№ 2-401/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2023 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Музраевой В.И.,
при секретаре судебного заседания Салохиной И.В.,
с участием истца и представителя третьего лица Плаксуновой К.С., ответчика и представителя ответчика Прошиной И.М., прокурора Милованова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Волгограда к Прошина И.М., Семина М.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, возложении обязанности, прекращении права собственности, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация Волгограда обратилась в суд с иском к ответчикам Прошина И.М., Семина М.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, возложении обязанности, прекращении права собственности, признании права собственности.
В обоснование исковых требований указано, что Прошина И.М. и Сёмина М.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г.Волгоград, <адрес>, Прошина И.М. принадлежит 4/5 доли в праве общей долевой собственности, Сёминой М.А. - 1/5 доли.
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №б/н многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> г.Волгограда признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, со сроком переселения до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации мероприятий региональной адресной программы муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград и комитетом строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №-ПС/2021 о реализации на территории городского округа город-герой Волгоград 3 этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающее порядок взаимодействия сторон при выполнении условий Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», реализация 3 этапа региональной адресной программы, в том числе порядок финансирования мероприятий региональной адресной программы
На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья г.Волгограда Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 89,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, ул.им. Фадеева, <адрес>.
Решением Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к Прошина И.М., Сёминой Семина М.А. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения со встречным предоставлением в собственность другого жилого помещения по договору мены, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности передать жилое помещение по акту приема-передачи отказано.
На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья г.Волгограда Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 87 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>.
Жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, расположенную на 1 этаже шестиэтажного многоквартирного <адрес> года постройки.
Право собственности зарегистрировано на жилое помещение за городским округом город-герой Волгоград.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчики уведомлены о необходимости осмотра данного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не осмотрено, соглашение с ответчиками об изъятии жилого помещения с предоставлением жилого помещения в собственность не заключено.
По указанным основаниям, истец просит суд изъять для муниципальных нужд городского округа город-герой Волгоград у Прошина И.М. принадлежащие ей 4/5 доли в праве общей долей собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, со встречным предоставлением в собственность Прошина И.М. 4/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, изъять для муниципальных нужд городского округа город-герой Волгоград у Сёминой М.А. принадлежащую ей 1/5 доли в праве общей долей собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, со встречным предоставлением в собственность Сёминой М.А. 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, прекратить право собственности Прошина И.М. на принадлежащие ей 4/5 доли в праве общей долей собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, прекратить право собственности Сёминой М.А. на принадлежащую ей 1/5 доли в праве общей долей собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, признать право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>, возложить обязанность на ответчиков передать принадлежащие им по 4/5 и 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес> по акту приема-передачи администрации Волгограда.
Представитель истца администрации Волгограда и представитель третьего лица Комитета жилищной и социальной политики Администрации Волгограда Плаксунова К.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик и представитель ответчика Семина М.А. по доверенности Прошина И.М. в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований.
Ответчик Сёмина М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, оформила доверенность на представителя.
Представитель третьего лица Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца и третьего лица, ответчика и представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 указанного Закона, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.
Частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В этом случае, при избрании этого способа защиты прав путем предоставления ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости, к отношениям сторон по такой сделке, применяются отношения по договору мены.
В силу пункта 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Согласно пункту 2 ст. 568 ГК РФ в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
В судебном заседании установлено, что Прошина И.М. и Сёмина М.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г.Волгоград, <адрес>, Прошина И.М. принадлежит 4/5 доли в праве общей долевой собственности, Сёминой М.А. - 1/5 доли.
Согласно свидетельству об установлении отцовства, Семин А.В. признан отцом Смирновой М.П., с присвоением ребенку фамилии Семина М.А..
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №б/н многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> г.Волгограда признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г.Волгоград, пр-кт Волжский, <адрес> помещений в указанном многоквартирном жилом доме», жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, расположенные в указанном многоквартирном жоме, изъяты для муниципальных нужд.
В целях реализации мероприятий региональной адресной программы муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград и комитетом строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №-ПС/2021 о реализации на территории городского округа город-герой Волгоград 3 этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающее порядок взаимодействия сторон при выполнении условий Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», реализация 3 этапа региональной адресной программы, в том числе порядок финансирования мероприятий региональной адресной программы.
На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья г.Волгограда Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 89,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, ул.им. Фадеева, <адрес>
Право собственности зарегистрировано на жилое помещение за городским округом город-герой Волгоград.
Жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, расположенную на 18 этаже двадцатиэтажного многоквартирного <адрес> года постройки, общая площадь квартиры составляет 89,4 кв.м., площадь жилых комнат составляет 14,6 кв.м., 19,0 кв.м., 20,8 кв.м.
Решением Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к Прошина И.М., Сёминой Семина М.А. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения со встречным предоставлением в собственность другого жилого помещения по договору мены, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности передать жилое помещение по акту приема-передачи отказано.
Решение суда вступило в законную силу.
На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения переселения граждан из аварийного жилья г.Волгограда Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 87 кв.м., жилой площадью 41,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, <адрес>.
Жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, расположенную на 1 этаже шестиэтажного многоквартирного <адрес> года постройки.
Право собственности зарегистрировано на жилое помещение за городским округом город-герой Волгоград.
Вместе с тем, ответчикам по делу в настоящее время принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 71,3 кв.м., жилой площадью 47,2 кв.м., квартира состоит из трех жилых комнат площадью 15 кв.м., 13,5 кв.м., 18, 7 кв.м.
<адрес> предлагаемой квартиры составляет 87 кв.м., жилая – 41,5 кв.м., квартира состоит из трех жилых комнат площадью 12,4 кв.м., 17,3 кв.м., 11,8 кв.м.
Таким образом, жилая площадь предлагаемой квартиры меньше на 5,7 кв.м.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что предоставляемое ответчикам жилое помещение не является равнозначным изымаемому жилому помещению, жилая площадь предоставляемой квартиры меньше жилой площади изымаемой квартиры.
При этом, в судебном заседании ответчик Прошина И.М. суду пояснила, что с предложенным администрацией Волгограда жилым помещением она не согласна, поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> является объектом культурного наследия, его снос не возможен, возможна только реконструкция, просила в удовлетворении иска отказать, заключению договора мены с истцом на предложенную ответчикам квартиру она категорически не согласна, длительное время она проживает на территории <адрес> г. Волгограда, ответчики возражают принудительному переселению в предлагаемую квартиру.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчики уведомлены о необходимости осмотра данного жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение не осмотрено, соглашение с ответчиками об изъятии жилого помещения с предоставлением жилого помещения в собственность не заключено.
Реализация полномочий по проведению оценки многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется созданной в этих целях межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории <адрес> Волгограда.
Порядок, процедура проведения оценки состояния жилого помещения сроки и основания принятия Комиссией решения, регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, не пригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправлении издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
В соответствии с пунктом 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Как усматривается из материалов дела, заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №б/н многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, <адрес> г.Волгограда признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно сообщению Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия» объект «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>, г.Волгоград, <адрес>, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией на основании указанного приказа принято заключение о внесении изменений в заключение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, а именно: слово «сносу» заменено словом «реконструкция».
ДД.ММ.ГГГГ проект постановления «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов <адрес> Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Волгоград, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», направлен в администрацию Волгограда для согласования.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу части 7 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно положениям вышеуказанного Федерального закона установлен запрет на снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также на территории памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 13 статьи 18, пункт 1 статьи 5.1).
В соответствии с пунктом 10 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.
Согласно ответу Комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения акта государственной историко-культурной экспертизы, выявленного объекта культурного наследия – жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, <адрес> целях обоснования целесообразности включения данного объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, и документов, обосновывающих включение выявленного объекта культурного наследия в реестр от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что при проведении государственной историко-культурной экспертизы были нарушены требования ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Экспертиза будет проведена повторно. После поступления Акта ГИКЭ в Комитет, он будет рассмотрен в установленном законом порядке.
Кроме того, в судебном заседании ответчик и представитель ответчика Прошина И.М. настаивала на том, что с предложенным администрацией Волгограда жилым помещением она не согласна.
Таким образом, ответчики Прошина И.М. и Семина М.А. отказались от предложенного жилого помещения, до настоящего времени договор мены сторонами не заключен.
Разрешая заявленный спор на основании вышеуказанных положений закона, установив фактические обстоятельства дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение по делу прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Прошина И.М., Семина М.А. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения со встречным предоставлением в собственность другого жилого помещения по договору мены, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности передать жилое помещение по акту приема-передачи.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт «г»).
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт «и»).
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку Прошина И.М. и Семина М.А. отказались от переселения в предложенную им квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность принудительного наделения их правом собственности на другое жилое помещение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что соглашение сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, не достигнуто, оснований к понуждению ответчиков к заключению договора мены не усматривается, поскольку такой способ разрешения возникшего между сторонами спора законом не предусмотрен.
В этой связи, включение жилого дома, в котором проживает ответчик, в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.
Отказ от переселения в предложенную квартиру исключает возможность принудительного выселения ответчиков из занимаемого жилого помещения.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Поскольку ответчики возражают переселению в предложенную квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность принудительного наделения их правом собственности на другое жилое помещение.
Кроме того, от ответчиков заявления о согласии или отказе в предоставлении предложенного жилого помещения в адрес администрации Волгограда не поступало. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, учитывая отсутствие согласия собственников изымаемого жилого помещения на переселение в указанное в иске другое жилое помещение, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Волгограда к Прошина И.М., Семина М.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, возложении обязанности по передаче жилого помещения.
При принятии решения об отказе в иске, суд учитывает, что предоставленное собственнику право выбора способа обеспечения его жилищных прав путем предоставления жилого помещения в любом случае реализуется путем заключения соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления.
Правом требования предоставить ему иное жилое помещение взамен изымаемого наделен собственник; право изъять у собственника жилое помещение с предоставлением ему в собственность иного помещения, при отсутствии волеизъявления собственника на принятие его в собственность, органу местного самоуправления законом не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Администрации Волгограда к Прошина И.М., Семина М.А. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, возложении обязанности, прекращении права собственности, признании права собственности отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░