Решение по делу № 2-2517/2023 от 03.05.2023

Дело № 2-2517/2023

УИД: 26RS0003-01-2023-002198-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием: Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2

представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности Меленина

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Маяк-2», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> (третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Эко-Сити»), об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 обратился в суд с иском (в последующем уточненным) в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Маяк-2», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, в котором просил: Признать незаконным бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

Возложить на Садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк-2» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко - Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «Маяк-2» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «Маяк-2» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «Маяк-2» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права. Неприятие СНТ «Маяк-2» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления СНТ «Маяк-2» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО3 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в СНТ «Маяк-2» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, СНТ «Маяк-2» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 исковые требования и в судебном заседании поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика СНТ «Маяк-2» будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрения дела не поступило.

Представитель соответчика администрации <адрес> будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрения дела не поступило.

Представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности Меленина в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила удовлетворить и пояснила, что представитель ДНТ не направил региональному оператору решение собрания на заключение с членами товарищества прямые договоры в индивидуальном порядке с приложением реестра лиц принимавших участие в собрании.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Всилу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд сзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 13 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очисткеот отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиям. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии Федеральным законом.

Приведенные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.

Как следует из материалов дела, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «Маяк-2» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «Маяк-2» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления СНТ «Маяк-2» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО3 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в СНТ «Маяк-2» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.

Таким образом, СНТ «Маяк-2» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (п. 1).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор ТКО и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретённые для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Статьей 7 Федерального закона № 217-ФЗ предусмотрено, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных указанным Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.

Согласно пп. 5, 6, п. 7 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; а также о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, требования об организации контейнерных площадок для сбора ТКО распространяются, в том числе на садовые некоммерческие товарищества.

В силу ст. 10 Закона № 89-ФЗ установлены требования к архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, а именно индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (п. 2).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под ТКО понимается - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ, ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с п. п. 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО савтоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки д накопления крупногабаритных отходов.

В соответствии с п. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее СП-53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и пр.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров для накопления ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1.5 м„ иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Согласно ст. 7 Закона № 217-ФЗ одной из целей ДНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Таким образом, в соответствии с п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО возложена на правление ДНТ.

В соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, Постановления заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 ГК РФ).

В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора.

Судом установлено, что СНТ «Маяк-2» в адрес органа местного самоуправления и в ООО «Эко-Сити» с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось, протокол о заключении прямых договоров с потребителями ДНТ не направляло.

Доводы представителя СНТ «Маяк-2» о том, что на территории ДНТ площадка для установки контейнеров ТКО не была предусмотрена (запроектирована) при создании товарищества в 1992 году и о том, что подъездные пути к товариществу заблокированы в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, судом отклоняются, поскольку согласно норм, действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения создание мест (площадок) накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, однако, такую заявку товарищество не подавало, вопрос о возможности определения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не рассматривался. Заключение прямых договоров членами товарищества с региональным оператором не исключает обязанность товарищества определить место сбора ТКО, как для лиц являющихся членами СНТ «Маяк-2», так и для лиц, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, которое подлежит включению в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Вопрос о подъездных путях к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в целях исполнения обязанности региональным оператором подлежит рассмотрению после обращения ДНТ « Изыскатель» с заявкой в комитет городского хозяйства администрации <адрес>, в ведении которого является принятие решения о согласовании на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно ст. 5 и п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества. Остальные доводы представителя товарищества направлены на уклонение от несения ответственности по обязательствам рассмотрения вопроса, относящегося к предмету спора.

Таким образом, СНТ «Маяк-2» обязано организовать контейнерную площадку на территории товарищества, соответствующую требования действующего законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с абз.2 и абз. 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путемвосстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, неприятие СНТ «Маяк-2» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории товарищества нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Восстановление гарантированного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на организацию обращения с ТКО, образовавшимися на территории садового (дачного) некоммерческого товарищества, предотвращению образования несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащего транспортирования и размещения отходов.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие СНТ «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории ДНТ « Изыскатель», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества и возложении обязанности на СНТ «Маяк-2» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, возложив на администрацию <адрес>, обязанность в месячный срок согласовать заявку на создание мест накопления ТКО.

С учетом приведенных норм права и при установленных судом обстоятельствах, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

Возложить на Садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк-2» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко - Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «Маяк-2» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

Дело № 2-2517/2023

УИД: 26RS0003-01-2023-002198-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием: Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2

представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности Меленина

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Маяк-2», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> (третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Эко-Сити»), об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 обратился в суд с иском (в последующем уточненным) в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Маяк-2», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, в котором просил: Признать незаконным бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

Возложить на Садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк-2» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко - Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «Маяк-2» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «Маяк-2» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «Маяк-2» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права. Неприятие СНТ «Маяк-2» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления СНТ «Маяк-2» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО3 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в СНТ «Маяк-2» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, СНТ «Маяк-2» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 исковые требования и в судебном заседании поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика СНТ «Маяк-2» будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрения дела не поступило.

Представитель соответчика администрации <адрес> будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрения дела не поступило.

Представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности Меленина в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила удовлетворить и пояснила, что представитель ДНТ не направил региональному оператору решение собрания на заключение с членами товарищества прямые договоры в индивидуальном порядке с приложением реестра лиц принимавших участие в собрании.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Всилу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд сзаявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 13 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очисткеот отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиям. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии Федеральным законом.

Приведенные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.

Как следует из материалов дела, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «Маяк-2» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, СНТ «Маяк-2» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления СНТ «Маяк-2» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО3 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в СНТ «Маяк-2» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.

Таким образом, СНТ «Маяк-2» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (п. 1).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор ТКО и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретённые для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Статьей 7 Федерального закона № 217-ФЗ предусмотрено, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных указанным Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.

Согласно пп. 5, 6, п. 7 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; а также о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, требования об организации контейнерных площадок для сбора ТКО распространяются, в том числе на садовые некоммерческие товарищества.

В силу ст. 10 Закона № 89-ФЗ установлены требования к архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, а именно индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (п. 2).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под ТКО понимается - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ, ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с п. п. 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО савтоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки д накопления крупногабаритных отходов.

В соответствии с п. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее СП-53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и пр.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров для накопления ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1.5 м„ иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Согласно ст. 7 Закона № 217-ФЗ одной из целей ДНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Таким образом, в соответствии с п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО возложена на правление ДНТ.

В соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, Постановления заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 ГК РФ).

В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора.

Судом установлено, что СНТ «Маяк-2» в адрес органа местного самоуправления и в ООО «Эко-Сити» с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось, протокол о заключении прямых договоров с потребителями ДНТ не направляло.

Доводы представителя СНТ «Маяк-2» о том, что на территории ДНТ площадка для установки контейнеров ТКО не была предусмотрена (запроектирована) при создании товарищества в 1992 году и о том, что подъездные пути к товариществу заблокированы в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, судом отклоняются, поскольку согласно норм, действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения создание мест (площадок) накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, однако, такую заявку товарищество не подавало, вопрос о возможности определения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не рассматривался. Заключение прямых договоров членами товарищества с региональным оператором не исключает обязанность товарищества определить место сбора ТКО, как для лиц являющихся членами СНТ «Маяк-2», так и для лиц, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, которое подлежит включению в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Вопрос о подъездных путях к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в целях исполнения обязанности региональным оператором подлежит рассмотрению после обращения ДНТ « Изыскатель» с заявкой в комитет городского хозяйства администрации <адрес>, в ведении которого является принятие решения о согласовании на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно ст. 5 и п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества. Остальные доводы представителя товарищества направлены на уклонение от несения ответственности по обязательствам рассмотрения вопроса, относящегося к предмету спора.

Таким образом, СНТ «Маяк-2» обязано организовать контейнерную площадку на территории товарищества, соответствующую требования действующего законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с абз.2 и абз. 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путемвосстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, неприятие СНТ «Маяк-2» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории товарищества нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Восстановление гарантированного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на организацию обращения с ТКО, образовавшимися на территории садового (дачного) некоммерческого товарищества, предотвращению образования несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащего транспортирования и размещения отходов.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие СНТ «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории ДНТ « Изыскатель», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества и возложении обязанности на СНТ «Маяк-2» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, возложив на администрацию <адрес>, обязанность в месячный срок согласовать заявку на создание мест накопления ТКО.

С учетом приведенных норм права и при установленных судом обстоятельствах, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2», мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

Возложить на Садоводческое некоммерческое товарищество «Маяк-2» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

-оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко - Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «Маяк-2» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для садоводческого некоммерческого товарищества «Маяк-2» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

2-2517/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация города Ставрополя
СНТ "Маяк-2"
Другие
ООО "Эко-Сити"
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Набоков Тимур Эдуардович
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.06.2023Предварительное судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее