№ 2-2456/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону «25» мая 2018 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Тризна А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации к Чиянову В. А., 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» об обязании снести гаражные боксы,
у с т а н о в и л:
Военный прокурор гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Чиянову В. А., 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ», о признании гаражных боксов самовольно возведенными строениями и обязании снести их.
В обоснование иска истец ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка порядка использования федерального имущества, в ходе которой установлено незаконное занятие гаражными боксами ГСК «Авиа» земельного участка МО РФ с кадастровым номером №, среди которых и гаражные боксы №, №, принадлежащие ответчику на праве собственности.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположены гаражные боксы, - специальное использование (режим использования территории определяется с учетом требований специальных нормативов и правил в соответствии с назначением объекта). На земельном участке расположен военный аэродром «Ростов-Центральный» с объектами военной инфраструктуры, на которые зарегистрировано право собственности РФ, то есть указанный земельный участок изъят из оборота.
Целевое назначение и вид разрешенного использования земельного участка в установленном законом порядке не изменялись.
В настоящее время спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за РФ, а право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
При этом, ни собственник, ни ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ разрешения истцу на возведение гаражных боксов на указанном земельном участке не давали. Документов, подтверждающих правомерность размещения гаражей ГСК «Авиа», в том числе, и спорных гаражных боксов на территории земельного участка с кадастровым номером №, отсутствуют. Возведенные ответчиком строения (гаражные боксы) не соответствуют целевому назначению земельного участка (специальное использование). При указанных выше обстоятельствах, по мнению истца, спорные гаражные боксы являются самовольно возведенными постройками, в связи с чем подлежит сносу.
Представитель истца пом. прокурора Авдеев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Ответчик Чиянов В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске истцу отказать, сославшись на вступившее в законную силу решение суда, которым за ним признано право собственности на гаражные боксы. Передача земельного участка под строительство гаражных боксов было согласовано с уполномоченными на то должностными лицами. Право собственности на гаражные боксы зарегистрировано в учреждении юстиции в установленном законом порядке.
Представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» в судебном заседании исковые требования истца поддержал и просил их удовлетворить, в обоснование позиции представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 650 от 06 апреля 1994 года «О предоставлении ГК «АВИА» земельного участка по <...>, для эксплуатации капитальных гаражных боксов» ГК «АВИА» предоставлен земельный участок, площадью 1,7367 кв.м. для эксплуатации гаражных боксов.
Во исполнение указанного постановления главы Администрации г.Ростова-на-Дону № 650 от 06 апреля 1994 года ГК «АВИА» получен государственный акт на землю от 27 марта 1997 года № РО-44-07923, подтверждающий, что ГК «АВИА» предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1,7367 кв.м. и видом разрешенного использования - «для эксплуатации капитальных гаражей» на праве постоянного бессрочного пользования. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4955741 кв.м., расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, военный городок № (<...>), принадлежит на праве собственности Российской Федерации и зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка – специальное использование (режим использования территории определяется с учетом требований специальных нормативов и правил в соответствии с назначением объекта).
На земельном участке с кадастровым номером №, площадью 4955741 кв.м., расположенном по адресу: г.Ростов-на-Дону, военный городок № (<...>), ответчик, вступив в члены ГК «АВИА», возвел гаражные боксы №,№.
В ходе осуществления прокуратурой проверки порядка использования федерального имущества установлено незаконное занятие автогаражным кооперативом «АВИА» земельного участка МО РФ с кадастровым номером №, среди которых находятся и гаражные боксы №, №, принадлежащие ответчику на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно части 2 той же статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно ст. 70 Правил землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, Градостроительным регламентом зоны режимных объектов (С-1) установлен в качестве основного вида разрешенного использования – для специального использования (режим использования территории определяется с учетом требований специальных нормативов и правил в соответствии с назначением объекта).
Как установлено судом, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, находится в зоне С-1 (зона режимных объектов – для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции режимных объектов МО РФ, чрезвычайных ситуаций и иных ведомств, определяемых по целевому назначению.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что спорные гаражные боксы ответчика расположены на земельном участке с 61:44:0000000:1228, не предназначенном для размещения на нем индивидуальных гаражных боксов, а предназначенном для специального использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, правовой режим образуемого земельного участка совпадает с правовым режимом исходного земельного участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 этой же статьи.
Следовательно, по общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Исключения из указанного общего правила исчерпывающим образом определены в специальной норме второго предложения п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Ответчиком не предоставлено согласие собственника земельного участка и уполномоченного на то органа на возведение гаражного бокса на спорном земельном участке. А также отсутствует в установленном законом порядке перевод существующей категории («для специального назначения») и разрешенного использования земельного участка под гаражными боксами в иную категорию и вид разрешенного использования - для эксплуатации капитальных гаражей.
В этой связи довод ответчика о том, что его гаражные боксы возведены на земельном участке, предоставленном для этих целей, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
Доводы истца о том, что заместителем Министра обороны РФ было издано распоряжение от 20.02.1996 о разрешении передать в народное хозяйство земельный участок площадью 1,2 га, что принятие подобного решения соответствовало его компетенции, что 02.11.2000 был составлен акт о передаче в народное хозяйство земельного участка на территории военного городка с кадастровым номером №, площадью 1,2 га из земель военного городка "Военвед", закрепленных за Ростовской КЭЧ района, что данный земельный участок был снят с учета Ростовской КЭЧ района, что 12.07.1996 Комитетом по архитектуре и градостроительству г.Ростова-на-Дону было подготовлено заключение о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса о предварительном согласовании кооперативу места размещения капитальных гаражей на территории данного земельного участка в районе аэродрома "Военвед", не опровергают того факта, что решение о принятии указанного земельного участка в муниципальную собственность принято не было, что на момент рассмотрения настоящего дела гаражные боксы истца расположены на земельном участке, изъятом из гражданского оборота и не предназначенном для этих целей.
Не может быть принят во внимание и довод ответчика относительно того, что право собственности на гаражные боксы за ним зарегистрированы в установленном законом порядке, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Несоответствие возведенных ответчиком строений целевому назначению земельного участка (специальное использование), на котором они расположены, является достаточным основанием для признания постройки самовольной и для возложения на лицо, осуществившее эту постройку, обязанности ее снести.
С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону в интересах Российской Федерации к Чиянову В. А., 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» об обязании снести гаражные боксы удовлетворить.
Обязать Чиянова В. А. за счет собственных средств снести гаражные боксы №, №, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <...> б.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2018 года.
Судья