Дело № 2а-284/2021
УИД11RS0006-01-2021-000262-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск 25 февраля 2021 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Витязевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «ОТП Банк» к УФССП по РК, ОСП по г.Усинску УФССП по РК, судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Усинску УФССП по РК Кучинскому А.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
установил:
АО «ОТП Банк» обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП по РК, ОСП по г.Усинску УФССП по РК, судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Усинску УФССП по РК Кучинскому А.А о признании бездействия незаконным, указав, что дд.мм.гггг. в ОСП по г.Усинску ими был предъявлен исполнительный лист по делу №, выданный дд.мм.гггг. мировым судьей Пармского судебного участка г.Усинска РК о взыскании задолженности по кредитному договору № с Привалова Р.А., дд.мм.гггг. года рождения. дд.мм.гггг. было возбуждено исполнительное производство, которое находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Усинску Кучинского А.А. После возбуждения исполнительного производства меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа судебным приставом –исполнителем длительное время не принимаются; никаких процессуальных документов, уведомлений, в адрес взыскателя не поступают; до настоящего времени не направлено постановление об удержании из заработной платы должника по месту получения дохода; не вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ; не осуществлялась проверка имущественного положения должника по месту его жительства/регистрации, соответствующий акт совершения исполнительных действий взыскателю не направлялся. Просили признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Кучинского А.А. и обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по ... Кучинского А.А. применить меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в отношении имущества должника, направленных на исполнение требований исполнительного документа, направить постановление об удержании из заработной платы должника, применить меры принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход в адрес регистрации/проживания должника, составление акта ареста имущества), направить запрос в УФМС с целью получения информации о месте жительства должника; направить запрос в органы ЗАГСа для получения сведений об актах гражданского состояния, отобрать объяснения у соседей.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административный истец – ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; остальные – о причинах неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 ФЗ от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено, что в производстве ОСП по г.Усинску находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении должника Привалова Р.А., в состав которого входит исполнительное производство №-ИП от дд.мм.гггг., возбужденное на основании судебного приказа по делу №, выданного дд.мм.гггг. мировым судьей Пармского судебного участка г.Усинска РК о взыскании задолженности по кредитному договору № от дд.мм.гггг. с Привалова Р.А., дд.мм.гггг. года рождения за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 11 331,79 руб., в том числе 10 825,62 руб. основного долга, 506,17 руб. проценты за пользование денежными средствами, а так же государственной пошлины в размере 226,64 руб., а всего на общую сумму 19 925,19 руб.
Согласно сводке по сводному исполнительному производству, представленной ОСП по г.Усинску, в рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были направлены следующие запросы: в банки на предмет наличия счетов у должника; в ГИБДД МВД России на предмет получения сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах, принадлежавших должнику; в Федеральную налоговую службу России, на предмет получения информации о наличии у должника счетов в банках; в ПФР на предмет получения сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица; запросы о предоставлении информации о должнике или его имуществе; в ЗАГС, в Росреестр, запрос в Федеральную миграционную службу о предоставлении сведений о регистрации должника; сотовым операторам о предоставлении информации об оформленных за должником абонентских номерах; ГИМС МЧС о получении сведений по маломерным судам.
В соответствии с нормами ч.1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Как следует из материалов дела, сумма задолженности по исполнительному производству №-ИП составляет менее 30 000 руб.
Согласно ч.2 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением об объединении ИП в сводное по должнику от дд.мм.гггг. исполнительное производство №-ИП с суммой задолженности 11 558,43 руб. было объединено в сводное исполнительное производство №-СД, после чего дд.мм.гггг. судебным приставом –исполнителем ОСП по г.Усинску Кучинским А.А. было вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
дд.мм.гггг. судебным приставом –исполнителем ОСП по г.Усинску Кучинским А.А. было вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
дд.мм.гггг. судебным приставом –исполнителем ОСП по г.Усинску Кучинским А.А. было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Согласно Федеральному закону от 20.07.2020 №215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции», установлено, что в отношении должников – граждан по 01.07.2021 включительно судебным приставом – исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанного с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. За исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств. В связи с этим, выходы по месту жительства (пребывания) должника в целях проверки имущества, наложения ареста, изъятия движимого имущества (бытовая техника, мебель и т.п.) исключены.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону и, если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
Согласно ст. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Из содержания положений закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя. Также отсутствие положительного результата для взыскания от совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий не свидетельствует о незаконности совершаемых судебным приставом-исполнителем действий или незаконным бездействия с его стороны.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Вместе с тем, данный срок не является пресекательным, поскольку по его окончанию судебный пристав вправе продолжать исполнительные действия при отсутствии препятствующих для этого оснований, установленных ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе, запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; производить розыск должника, его имущества, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Данная статья регламентирует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель наделен достаточно широким спектром исполнительных действий направленных на своевременное исполнение судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем совершались действия с целью проверки имущественного состояния должника, установления имущества и денежных средств, в том числе выполнены действия, приведенные административным истцом: вынесено постановление о временном ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации, направлены запрос в ТО Загс г.Усинска, направлен запрос в УФМС для получения сведений о месте жительства должника.
Установленные обстоятельства свидетельствуют, что на момент рассмотрения дела судебным приставом-исполнителем бездействия не допущено, права и охраняемые законом интересы взыскателя по исполнительному производству не нарушены.
Решение о признании бездействия незаконным преследует своей целью восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в отношении которых было подано административное исковое заявление, конкретные способы устранения нарушенного права и действия обязанного лица должны быть приведены в решении суда. Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
На основании изложенного, и исходя из установленных судом обстоятельств, административное исковое заявление, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 227,360 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления АО «ОТП Банк» к УФССП по РК, ОСП по г.Усинску УФССП по РК, судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Усинску УФССП по РК Кучинскому А.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 04 марта 2021 года.
Председательствующий Е.А. Старцева