Дело 2-1184/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Т.В. Шадриной при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску Мясникова Алексея Владимировича к администрации г. Лысьвы о признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Мясников А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Лысьвы о признании права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Революции, 4.
В судебном заседании истец Мясников А.В. заявленные требования поддержал. Пояснил, что 17.02.2009 он приобрел в собственность по договору купли-продажи одноэтажное нежилое кирпичное здание диспетчерской контрольного пункта общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., выделенный под производственную базу, категории земель – земли населенных пунктов, расположенные по <адрес>. В 2010 году он обратился в администрацию г. Лысьвы с заявлением о выдаче разрешения на строительство на данном участке одноэтажного здания производственной базы. С аналогичными заявлениями он обращался также и в 2012, 2015 г.г. Однако, в связи с выявленными несоответствиями вида разрешенного использования земельного участке объекту капитального строительства, а также выявленными нарушениями в представленном им проекте строительства объекта, в выдаче разрешения ему было отказано. Более того, при подготовке документов на ввод объекта в эксплуатацию была выявлена кадастровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при проведении кадастровых работ в 2008 году, в результате которой вновь возведенное им здание частично расположено на смежном земельном участке, находящемся в долевой собственности. В настоящее время все причины, послужившие основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство устранены, а именно, в 2016 году разрешенное использование земельного участка «под производственную базу» было изменено на «предпринимательство «административные и офисные здания», а в настоящее время устранена кадастровая ошибка путем уточнения границ земельного участка, находящегося в его собственности, а также получено согласие долевых собственников смежного земельного участка на застройку его части. Полагает, что какая-либо угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц, отсутствует, поскольку здание возведено им в соответствии с установленными строительными нормами, а также в соответствии с градостроительным планом земельного участка, выданным ему в 2011 году. С учетом данных обстоятельств, просит признать за ним право собственности на нежилое здание по <адрес>.
Представитель истца Палкина А.М. его доводы поддержала в полном объеме, дала аналогичные показания.
Представитель ответчика Журавлева О.Ю. в судебном заседании пояснила, что возражений по заявленным требованиям не имеет, поскольку в соответствии с представленным истцом экспертным заключением возведенный им объект недвижимости является завершенным строительством объектом, соответствующим общим требованиям безопасности зданий и сооружений, установленным ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 17.02.2009 Мясников А.В. приобрел у ООО «УК Капитал» одноэтажное нежилое кирпичное здание диспетчерской контрольного пункта общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., выделенный под производственную базу, категории земель – земли населенных пунктов, расположенные по <адрес>. Право собственности на данное имущество было зарегистрировано за Мясниковым А.В. - 18.03.2009.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о гос. регистрации права (л.д. 7-8), выписками из ЕГРН (л.д. 45-53), а также показаниями участников процесса.
25.07.2011 Мясников А.В. обратился в администрацию МО «ЛМР» с заявлением о выдаче градостроительного плана на строительство складских помещений на земельном участке по <адрес> в <адрес>.
Постановлением администрации МО «ЛМР» от 29.07.2011 № 1542-па (л.д. 9-15) был утвержден градостроительный план земельного участка по <адрес>, на Мясникова А.В. была возложена обязанность обеспечить выполнение проектных работ в соответствии с данным градостроительным планом.
30.12.2011 Мясников А.В. обратился в администрацию МО «ЛМР» с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию (пристрой) к зданию диспетчерской по <адрес> в <адрес> под складские помещения (л.д. 16).
Письмом администрации МО «ЛМР» от 18.01.2012 (л.д. 17) Мясникову А.В. в выдаче разрешения на строительство объекта «одноэтажное здание производственной базы» по <адрес> в <адрес> было отказано по причине предоставления неполного пакета документов.
Как следует из технического паспорта нежилого здания (строения) по состоянию на 02.12.2015 (л.д. 22-26), на земельном участке по <адрес> в <адрес> расположено двухэтажное нежилое здание общей площадью 921,4 кв.м.
Данное нежилое здание на момент рассмотрения настоящего дела является объектом завершенного строительства, что подтверждается экспертным заключением ООО «Пермь инвентаризация» от 01.11.2017.
При этом, как установлено в судебном заседании исходя из представленных материалов, а также не оспаривается в ходе судебного заседания и самим ответчиком, строительство здания было осуществлено Мясниковым А.В. в отсутствие разрешительной документации.
Данные обстоятельства также подтверждаются письмом администрации г. Лысьвы от 04.10.2017 (л.д. 78), об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, спорное строение, является самовольной постройкой, поскольку было построено Мясниковым А.В. без разрешения на его строительство.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзацах 2 и 3 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года) при разрешении споров, связанных с самовольной постройкой необходимо выяснять учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства и другого в зависимости от назначения и места расположения объекта.
Из содержания указанных правовых норм следует, что для приобретения права собственности на самовольную постройку необходимо наличие двух условий: обладание земельным участком на законном основании лицом осуществившим возведение самовольного строения и данное строение не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке по <адрес> с разрешенным использованием «предпринимательство (административные и офисные здания», общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем Мясникову А.В. на праве собственности.
Данные обстоятельства подтверждаются, свидетельством о гос. регистрации права (л.д. 7); градостроительным планом земельного участка (л.д. 10-15, 70-73); кадастровой выпиской на земельный участок (л.д. 21); постановлением администрации г. Лысьвы от 123.10.2017 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка по <адрес> в <адрес>», в соответствии с которым северная, южная и восточная граница зоны допустимой застройки участка установлена на границе земельного участка; межевым планом (л.д. 79-93), в соответствии с которым уточнено местоположение границ земельного участка.
Согласно экспертного заключения ООО «Пермь инвентаризация» № 71/2017 от 01.11.2017, нежилое здание по <адрес> в <адрес>, является завершенным строительством объектом, несущие и ограждающие конструкции соответствуют категории «исправное состояние» - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствуем дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Данное нежилое здание соответствует общим требованиям безопасности зданий и сооружений, установленным Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», в том числе требованиям механической безопасности (ст. 7), требованиям пожарной безопасности (ст.8), требованиям безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях (ст. 9), требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (ст. 10), требованиям безопасности для пользователей зданиями и сооружениями (ст. 11), требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений (ст. 13), требованиям безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду (ст. 14). Надежность и безопасность сооружения обеспечена, эксплуатация здания на момент проведения экспертизы возможна.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
У суда не имеется оснований не доверять представленному истцом заключению, поскольку оно подробно мотивировано, соответствует требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, содержит описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы, которые основываются на исходных объективных данных, и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Также не имеется оснований сомневаться в компетентности и заинтересованности специалистов, составивших данное заключение, поскольку они имеют соответствующую квалификацию, специальное высшее образование и стаж работы эксперта. Более того, они были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, о чем к заключению приобщена соответствующая расписка.
Таким образом, каких-либо объективных данных, позволяющих усомниться в обоснованности представленного заключения, ответчиком не приведено, конкретных доводов и доказательств в ходе судебного заседания не представлено.
С учетом данных обстоятельств, суд считает заявленные требования о признании права собственности на нежилое здание по <адрес> в г. лысьве подлежащими удовлетворению. Признавая право собственности Мясникова А.В. на спорное строение, суд, руководствуясь нормой статьи 222 ГК Российской Федерации, регулирующей вопросы признания права собственности на самовольную постройку, учитывает, что нежилое здание возведено истцом на принадлежащем ему земельном участке, с соблюдением целевого назначения участка с разрешенным использованием «предпринимательство (административные и офисные здания»; сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что следует из представленного истцом заключения ООО "Пермь инвентаризация", согласно которому на момент строительства спорного объекта градостроительные нормы и правила соблюдались, здание является объектом завершенного строительства, пригодным для использования, дальнейшая эксплуатация данного здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан, при возведении здания соблюдены общие требования безопасности зданий и сооружений, установленные Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». Более того, при принятии решения об удовлетворении исковых требований суд также учитывает, что истец предпринимал меры в досудебном порядке к легализации самовольно возведенной постройки, что подтверждается письмом администрации г. Лысьвы от 04.10.2017 (л.д. 78), об отказе в выдаче разрешения на строительство.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: