Дело № 12-176/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воркута Республика Коми 05 октября 2015 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Бунякина Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Тюлькевич Е.А.,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора (по охране труда Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Гильц П.К. № 4-1839-15-ТПР/218/60/8 от 04.09.2015 года, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенное
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора труда Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми № 4-1839-15-ТПР/218/60/8 от 04.09.2015 г. Общество с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ... рублей. Основанием для этого послужили результаты внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, содержащих нормы трудового права и охраны труда в связи с несчастным случаем на производстве со смертельным исходом, произошедшим 04 апреля 2015г. в 09-40 час. с машинистом мотовоза автотранспортного участка Гончаровым В.А., в период с 11 августа 2015 г. по 03 сентября 2015 г, в результате чего было выявлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» нарушило требования абз.10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года: в обществе не проведена специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Не согласившись с указанным постановлением, 14.09.2015 г. Обществом с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» подана жалоба, в которой просит признать постановление незаконным, назначение наказания в виде штрафа отменить, назначить административное наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы указывает, что обществом в настоящее время выполняются требования о специальной оценке труда. Заключен договор № 25-ИЛ с ООО «ГорМаш-ЮЛ» на проведение специальной оценки условий труда. Указанный договор подписан 16 июня 2015 года, то есть до даты вынесения спорного постановления. Процедура специальной оценки не закончена и продолжается. Договор представлен административному органу, однако необоснованно не принят им во внимание. Кроме того Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 1 января 2014 года. Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках. Оценка условий труда на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014 г. должна быть проведена поэтапно и завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Данный вывод, по мнению общества, следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Рабочие места, которые исключены из данного переходного положения (п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), у общества отсутствуют.
В отзыве на жалобу Воркутинский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми указал, что Общество с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» нарушены требования абз.10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, в обществе не проведена специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в связи с чем в удовлетворении жалобы просят отказать, а постановление оставить в силе.
В суд представитель юридического лица не явился, извещен надлежаще. Жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В суде представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми государственный инспектор труда (по охране труда) Тюлькевич Е.А. не согласилась с жалобой, ссылаясь на доводы возражения на жалобу.
Заслушав представителя Государственной инспекции труда в Республике Коми, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьями 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях эти обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что в результате внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, содержащих нормы трудового права и охраны труда, которая проводилась в период с 11 августа 2015 г. по 03 сентября 2015 г, в связи с несчастным случаем на производстве со смертельным исходом, произошедшим 04 апреля 2015г. в 09-40 час. с машинистом мотовоза автотранспортного участка Гончаровым В.А., главным государственным инспектором труда Воркутинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми был составлен протокол об административном правонарушении № 4-1839-15-ТПР/218/60/4 от 03.09.2015 г., согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» были допущены нарушения требований абз. 10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года в обществе не проведена специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В силу абз. 10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В силу ст. 3 указанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Порядок проведения специальной оценки условий труда урегулирован Главой 2 указанного закона.
Доводы жалобы о том, что оценка условий Обществом с ограниченной ответственностью «Цементная северная компания» должна быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. основана на неверном толковании норм ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ, поскольку из смысла ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", следует, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Вместе с тем основным видом деятельности юридического лица является производство цемента, которое относится к вредным производствам. При этом юридическое лицо не представлено доказательств того, что аттестация рабочих мест была проведена до 01.01.2014 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Следовательно, факт нарушения юридическим лицом требований абз.10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, Общество с ограниченной ответственностью «Цементная Северная Компания» представило договор № 25-ИЛ заключенный 16.06.2015 с ООО «ГорМаш-ЮЛ» на проведение специальной оценки условий труда, что подтверждает доводы жалобы о том, что общество до проведения Воркутинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проверки предприняло меры по проведению специальной оценки условий труда.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1, ч.2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.1. КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на юридическое лицо в виде наложения административного штрафа от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Поскольку юридическое лицо заключило 16.06.2015 г. договор № 25-ИЛ с ООО «ГорМаш-ЮЛ» на проведение специальной оценки условий труда, произвело частичную оплату по указанному договору в размере ... рублей, то есть предприняло меры для устранения нарушений, то суд приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие суду с учетом выполнения обществом требований закона в настоящее время снизить административное наказание до штрафа в размере ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. № 4-1839-15-░░░/218/60/8 ░░ 04.09.2015 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░