ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-629/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 февраля 2020 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллин, рассмотрев жалобу Чикирова И.Х. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 10 сентября 2019 года, решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Чикирова И.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года, Чикиров И.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чикиров И.Х. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно примечанию к данной норме употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Как следует из материалов дела, 7 июля 2019 года в 02 часа 50 минут <адрес> водитель Чикиров И.Х. в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял транспортным средством <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 7 июля 2019 года (л.д. 2); актом освидетельствования на состояния алкогольного опьянения от 7 июля 2019 года (л.д. 4); протоколом об отстранении от управления транспортным средством 7 июля 2019 года (л.д. 5); видеозаписью на CD-диске, приобщенной к материалам дела (л.д. 11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательством наличия у водителя состояния опьянения является составленный уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Основанием полагать, что водитель Чикиров И.Х. находился в состоянии опьянения, послужило наличие выявленных у него сотрудником ИДПС ОГИБДД ОМВД по Лаишевскому району Сурулевым О.В. признаков опьянения - запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, поведение, не соответствующее обстановке, указанных в пункте 3 Правил (л.д. 4).
В отношении Чикирова И.Х. было проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, по результатам которого на основании положительных результатов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе составила 0,403 мг/л), у названного лица было установлено состояние алкогольного опьянения.
Освидетельствование Чикирова И.Х. на состояние алкогольного опьянения проведено в порядке, установленном указанными выше Правилами. Каких-либо замечаний в ходе данного процессуального действия он не представил, о нарушении порядка его проведения не заявлял.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Чикирову И.Х. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и названных выше Правил, с применением видеозаписи.
Факт нахождения Чикирова И.Х. в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств и сомнений не вызывает.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для привлечения Чикирова И.Х. к административной ответственности, судом признаны несостоятельными, поскольку его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения в жалобе о необоснованном применении к Чикирову И.Х. физической силы (избиении) со стороны сотрудников ГИБДД, ничем не подтверждены и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку не исключают совершения правонарушения со стороны самого Чикирова И.Х., а в случае, если последний считает, что в отношении него были совершены незаконные действия со стороны должностных лиц, он вправе обратиться с соответствующими заявлениями в компетентные органы.
Вместе с тем, подача указанных жалоб на действия сотрудников ГИБДД сама по себе не может свидетельствовать о недопустимости вышеизложенных доказательств, так как оспаривание действий должностных лиц является правом Чикирова И.Х., однако, данное обжалование не влечет признание доказательств по настоящему делу недостоверными.
Довод жалобы об отказе судом истребовать полную видеозапись совершения процессуальный действий в отношении Чикирова И.Х. признается судом несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела. Определением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 30 октября 2019 года из отдела ОГИБДД ОМВД по Лаишевскому району Республики Татарстан истребована полная видеозапись оформления административного материала в отношении Чикирова И.Х. В ответ на указанное определение начальник ОГИБДД Барышев С.В. сообщает, что полную видеозапись с видеорегистратора патрульного автомобиля направить не представляется возможным в связи с ее уничтожением по истечению срока хранения (л.д. 41).
Вместе с тем, то обстоятельство, что видеозапись, представленная сотрудниками ГИБДД, является неполной и прерывается, не влечет ее признание ее недопустимым доказательством, поскольку видеозапись, приобщенная к материалам дела, содержит все сведения, необходимые для установления обстоятельств дела.
В соответствии с указанными выше Правилами направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, довод жалобы об отказе в направлении Чикирова И.Х на прохождение процедуры медицинского освидетельствования судом отклоняется, поскольку Чикиров И.Х. согласился с результатом освидетельствования, проведенного на месте, замечаний не высказывал, о чем свидетельствует его подпись в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, собственноручно сделанная надпись - «Согласен», а также видеозапись, приобщенная к материалам дела, что исключает основания направления Чикирова И.Х. на прохождение процедуры медицинского освидетельствования. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Утверждения жалобы о том, что Чикиров И.Х. просил отвезти его в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования, получив отказ, в связи с тем, что у Лаишевской ЦРБ истек строк лицензии для осуществления необходимой медицинской деятельности, носят голословный характер и какими-либо доказательствами не подтверждаются.
Вопреки доводам жалобы Чикирова И.Х. процессуальных нарушений, допущенных судебными инстанциями не установлено. Освидетельствование и иные процессуальные действия проведены уполномоченным лицом, протокол составлен в отношении надлежащего субъекта административного правонарушения.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Чикировым И.Х. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Чикирова И.Х. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Чикирова И.Х. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Чикирову И.Х. в пределах санкции части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Чикирова И.Х. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан от 10 сентября 2019 года, решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Чикирова И.Х., оставить без изменения, жалобу Чикирова И.Х. - без удовлетворения.
Судья Р.Г. Габдуллин