В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33- 93/2022
Строка № 152г
УИД 36RS0004-01-2014-001423-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Мещеряковой Е.А.,
судей: Гусевой Е.В., Зелепукина А.В.,
при секретаре: Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-2886/2021 по исковому заявлению Самошкина Сергея Леонидовича к Управе Ленинского района городского округа город Воронеж о взыскании материального ущерба и судебных расходов,
по апелляционной жалобе Самошкина Сергея Леонидовича на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.09.2021
(судья Манькова Е.М.)
У С Т А Н О В И Л А:
Самошкин С.Л. обратился в суд с иском к Управе Ленинского района городского округа город Воронеж, в котором просит взыскать с ответчика в его пользу материальный ущерб в счет стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере 168 395 рублей 16 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 4 567 рублей 90 копеек.
Требования мотивированы тем, что 08 марта 2021 г., управляя принадлежащем ему автомобилем Ауди Q7, государственный регистрационный знак №, в районе дома №37 по ул. Выборгская г. Воронежа допустил наезд на препятствие (бордюрный камень) на проезжей части дороги, вследствие чего автомобиль получил технические повреждения. Истцом были вызваны сотрудники ГИБДД, которые по факту случившегося дорожно-транспортного происшествия составили административный материал.
10 марта 2021г. истец уведомил ответчика об осмотре поврежденного транспортного средства. Независимым экспертом 12 марта 2021 г. был осмотрен поврежденный автомобиль, представитель ответчика на осмотре присутствовал.
Согласно экспертному заключению №-ТС от 12 марта 2021 г., составленному ИП Никульшин-Подлесных Д.С., стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составила без учета износа 168 395 рублей 16 копеек.
Считает, что причиненный вред подлежит взысканию с Управы Ленинского района городского округа город Воронеж, поскольку ответчиком в нарушение требований закона не была обеспечена безопасность дорожного движения на автодороге местного значения в границах городского округа.
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 30.09.2021 в исковых требованиях заявителю отказано (л.д. 198-202).
В апелляционной жалобе Самошкин С.Л. просил назначить по делу повторную судебную автотехническую экспертизу, решение Ленинского районного суда от 30.09.2021 отменить, принять по делу новое решение (л.д. 215-220).
В судебном заседании представитель Самошкина С.Л. по доверенности Черных А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управы Ленинского района городского округа город Воронеж по доверенности Протасов А.А. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда не явились, о месте и времени слушания дела в апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении 36 ОВ № усматривается, что Самошкин С.Л. 08 марта 2021 г., управляя принадлежащем ему автомобилем Ауди Q7, государственный регистрационный знак №, в районе дома №37 по ул. Выборгская г. Воронежа допустил наезд на препятствие (бордюрный камень) на проезжей части дороги, вследствие чего автомобиль получил технические повреждения, а именно повреждение правого переднего диска с колесом, заднего правого диска (л.д. 25).
Также сотрудниками ГИБДД был составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) - железнодорожного переезда от 08 марта 2021 г., согласно которому были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно в нарушение требований пункта 6.5.2. ГОСТ Р 50597-2017 бортовой камень (бордюр) имеет разрушение (л.д.104). Разрушение было зафиксировано путем фотосъемки.
Согласно объяснениям, данным Самошкиным С.Л. сотрудникам ГИБДД, видео с регистратора отсутствует (л.д. 106)
10 марта 2021 г. истец уведомил ответчика об осмотре поврежденного транспортного средства (л.д. 28-29).
Независимым экспертом 12 марта 2021 г. осмотрен поврежденный автомобиль.
По результатам осмотра ИП Никульшин-Подлесных Д.С. составлено экспертное заключение №2/20-ТС от 12 марта 2021 г., согласно которому стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца составила без учета износа
168 395 рублей 16 копеек (л.д. 30-56).
Определением суда от 09 июня 2021 г. по ходатайству ответчика по делу назначена судебная автотехническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы (л.д. 99-100). Сторона истца о назначении судебной экспертизы по делу не возражала, дополнительных вопросов не представила, ходатайство о приобщении дополнительных материалов для производства экспертизы или предоставления времени или помощи суда в истребовании материалов не заявила, отводов экспертам не заявила.
Согласно заключениям № 5887/7-2 и 5888/7-2 от 25 августа 2021 г., исходя только из анализа материалов гражданского дела и представленных фотографий, можно говорить о том, что заявленный объем повреждений транспортного средства Ауди Q7, государственный регистрационный знак №, указанный в акте осмотра транспортного средства № 2/20-ТС от 12 марта 2021 г., с технической точки зрения, не мог быть образован при заявляемых обстоятельствах ДТП от 08 марта 2021 г. (в результате наезда на кусок бордюрного камня, лежащий на проезжей части), то есть иными словами не соответствует им (л.д. 126-133).
Экспертом в исследовании указано, что эксперт установил, что на представленных фотографиях зафиксировано, что диск переднего правого колеса автомобиля Ауди Q7, государственный регистрационный знак № имеет следы проведенного ранее восстановительного ремонта в виде следов сварки на внутренней закраине (фото заключения 16-17) (л.д.131).
Кроме того, представленными фотографиями проиллюстрировано, что на некоторых дисках автомобиля Ауди Q7, государственный регистрационный знак № фактическим имеются следы частичной разукомплектованности (отсутствует часть болтов, соединяющих обод и сердцевину диска (фото 28-29 заключения), следы проведенного ранее восстановительного ремонта (в виде сварки), а также трещины (фото 27,28-31 заключения). А в соответствии с требованиями ГОСТ 33997-2016 и «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», при таких повреждениях дисков, частичной разукомплектованности и следах сварки (которые явно имелись на дисках до заявляемого происшествия), эксплуатация транспортного средства с указанным комплектом колес запрещалась (л.д.133).
Сторона истца представила возражения на судебную экспертизу и ходатайствовала о назначении повторной, однако определением суда первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства ввиду отсутствия сомнений в объективности и обоснованности экспертного заключения.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы представителя истца о том, что экспертом изучены не те диски колеса, указав, что эти доводы опровергаются материалами дела и представленными фотографиями, поскольку эксперт изучал как фотографии, представленные стороной ответчика, так и стороной истца, в том числе фотографии демонтированного переднего правого колеса и представленного отдельно.
Кроме того, отклонены судом первой инстанции и доводы истца о том, что эксперту необходимо изучить видеозапись с места ДТП для дачи точного заключения, поскольку на данной видеозаписи отчетливо видны повреждения колес.
Суд первой инстанции принял вышеуказанное заключение экспертизы, составленное ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ, в качестве допустимого и достоверного доказательства.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Между тем, исходя из положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из пункта 2 статьи 212 ГК РФ следует, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Согласно пункту 1 указанной статьи автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу статьи 15 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 12).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. (далее Закон о безопасности дорожного движения).
В соответствии со статьей 1 Закона о безопасности дорожного движения задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (статья 13 вышеуказанного закона).
Пунктом 13 Основных положении по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 13 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В соответствии с частями 5, 6, 12 статьи 3, статей 13, 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 6 части 1 статьи 13 вышеуказанного Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании статей 13, 15, 17 Закона № 257-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 5 части 1 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. № 150-1, к полномочиям администрации городского округа город Воронеж относится дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог и улиц на территории г. Воронежа. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа (за исключением субвенций, предоставляемых бюджету городского округа из федерального и областного бюджетов). В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджета (часть 2 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж).
Таким образом, вышеназванные нормативные источники свидетельствуют о том, что в городском округе город Воронеж обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на данный орган.
В силу статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. № 150-I, администрация городского округа в лице ее структурных подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт № 24.1).
Согласно статье 49 Устава управа района городского округа является территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа. Управа района является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым постановлением администрации городского округа.
В соответствии с пунктом 3.3.4 раздела 3 «Положения об управе Ленинского района городского округа город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25 марта 2015 г. № 265, управа района организует выполнение мероприятий по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района; выполняет функции муниципального заказчика в пределах возложенных полномочий и выделенных на эти цели средств, в т.ч. по следующим видам работ:
- реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (установка турникетных ограждений, аварийно-восстановительный ремонт улично-дорожной сети и тротуаров);
- организация текущего ремонта дорог местного значения (ямочный ремонт, заливка швов, установка бордюрного камня).
Раздел 6 названного Положения предусматривает, что управа района несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение осуществляемых функций.
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08 декабря 2011 г. № 1058 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Воронеж» ул. Выборгская, входит в сеть улиц и автомобильных дорог Ленинского района города Воронежа (идентификационный номер автомобильной дороги 20-401 ОП МГ 0208.
ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 предусматривает, что все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с 01 января 1995 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Пунктом 2 статьи 28 Закона об автомобильных дорогах установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
С учетом установленных выше обстоятельств, ввиду отсутствия бесспорных доказательств получения технических повреждений автомобиля Ауди Q7, государственный регистрационный знак № в результате ДТП от 08 марта 2021 г. при наезде на бордюрный камень, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по выплате истцу материального ущерба, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21.12.2021 по делу назначена повторная судебная автотехническая экспертиза, производство которой поручено включенным в государственный реестр экспертов-техников экспертам научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы при Воронежском государственном лесотехническом университете, г.Воронеж, ул.Тимирязева, 8.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы.
1. Могли ли возникнуть повреждения автомобиля Ауди Q7, 2007 года выпуска, госномер №, принадлежащего Самошкину С.Л. при обстоятельствах события, имевшего место 08.03.2021 согласно материалам гражданского дела, материалам административного дела по факту ДТП от 08.03.2021?
2. Какова стоимость восстановительного ремонта данного автомобиля с учетом и без учета износа с учетом повреждений, указанных в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 08.03.2021 и материалов дела с предоставлением объекта для исследования.
При назначении повторной судебной экспертизы суд апелляционной инстанции исходил из того, что при производстве экспертизы экспертом были использованы документы, в частности, цветные фотоматериалы повреждений автомобиля Ауди Q7, 2007 года выпуска, госномер №, которые получены без соблюдения требований действующего законодательства, в связи с чем имелись сомнения в правильности и обоснованности ранее данных заключений.
Согласно заключению Научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы при Воронежском государственном лесотехническом университете № 15/2022 от 26.06.2022, повреждения автомобиля Ауди Q7, 2007 года выпуска, госномер №, принадлежащего Самошкину С.Л., могли возникнуть при обстоятельствах события, имевшего место 08.03.2021, за исключением щита тормозного диска переднего правого.
Стоимость восстановительного ремонта данного автомобиля с учетом повреждений, указанных в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 08.03.2021 и материалов дела с представлением объекта для исследования, без учета износа составляет 169310 руб., с учетом износа – 45045 руб.
Указанное заключение повторной судебной экспертизы суд апелляционной инстанции принимает в качестве допустимого доказательства, поскольку проводившие исследование эксперты имеют соответствующее образование и опыт.
Так, эксперт Сподарев Р.А. имеет базовое профильное высшее образование, инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» диплом с отличием №БВС 0872852, старший преподаватель кафедры «Организации перевозок и без-опасности движения» ФГБУ ВО Воронежского государственного лесотехнического университета, прошедший профессиональную переподготовку по направлениям: «Эксперт техник по независимой технической экспертизе транспортного средства», диплом о профессиональной подготовке №; «Судебная автотехническая экспертиза» диплом о профессиональной подготовке №; «Расследование, реконструкция и анализ дорожно-транспортных происшествий» сертификат 0599, выданный ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»; «Методические аспекты реализации образовательной программы «Технический контроль и диагностика транспортных средств» удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 602. Реестр экспертов техников «Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов - техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств» № 5011, стаж экспертной работы с 2015 года.
Эксперт Боровиков Р.Г., кандидат технических наук, высшее образование, специальность инженер-механик, прошедший профессиональную переподготовку в ЦЦПО ФГБОУВО «ВГЛТУ» на ведение профессиональной деятельности в сфере «Независимая техническая экспертиза транспортного средства» и «Судебная автотехническая экспертиза», по экспертным специальностям: 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», 13.2 «Исследование технического состояния транспортных средств», 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно- транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)», 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», 13.5 «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно- транспортного происшествия», 10.2 «Исследование лакокрасочных материалов и покрытий», стаж экспертной работы с 2012 года.
Экспертное исследование проводилось на основании представленных материалов дела, производился также осмотр поврежденного автомобиля Ауди Q7, 2007 года выпуска, госномер №, с учетом административного материала и обстоятельств ДТП, установленных при рассмотрении дела. Экспертное заключение составлено на основании анализа проводившегося исследования, с основанием специальной литературы и Методических рекомендаций. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, в ходе апелляционного рассмотрения настоящего дела нашли подтверждение доводы истца о причинении 08 марта 2021 г. ущерба автомобилю Ауди Q7, государственный регистрационный знак №, в районе дома №37 по ул. Выборгская г. Воронежа в результате наезда на препятствие (бордюрный камень) на проезжей части автодороги, ответственность за надлежащее состояние которой несет ответчик по делу.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции принято при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, в связи с чем подлежит отмене, а заявленные исковые требования о взыскании ущерба в размере 168395,16 руб. – подлежащими удовлетворению.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что ущерб, причинённый истцу по делу, следует взыскивать в размере, определенном без учета износа заменяемых узлов и материалов, что вытекает из сложившейся судебной практики, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П, определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 N 88-22313/2021 по делу N 2-49/2021.
Исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, учитывая то, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, с ответчика также подлежит взысканию уплаченная истцом при обращении в суд госпошлина в размере 4567,9 руб.
На основании определения суда от 09 июня 2021 г. по делу ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы была проведена судебная экспертиза, обязанность по оплате которой была возложена на ответчика, однако на момент рассмотрения дела оплата не произведена, в деле имеется ходатайство начальника ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ о возмещении расходов за выполненное экспертное заключение №5887/7-2 и 5888/7-2 от 25 августа 2021 г. согласно счету от 25 августа 2021 г. №2041 в сумме 19 455 рублей (л.д. 134, 135).
Частью 1 статьи 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, расходы по производству экспертизы подлежат взысканию с ответчика по делу как с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 30.09.2021 отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Управы Ленинского района городского округа город Воронеж, ОГРН №, ИНН №, в пользу Самошкина Сергея Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительское удостоверение №, ущерб, причинённый в результате ДТП, в размере 168395,16 руб., госпошлину в размере 4567,9 руб.
Взыскать с Управы Ленинского района городского округа город Воронеж, ОГРН №, ИНН №, в пользу Федерального бюджетного учреждения «Воронежский региональный центр судебной экспертизы», ИНН №, ОГРН № расходы по проведению судебной экспертизы в размере 19 455 рублей.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 27.07.2022.
Председательствующий:
Судьи коллегии: