Дело № 2а-855/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Верченко А.С.
при секретаре Дудуевой Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Малаховой Олесе Григорьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Малаховой О.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Малахова О.Г. была зарегистрирована в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя в период с 05 августа 2020 года до 05 ноября 2020 года. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год составляет 32448 рублей, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год составляет 8426 рублей. Согласно выписке из ЕГРИП Малахова О.Г. прекратила предпринимательскую деятельность 05 ноября 2020 года, таким образом, суммы обязательных страховых взносов за 2020 год, подлежащих уплате налогоплательщиком по сроку уплаты до 20 ноября 2020 года составили на обязательное пенсионное страхование в размере 8213 рублей 76 копеек, на обязательное медицинское страхование 2132 рубля 93 копейки. Сумма пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии составляет 10 рублей 47 копеек, а сумма пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 2 рубля 72 копейки. Инспекцией в адрес Малаховой О.Г. было направлено требование №9427 от 30 ноября 2020 года об уплате страховых взносов и пени, которое было оставлено без внимания, в установленный срок страховые взносы в полном объеме административный ответчик не уплатил. 17 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 Кировского судебного района Мурманской области был вынесен судебный приказ № 2а-1945/2021, на основании которого с Малаховой О.Г. подлежала взысканию задолженность по страховым взносам и пени. Вместе с тем 26 апреля 2021 года на основании заявления должника указанный приказ был отменен. Просит взыскать с административного ответчика указанную выше задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, на обязательное медицинское страхование за 2020 год в общей сумме 7053 рубля 18 копеек.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Малахова О.Г.. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом по месту жительства, судебные повестки в судебные заседания, назначенные на 25 ноября 2021 года и 09 декабря 2021 года были направлены ответчику по месту регистрации и по месту жительства, однако получены ей не были и возвращены в суд с отметкой «за истечением срока хранения».
В соответствии со статьей 98 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
В силу части 1 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.
В соответствии со статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 100-ФЗ и действующей с 1 сентября 2013 года, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).
Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Учитывая, что Малахова О.Г. в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила об отложении рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что неявка административного ответчика в суд является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и злоупотреблении своим правом, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд считает, административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции №272 от 31 июля 2020 года, действовавшей на момент возникновения правоотношения) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рублей за расчетный период 2020 года; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (статья 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Малахова О.Г. с 05 августа 2020 года до 05 ноября 2020 года осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 26 мая 2021 года.
За время ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Малахова О.Г. несвоевременно и не в полном объеме исполнила предусмотренные законом обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Согласно представленному административным истцом расчету неоплаченная сумма недоимки по страховым взносам в ПФ РФ за 2020 год составила 8213 рублей 76 копеек, а по страховым взносам в ТФОМС за 2020 год составила 2132 рубля 93 копейки пропорционально времени, в течение которого за отчетный период Малахова О.Г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и пени за период с 21 ноября 2020 года по 29 ноября 2020 года за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в размере 10 рублей 47 копеек, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования а размере 2 рубля 72 копейки.
Расчет недоимки и пени проверен судом, соответствует требованиям закона. Факты возникновения недоимки за указанный период, реализация административным истцом права на её принудительное взыскание, подтверждается материалами дела.
30 ноября 2020 года для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам административному ответчику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени № 9427 по состоянию на 30 ноября 2020 года со сроком исполнения до 22 декабря 2020 года.
В связи с отсутствием добровольного исполнения вышеуказанных требований административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Кировского судебного района Мурманской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Малаховой О.Г. о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени.
17 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 Кировского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени в размере 10359 рублей 88 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района Мурманской области от 26 апреля 2021 года данный судебный приказ отменен в связи с поступившими со стороны должника возражениями относительно его исполнения, Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области разъяснено право предъявления требований в порядке административного искового производства.
Из ответа ОСП г.Кировска следует, что исполнительный документ по делу №№... о взыскании с Малаховой О.Г. в пользу Межрайонной ИФНС России №... по ... задолженности по страховым взносам и пени не предъявлялся.
Настоящее административное исковое заявление, поступившее в адрес суда 28 октября 2021 года, было направлено по почте 26 октября 2021 года, что следует из штампа на конверте.
Таким образом, административный истец с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств суд считает заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также в пункте 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 414 рублей 40 копеек (10359,88 х 4 %).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Малаховой Олесе Григорьевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени – удовлетворить.
Взыскать с Малаховой Олеси Григорьевны, зарегистрированной по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 8213 рублей 76 копеек и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 10 рублей 47 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2020 год в размере 2132 рубля 93 копейки и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 рубля 72 копейки, а всего 10359 (десять тысяч триста пятьдесят девять) рублей 88 копеек.
Взыскать с Малаховой Олеси Григорьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 414 (четыреста четырнадцать) рублей 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С.Верченко