Дело № 2а-501/2020
55RS0013-01-2020-000811-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,
при секретаре Скок О.А.,
с участием прокурора Вдовиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле
19 августа 2020 года
административное дело по административному иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что администрацией Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области не оформлялись технические паспорта и иная техническая документация, предусмотренная «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области:
- 52 215 831 ОП МП №1, с. Солнцевка, ул. Южная;
- 52 215 831 ОП МП №2, с. Солнцевка, ул. Советская;
- 52 215 831 ОП МП №3, с. Солнцевка, ул. Северная;
- 52 215 831 ОП МП №4, с. Солнцевка, ул. Школьная;
- 52 215 831 ОП МП №10, с. Солнцевка, ул. Центральная;
- 52 215 831 ОП МП №11, с. Солнцевка, ул. Парковая;
- 52 215 831 ОП МП №23, с. Солнцевка, проезд от ул. Северной до ул.Центральной;
- 52 215 831 ОП МП №37, с. Солнцевка, проезд №1 от ул. Северной до ул.Центральной.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 25.06.2020г. в адрес главы Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление.
Из ответа на представление от 17.07.2020г. следует, что требования, изложенные в представлении будут исполнены в 2021-2023г.г.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по непроведению мероприятий по оформлению технических паспортов и иной технической документации, предусмотренной «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Обязать администрацию Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области произвести паспортизацию вышеуказанных автомобильных дорог.
В судебном заседании прокурор Вдовина М.С. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015г. №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ.Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельских поселений Омской области.
Аналогичные положения закреплены также в п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.9 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.8 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона №257-ФЗ, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п.п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 Типовой инструкции).
Паспорт автомобильной дороги (Приложение 23) представляет собой книгу в жестком переплете размером 297 х 420 мм и содержит: схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график (пункт 5.1 Типовой инструкции).
Согласно п. 2.9 Типовой инструкции, в паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января.
Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой в июне 2020г. в сфере законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в отношении следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в реестре муниципальной собственности Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской технические паспорта и иная техническая документация, предусмотренная ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» не оформлялись:
- 52 215 831 ОП МП №1, с. Солнцевка, ул. Южная;
- 52 215 831 ОП МП №2, с. Солнцевка, ул. Советская;
- 52 215 831 ОП МП №3, с. Солнцевка, ул. Северная;
- 52 215 831 ОП МП №4, с. Солнцевка, ул. Школьная;
- 52 215 831 ОП МП №10, с. Солнцевка, ул. Центральная;
- 52 215 831 ОП МП №11, с. Солнцевка, ул. Парковая;
- 52 215 831 ОП МП №23, с. Солнцевка, проезд от ул. Северной до ул.Центральной;
- 52 215 831 ОП МП №37, с. Солнцевка, проезд №1 от ул. Северной до ул.Центральной.
В связи с выявленными нарушениями 25.06.2020г. Исилькульской межрайонной прокуратурой в адрес главы Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление.
17.07.2020г. главой Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предоставлен ответ на указанное представление, согласно которому администрация Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предусмотрит в бюджете 2021г. и планового периода 2022г. и 2023г. денежные средства на оформление технических паспортов, согласно Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривал, что технические паспорта и иная техническая документация, предусмотренная ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», в отношении автомобильных дорог, указанных в административном исковом заявлении, Администрацией Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области не оформлялись.
Учитывая, что спорные дороги являются автомобильными дорогами местного значения, расположены в границах Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области и находятся в собственности Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области суд приходит к выводу о том, что паспортизацию данных дорог должна осуществлять администрация Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что администрацией Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области допущено бездействие, выразившееся в непроведении мероприятий по оформлению технических паспортов и иной технической документации, предусмотренной ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», в отношении автомобильных дорог, находящихся в реестре муниципальной собственности Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, поскольку доказательств обратного административным ответчиком представлено не было.
В связи с вышеизложенным, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по непроведению мероприятий по оформлению технических паспортов и иной технической документации, предусмотренной ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», в отношении автомобильных дорог, находящихся в реестре муниципальной собственности Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области и обязании произвести указанную паспортизацию, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по непроведению мероприятий по оформлению технических паспортов и иной технической документации, предусмотренной ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Обязать администрацию Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области произвести паспортизацию следующих автомобильных дорог в соответствии с ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования»:
- 52 215 831 ОП МП №1, с. Солнцевка, ул. Южная;
- 52 215 831 ОП МП №2, с. Солнцевка, ул. Советская;
- 52 215 831 ОП МП №3, с. Солнцевка, ул. Северная;
- 52 215 831 ОП МП №4, с. Солнцевка, ул. Школьная;
- 52 215 831 ОП МП №10, с. Солнцевка, ул. Центральная;
- 52 215 831 ОП МП №11, с. Солнцевка, ул. Парковая;
- 52 215 831 ОП МП №23, с. Солнцевка, проезд от ул. Северной до ул.Центральной;
- 52 215 831 ОП МП №37, с. Солнцевка, проезд №1 от ул. Северной до ул.Центральной.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Хоренко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.08.2020г.