№ 2-1327/24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации03 июля 2024 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Потёмкиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, обязании принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с учетом уточнений просит:
1. Возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность в течении шести месяцев со дня вступлению решения в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках:
1.1) Земельный участок площадью около 1163,17 кв.м.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.2) Земельный участок площадью около 39,84 кв.м.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.3) Земельный участок площадью около 504,66 кв.м.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.4) Земельный участок площадью около 12,89 кв.м.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.5) Земельный участок площадью около 202,30 кв.м.:
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
1.6) Земельный участок площадью около 84,01 кв.м.:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ... (уточненная площадь);
2. Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках.
Определением суда привлечены третьими лицами - Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор), Минфин Республики Бурятия, Минфин России.
В судебном заседании помощник прокурора Баторов Э.Б. и представитель третьего лица Бурприроднадзора по доверенности Павлов И.А. поддержали исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Буянтуева А.Б. с исковыми требованиями не согласилась.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С. с исковыми требованиями также не согласились.
В судебное заседание не явились представители Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, извещены, направили в суд письменные возражения, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Остальные участники процесса в суд не явились, извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, а также в интересах Российской Федерации, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках в ... города.
Так, согласно справки Управления Росреестра по Республики Бурятия о результатах геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что съемка местоположения свалки проводилась спутниковыми геодезическими GNSS-приемникамнHiperSR (свидетельство о поверке № ... от ДД.ММ.ГГГГ LeicaGR10 (свидетельство о поверке № ... от ДД.ММ.ГГГГ) по границам свалки. По результатам съемки установлены координаты земельных участков, на которых расположены свалки:
1) Свалка №3 ( ...)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
2) Свалка №4(...)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
3) свалка №5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
4) свалка №6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
5) свалка №7
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»;
6) свалка №8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам сопоставления полученных координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ... (уточненная площадь);
Наличие данных свалок подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
Также суду представлены свидетельство о поверке средств измерений, проведенных Управлением Росреестра РБ.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон о единстве измерений) поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о единстве измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона о единстве измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований.
Поверка средств измерений является одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (п. 2 ст. 11 Закона о единстве измерений).
В соответствии со ст. 13 Закона о единстве измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Таким образом, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.
В связи с изложенным, справки проверок Бурприроднадзора в части GPS координат свалок и их площади судом не принимаются, поскольку измерения произведены прибором, не имеющим свидетельств о его поверке.
Доказательств, подтверждающих объем данных свалок, прокурором не представлено. Однако не установление точного объема данной свалки не препятствует вынесению настоящего решения, поскольку указано ее месторасположение.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом(абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, Администрации г.Улан-Удэ является надлежащим ответчиком по делу по требованиям о ликвидации свалок.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории г.Улан-Удэ, возложение обязанности по ликвидации свалок на Администрацию г.Улан-Удэ, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 14, 27 статьи 4 Устава муниципального образования «город Улан - Удэ», принятого решением совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52 к вопросам местного значения городского округа «Город Улан-Удэ» относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города не предпринято должных мер по ликвидации спорных несанкционированных свалок, что свидетельствует о несоблюдении ими требований действующего законодательства, что в свою очередь создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляющую опасность для здоровья неопределенного круга лиц.
В связи с чем, подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию г.Улан-Удэ ликвидировать данные несанкционированные свалки.
Проверяя довод стороны истца о возложении обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд исходит следующего.
Заявляя данные требования, прокурор ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П.
Пунктом 1 данного Постановления признаны положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовымоснованием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Пунктом 2 Постановления определено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федераций установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
При рассмотрении данного дела, суд пришел следующему.
Суду не представлены доказательств времени (периодов) образования вышеуказанных несанкционированных мест размещения (свалок) отходов. Как видно из материалов дела данные свалки были обнаружены в октябре 2023года и до настоящего времени свалки увеличиваются.
Механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем, объем необходимого финансирования до начал ликвидации несанкционированных свалок, принимая во внимание и то обстоятельство, что они продолжают увеличиваться и пополняться, невозможно определить, суд не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Минприроды РБ соответствующих обязанностей, учитывая длительность образования свалок-ввиду бездействия органов местного самоуправления по их ликвидации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1370 утверждены Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации (далее – Правила №1370).
Данные Правила №1370 устанавливают порядок разработки и согласования плана мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия -иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - иные мероприятия), финансирование которых планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения вобласти охраны окружающей среды и природопользования, административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, от платежей, уплачиваемых при (добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований (далее - план мероприятий), атакже состав такого плана и требования к его содержанию.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежейвключить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ ( муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.
На территории республики Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013№ 261 (ред. от 16.01.2024) утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Целью программы является, в том числе, ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Данной программой установлены Порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы, в том числе объектов размещения твердых коммунальных отходов, на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов, на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Так, Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Согласно п. 2 названного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.
Из п. 3 Порядка установлено, что условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки;
г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.
Согласно п.6 Порядка определяется размер субсидии муниципальным образованиям для проведения мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.
Субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда. ( п.7 Порядка)
Таким образом, региональным законодателем определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, объем финансирования на указанные мероприятия, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации указанных в иске мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Довод представителя администрации о том, что субсидия им не предоставляется, судом не принимается, таковых доказательств не представлено. Имеющаяся рабочая переписка доказывает неполное оформление администрацией документов для получения такой субсидии.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация г.Улан-Удэ не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.
В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств– в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ (ИНН 0323076085) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на следующих земельных участках:
1) Земельный участок площадью около 1163,17 кв.м. в границах кадастрового квартала ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Земельный участок площадью около 39,84 кв.м. в границах кадастрового квартала ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Земельный участок площадью около 504,66 кв.м. в границах кадастрового квартала ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4) Земельный участок площадью 12,89 кв.м. в границах кадастрового квартала ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
5) Земельный участок площадью около 202,3 кв.м. в границах кадастрового квартала ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6) Земельный участок площадью около 84,01 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером ...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289), Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ИНН 0326026773) о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 08.07.2024 года.
Судья: п/п Т.В.Цыбикдоржиева
4