Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08.07.2024 <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Митчиной Л.А., при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») к ФИО2 о взыскании пени по договору целевого жилищного займа, третье лицо без самостоятельных исковых требований - ФИО1,
у с т а н о в и л:
ФГКУ «Росвоенипотека» обратилось в Амурский городской суд <адрес> с иском к ФИО2 о взыскании пени по договору целевого жилищного займа. Требования истец мотивирует тем, что на основании п.15 ст.15 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам проходящим военную службу по контракту и в соответствии с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами. ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Росвоенипотека» и ФИО2 был заключен договор целевого жилищного займа №, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих. Целевой жилищный заем предоставлялся на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность ответчика жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: Хабаровский кр., <адрес>, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете ответчика, а также на погашение обязательств по ипотечному кредиту, предоставленному Банком. Основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников НИС. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти об исключении военнослужащего из реестра участников НИС. Вместе с тем, в случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Однако, свою обязанность по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении ответчик не исполнил, в связи с чем, ФГКУ «Роевоенипотека» продолжало погашение обязательств ответчика перед банком после возникновения оснований для исключения его из реестра участников НИС. На основании сведений, полученных истцом из регистрирующего органа, - именной накопительный счет ответчика закрыт ДД.ММ.ГГГГ с правом на использование накоплений (дата возникновения основания для исключения из реестра – ДД.ММ.ГГГГ). При закрытии ИНС участника НИС, выбывающего из накопительной ипотечной системы с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, уполномоченный Федеральный орган определяет размер накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете на дату возникновения основания для исключения указанного военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подлежат возврату в Федеральный бюджет. Документом, подтверждающим перечисление истцом денежных средств в погашение обязательств ответчика перед банком является карточка учета средств и расчетов. При исключении из реестра участников излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов в течение 6 месяцев со дня направления участнику соответствующего уведомления. В случае невозврата участником излишне перечисленных в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1% суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки. В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных пеней в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга. Таким образом, средства, учтенные на именном накопительном счете ответчика, истец перечислял в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения оснований для исключения ФИО2 из реестра участников НИС (увольнения), в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность по договору ЦЖЗ. На дату закрытия именного накопительного счета у участника НИС образовалась задолженность перед ФГКУ «.Росвоенипотека» в размере <данные изъяты> руб., как разница между суммой накоплений (<данные изъяты> руб.), на которую он имел право за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и суммой денежных средств (<данные изъяты> руб.), предоставленных Учреждением по договору целевого жилищного займа. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчику были направлены уведомления о наличии задолженности с требованием о погашении задолженности, с указанием реквизитов для ее погашения. С ДД.ММ.ГГГГ на сумму основного долга начисляются пени в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма пени составила <данные изъяты> руб. (345 дней просрочки). Образование указанной задолженности является объективным обстоятельством программы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик частично погасил задолженность в размере основного долга в сумме <данные изъяты> руб.. Начисление пени прекратилось с ДД.ММ.ГГГГ. С начислением пени ответчик не согласен, погашать в досудебном порядке отказался. Таким образом, ответчиком нарушены Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», и не исполнены обязательства по договору, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации. ФГКУ «Росвоенипотека» ходатайствует перед судом о неприменении ст.333 ГК РФ и не снижении пени (неустойки), размер которой установлен действующим законодательством, поскольку в соответствии с п.6 Договора ЦЖЗ целевой жилищный заем предоставляется и погашается в порядке, установленном ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2008 №370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих». На основании п.75 указанных Правил предоставления целевых жилищных займов при исключении из реестра участников участника, у которого не возникло право на использование накоплений в соответствии со статьей 10 Федерального закона, участник возвращает уполномоченному органу: а) средства целевого жилищного займа; б) средства, учтенные на именном накопительном счете участника и перечисленные уполномоченным органом в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников (далее - излишне перечисленные средства). Истец обращает внимание, что возврат целевого жилищного займа - это возврат средств Федерального бюджета, при этом ФГКУ «Росвоенипотека» действует в интересах Российской Федерации. В соответствии с п.77 Правил предоставления целевых жилищных займов возврат излишне перечисленных средств уполномоченному органу осуществляется без уплаты процентов, но с начислением пени в размере 0,1% со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока со дня направления уведомления о возврате. Законом уже предусмотрен льготный период равный 6 месяцам. Таким образом, неустойка за несвоевременный возврат средств ЦЖЗ является фиксированной и установлена законодательством с учетом баланса интересов сторон. Данная неустойка является минимальной мерой ответственности за неправомерное удержание денежных средств Федеральною бюджета. Принимая во внимание, что сумма пеней, начисленных в соответствии с условиями договора ЦЖЗ № из расчета 0,1% в день от суммы неисполненного обязательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., а сумма задолженности ответчика по основному долгу - <данные изъяты> руб., в данной ситуации отсутствует основной признак, необходимый для снижения размера пеней - явная несоразмерность ответственности последствиям нарушения обязательства. Учитывая длительный период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (345 дней) сумма заявленной к взысканию неустойки соразмерна нарушенному обязательству (пеня составляет 34,5% от суммы долга). Необоснованное уменьшение неустойки с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия. Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно, и никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Просит: взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> руб. (пени, в размере 0,1% процента от суммы остатка задолженности за каждый день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно).
Определением Амурского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело направлено по подсудности в Ленинский районный суд <адрес>, и определением от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда.
В процессе рассмотрения дела в порядке ст.43 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) в качестве третьего лица привлечена ФИО1 (лицо, производившее перечисления ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Информация о движении рассматриваемого дела размещена на сайте суда в сети Интернет.
Истец, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в порядке, установленном гл.10 ГПК РФ, об отложении рассмотрения дела не просили, о причинах неявки не уведомили.
Извещение от третьего лица возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В абз.2 п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) указано, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пунктах 67-68 постановления Пленума от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ).
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ст.ст.113, 167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в зал судебного заседания лиц.
Согласно представленным ответчиком письменным возражениям – последний просит отказать в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что основания для начисления пеней возникли из-за непрофессиональных действий сотрудников истца.
Изучив письменные материалы дела, оценив доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Федеральный закон от 20.08.2004 №117-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - накопительно-ипотечная система) - совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
Указом Президента Российской Федерации от 20.04.2005 №449 в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральным законом от 20.08.2004 №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» постановлено возложить на Министерство обороны Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 №449 Правительством РФ издано постановление от 22.12.2005 №800, согласно которому постановлено создать в ведении Министерства обороны РФ для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
Участники накопительно-ипотечной системы - военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ).
Исходя из п.8 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ - целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п.6 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ).
На основании п.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ, согласно которому – типовой договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы, а также порядок оформления ипотеки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Росвоенипотека» и ФИО2 был заключен договор целевого жилищного займа №, на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность ответчика (как заемщика) жилого помещения в <адрес>, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на именном накопительном счете ответчика, в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту, предоставленному Банком.
В соответствии со ст.18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» (далее постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) основанием для исключения военнослужащего из реестра является: 1) увольнение с военной службы; 2) исключение из списков личного состава воинской части в связи с его смертью (гибелью), признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета; 4) выявление факта включения в реестр военнослужащего, у которого отсутствуют основания, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона, в случае если такой военнослужащий на дату выявления указанного факта не реализовал права, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона.
Внесение в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения военнослужащего из реестра в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил (ст.19 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» утверждены следующие правила: «Ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы, информации об управляющих компаниях, о специализированном депозитарии, а также о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих», «Раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих».
Пунктом 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих установлено, что основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Именной накопительный счет закрывается не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором от соответствующего федерального органа поступило указанное уведомление.
Исходя из п.74 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» - в случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес и адрес электронной почты для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Уполномоченный орган, получив уведомление об увольнении участника, направляет в федеральный орган запрос о предоставлении сведений об исключении участника из реестра участников. Федеральный орган не позднее 30 дней со дня получения от уполномоченного органа указанного запроса направляет уполномоченному органу сведения об исключении участника из реестра участников.
Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № являются неотъемлемой часть договора № (п.2 Договора).
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно положению ст.310 ГК РФ - односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем, ответчик свою обязанность по договору об уведомлении уполномоченного органа о своём увольнении не исполнил, в связи с чем истец продолжал погашать обязанность ответчика перед Банком после возникновения оснований для исключения ФИО2 из реестра участников соответствующей ипотечной системы.
Основания для исключения ответчика из соответствующего реестра возникли ДД.ММ.ГГГГ, но именной накопительный счет закрыт только ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением истцом сведений из регистрирующего органа, и с указанной даты истец прекратил исполнение своих обязательств по ипотечному кредиту ответчика.
Из карточки учета средств и расчетов, представленной истцом, следует, что на дату закрытия именного накопительного счета у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере <данные изъяты> руб. (разница между суммой накоплений (<данные изъяты> руб.), на которую ФИО2 имел право за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и суммой денежных средств (<данные изъяты> руб.), предоставленных Учреждением по договору целевого жилищного займа).
Доводы, приведенные ответчиком в представленных возражениях, и сведения о движении денежных средств, приложенные к возражениям, не опровергают факт того, что истец излишне перечислил Банку за ответчика <данные изъяты> руб..
Как указано выше - постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 №655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» утверждены следующие правила: «Ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы, информации об управляющих компаниях, о специализированном депозитарии, а также о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», «Использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих», «Раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих».
Пунктом 10 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих определено, что при закрытии именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы, выбывающего из накопительно-ипотечной системы с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, уполномоченный федеральный орган определяет размер накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете на дату возникновения основания для исключения указанного военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Данные средства используются и учитываются в соответствии с порядком и условиями использования накоплений для жилищного обеспечения. Накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 перечислил истцу денежные средства в размере 189 918,39 руб., то есть сумму, которую истец излишне выплатил в счет погашения обязательств ответчика перед Банком по кредитному договору.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2008 №370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» утверждены Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, согласно п.77 которых - при исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов. В случае невозврата участником излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом участнику уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки. В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных пеней в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга и в течение 5 рабочих дней со дня такого обращения извещает об этом кредитора.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчику истцом были направлены уведомления о наличии задолженности с требованием о её погашении, с указанием реквизитов для погашения, но как указано выше – истец обратился в суд с рассматриваемым иском в связи с тем, что возврат денежных средств в размере <данные изъяты> руб. произведен ответчиком за пределами срока, установленного действующим законодательством для возвращения излишне перечисленных за бывшего военнослужащего денежных средств.
Вместе с тем, как следует из банковских документов, представленных ответчиком, денежные средства были переведены ФИО2 истцу не ДД.ММ.ГГГГ, как утверждает истец, а ДД.ММ.ГГГГ, что следует из чека-ордера от указанной даты.
При указанных обстоятельствах на сумму основного долга подлежали начислению пени в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа, но не за 345 дней в размере <данные изъяты> руб., как указывает истец, а за 342 дня в размере <данные изъяты> руб..
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Положения ст.333 ГК РФ не применяются судом исходя из того, что ходатайство о снижении суммы неустойки, заявленной к взысканию, ответчиком не подавалось.
На основании ч.3 ст.123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Сведения, приложенные ответчиком к письменным возражениям, в том числе чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении ФИО1 денежных средств в размере <данные изъяты> руб. и сообщение истца от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают факт того, что денежные средства были перечислены истцу ДД.ММ.ГГГГ по неверным банковским реквизитам (в номере счета лицом, переводившим денежные средства, была допущена ошибка), следовательно, денежные средства истцу платежом от ДД.ММ.ГГГГ не поступили, и обратного стороной ответчика не доказано, как не доказано и то, что указанная ошибка допущена иным лицом.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа у суда во взыскании соответствующей законной неустойки не имеется.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Принимая во внимание, что материальные исковые требования истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, удовлетворены частично, с учетом положения ст.333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет <адрес> в размере <данные изъяты> руб..
Руководствуясь ст.ст.194-199, 167 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (СНИЛС №) в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») (ИНН №) пени по договору целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля.
В удовлетворении требований в оставшейся части – отказать.
Взыскать с ФИО2 (СНИЛС № в бюджет <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок составления решения в окончательной форме 15.07.2024.
Председательствующий судья Л.А. Митчина