский район» государственную пошлину в размере 1050 рублей,

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Снежный Барс-Т» (ИНН/КПП 6901004058/695001001) в доход муниципального образования Тверской области «Калининский район» государственную пошлину в размере 450 рублей.

Настоящее решение является основанием дл исключения из Единого государственного реестра недвижимости всех сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в том числе записи о его аренде, уступке права аренды, снятия земельного участка с кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

РЎСѓРґСЊСЏ                                    Р•.Рљ. Василенко

Решение в окончательной форме составлено 18 июня 2018.

РЎСѓРґСЊСЏ                             Р•.Рљ. Василенко

2-448/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура
Федеральное агентство лесного зозяйства
Федеральное агентство по управлению государтсвенным имуществом в лице его территориального управления в Тверской области
Ответчики
СПК "Романовский"
ООО "Снежный барс-Т"
Администрация МО "Славновское с/п" Калининского района Тверской области
Другие
Управление Росреестра по Тверской области
Администрация МО Тверской области "Калининский район"
Министерство лесного хозяйства Тверской области
ГКУ Тверской области "Тверское лесничество Тверской области"
ФГБУ "ФКП Росреестра"
ООО "ГеоЭкспресс"
Суд
Калининский районный суд Тверской области
Судья
Василенко Евгения Константиновна
Дело на сайте суда
kalininsky.twr.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2018Судебное заседание
26.03.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
13.06.2018Судебное заседание
18.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее