Дело №12-1-81/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
19 ноября 2018 г. город Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» Турковой Ольги Владимировны на постановление административной комиссии при администрации Мценского района от 27 сентября 2018 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения»,
установил:
постановлением административной комиссии при администрации Мценского района от 27 сентября 2018 г. № общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее – ООО «Отрадаагроинвест», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Административное правонарушение, вменяемое ООО «Отрадаагроинвест» заключается в том, в ходе служебного выезда 7 сентября 2018 г. в 14 часов 32 минуты по адресу: <адрес> было установлено, что на земельном участке с кадастровым №, где располагается ООО «Отрадаагроинвест» не ведутся работы по окосу травы и сорной растительности, высота травы достигает до 1 м. Также, обнаружено складирование бытового мусора, а именно: стеклянные бутылки, пленки от пищевых продуктов, что нарушает Правила благоустройства на территории Спасско-Лутовиновской сельского поселения Мценского района, указанное правонарушение было выявлено главным специалистом юридического отдела Минаевой Ю.А.
Защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, указав на необоснованность и незаконность постановления по делу об административном правонарушении и его отмене в связи с отсутствием в действиях ООО «Отрадаагроинвест» состава административного правонарушения.
В жалобе и дополнениями к ней указывает на допущенные процессуальные нарушения, а именно, осмотр территории был произведен в отсутствие представителя ООО «Отрадаагроинвест», который не был надлежащим образом уведомлен о производимом осмотре; по фотоматериалу невозможно определить границы осматриваемого участка; со ссылкой на нормы закона указывает на незаконность возложения на юридическое лицо обязанности содержать прилегающую к земельному участку Общества территорию.
Законный представитель ООО «Отрадаагроинвест» Аверкин А.Н., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, о чем свидетельствует письменное уведомление, подписанное им, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не подавал, при таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. поддержала доводы жалобы, дополнения к ней по основаниям, в них изложенным. Просит жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Представители административной комиссии при администрации Мценского района Минаева Ю.С., Стребкова Д.Ю. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней не признали, указав на законность вынесенного постановления и доказанность вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».
Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих при производстве по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Законодательство об административных правонарушениях в соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В Орловской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Орловской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Орловской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Орловской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Орловским областным Советом народных депутатов Закон Орловской области от 6 июня 2013 г. №1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения».
Под административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных органом местного самоуправления Орловской области, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.3, 6.2.1 настоящего Закона и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 11 пункта 10 статьи 35 данного Федерального закона). Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен статьей 45.1, регламентирующей содержание правил благоустройства территории муниципального образования.
Согласно положениям части 2 указанной статьи правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; организации стоков ливневых вод; порядка проведения земляных работ; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; праздничного оформления территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ с изменениями и дополнениями).
Решением Спасско-Лутовиновского сельского Совета народных депутатов 03 мая 2018 г. № (в редакции решения от 30 августа 2018 г. №) утверждены Правила благоустройства территории Спаско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области (далее– Правила благоустройства).
Правилами благоустройства установлены обязательные нормы (правила, требования) к содержанию физическими и юридическими лицами земельных участков, объектов капитального и некапитального строительства, движимого и недвижимого имущества, принадлежащих им или закрепленных за ними в установленном порядке, а также территорий, непосредственно прилегающих к данным земельным участкам и объектам. Данные Правила распространяются на всю территорию поселения и являются обязательными для всех, должностных, физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности и форм собственности (пункты 3.4, 7 статьи 1).
К прилегающей территории относится территория, непосредственно примыкающая к границе здания, строения, сооружения (в том числе незавершенных в строительстве), объекта, не являющегося объектом капитального строительства, либо земельного участка, принадлежащих физическому или юридическому лицу на любом из предусмотренных гражданским законодательством видов права (часть 1 статьи 4 Правил).
В силу пунктов 6, 8 статьи 31 названных Правил в границы прилегающей территории, не требующей отдельного закрепления, но обеспечивать надлежащее санитарное и эстетическое содержание которой физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели обязаны, включаются: земельные участки, принадлежащие им на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, независимо от форм, владения, пользования или распоряжения;участки земной поверхности, прилегающие к находящимся в их собственности либо ином праве владения объектам строительства или земельным участкам. В случае отсутствия вблизи объекта недвижимости проезжей части (дороги), прилегающая территория определяется на расстоянии 20 метров по периметру территории, принадлежащей физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Согласно пункту 7 статьи 32 указанных Правил в летний период юридические и физические лица и индивидуальные предприниматели помимо уборки в границах, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, а также на прилегающей и закрепленной территории, обязаны осуществлять скашивание растительности. Из положений статьи 44 Правил следует, что на территории поселения запрещается: в том числе сбрасывать естественный мусор, бытовые и промышленные отходы в смотровые и дождеприемные колодцы, водоемы, водоохранные зоны, на газоны, под деревья и кустарники, на проезжую часть дорог, тротуары и в другие специально не отведенные для этого места.
При рассмотрении дела установлено, что 28 сентября 2018 г. в 15 часов 16 мин. главным специалистом юридического отдела Минаевой Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Отрадаагроинвест», которое являясь арендатором земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, допустило на нем зарастание сорной травяной растительностью, высота травы достигает до 1 м. Также, обнаружено складирование бытового мусора, а именно: стеклянные бутылки, пленки от пищевых продуктов, чем нарушило Правила благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения.
Выявленные нарушения отражены в акте осмотра территории от 7 сентября 2018 г., фотоматериале.
Постановлением административной комиссии администрации Мценского района Орловской области от 27 сентября 2018 г. ООО «Отрадаагроинвест» за нарушение пункта 5 статьи 44 Правил благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Проверяя доводы жалобы, установлено, что согласно выписки из ЕГРН от 31 августа 2018 г. № земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов) предназначен для размещения мастерской, площадью 9 920 кв.м., находится в собственности публично-правовых образований.
Данный земельный участок находится во владении ООО «Отрадаагроинвест» на основании договора аренды № от 23 июня 2015 г., срок действия договора определен по 23 июня 2020 г.
Согласно пункту 4.4.6 договора аренды земельного участка с кадастровым №, арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановке на арендуемых земельных участках и прилегающих к ним территорий, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Как следует из представленных фотографий и пояснений представителя административной комиссии Минаевой Ю.А. ею был произведен осмотр прилегающей к вышеназванному земельному участку территории, на котором вблизи бетонного ограждения был выявлен факт зарастания сорной травяной растительностью, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах, ООО «Отрадаагроинвест» нарушен пункт 7 статьи 32 Правил благоустройства.
Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. №1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения», состоящие из нарушения Правил благоустройства, в данном случае – неосуществление скашивания растительности.
Довод жалобы защитника ООО «Отрадаагроинвест» об отсутствии в его действия состава административного правонарушения является несостоятельным, поскольку факт нарушения последним Правил территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
В соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, федеральное законодательство не содержит норм, обязывающих граждан и юридических лиц, в том числе арендаторов земельных участков убирать и содержать не находящиеся в их владении земельные участки, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. То есть не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Из объяснений представителя коллегиального органа Минаевой Ю.С. следует, что факт складирования бытового мусора в виде стеклянных бутылок и пленок от пищевых продуктов был выявлен на землях государственная собственность на которые не разграничена.
ООО «Отрадаагроинвест» правообладателем земельного участка, на котором выявлен данный факт правонарушения, не является. Кроме того доказательств, того что на данном земельном участке складирование мусора производит ООО «Отрадаагроинветс» в материалы дела не предоставлено.
В связи с чем, ООО «Отрадаагроинвест» не могут быть вменены нарушения предусмотренные пунктом 5 статьи 44 Правил благоустройства на территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области.
Вместе с тем, данные обстоятельства не влияют ни на правильность квалификации административного правонарушения вмененного ООО «Отрадаагроинвест», ни на размер назначенного Обществу наказания в пределах санкции части 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. №1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения», является обоснованным и справедливым, соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Таким образом, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» Турковой Ольги Владимировны удовлетворить частично.
Исключить из постановления административной комиссии при администрации Мценского района Орловской области от 27 сентября 2018 г. №, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» указание на нарушение пункта 5 статьи 44 Правил благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, утвержденных решением Спасско-Лутовиновского сельского Совета народных депутатов 03 мая 2018 г. №.
В остальной части постановление административной комиссии при администрации Мценского района от 27 сентября 2018 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. №1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Волкова