Решение по делу № 2-1299/2019 от 30.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» декабря 2019 года             г.Знаменск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Чумаченко Е.М., при секретаре Чугуновой О.С., с участием прокурора – помощника военного прокурора Знаменского гарнизона Иванова С.В., представителя ответчика – Министерства обороны РФ – Дудина С.А., действующего на основании доверенностей, третьих лиц – представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, Жилищно-коммунальной службы (г.Знаменск) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ - Курбановой М.Т., представителя войсковой части Куропаткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, третье лицо филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ (по РВСН), войсковая часть , в порядке ст. 45 ГПК РФ, об обязании произвести техническое обслуживание пожарного имущества на объектах войсковой части ,

установил:

Военный прокурор Знаменского гарнизона обратился с иском в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к ответчику – Министерству обороны РФ, в порядке ст. 45 ГПК РФ, об обязании произвести техническое обслуживание пожарного имущества на объектах войсковой части , третьи лица - федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, войсковая часть .

В исковом заявлении прокурор указал, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ (по РВСН) создано в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ путём изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г.Москва)». Целью деятельности указанного учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых сил РФ. В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утверждённом приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ , учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. Обязанности по осуществлению указанной деятельности на территории ЗАТО Знаменск возложены на структурное подразделение названного учреждения – жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по РВСН). Приказом начальника ФГБУ ЦЖКУ МО РФ от ЖЭ(К)О реорганизовано в ЖКС г. Знаменск филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по РВСН. Регламентом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по РВСН определено, что техническое обслуживание огнетушителей, закрепленных за зданиями и сооружениями, эксплуатируемыми Учреждением, а также обработку деревянных конструкций зданий огнезащитным составом осуществляет ЖКС . Установлены также единые организационные и технические требования и нормы, направленные на обеспечение безопасного, надёжного, качественного и эффективного проведения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов собственными силами. Надзорными мероприятиями, проведёнными военной прокуратурой Знаменского гарнизона установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЖКС г. Знаменск не провел техническое обслуживание пожарного имущества объектов войсковой части . Просит обязать Минобороны России произвести техническое обслуживание пожарного имущества объектов войсковой части в следующих объёмах: огнетушитель ОУ-5-28 шт.; огнетушитель ОУ-3- 50 шт.; огнетушитель ОП-4 - 9 шт.; пожарная сигнализация зданий и сооружений ГП , ГП , ГП , ГП , ГП , ГП , ГП , ГП , ГП .

    В судебном заседании прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

Представители ответчика – Министерства обороны РФ – Подшибякин П.Ю., Дудин С.А., каждый, возражали против удовлетворения исковых требований военного прокурора, представив суду письменные возражения относительно позиции ответчика по иску.

Представитель третьего лица – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ - Курбанова М.Т., поддержала позицию ответчика, указав о необоснованности заявленных требований прокурора.

    Представитель третьего лица – войсковой части Куропаткина Е.А. не возражала против удовлетворения иска, указав о том, что заявленные требования являются обоснованными.

Суд, выслушав стороны, исследовав документы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, военный прокурор Знаменского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, третьи лица - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, войсковая часть об обязании провести техническое обслуживание пожарного имущества на объектах войсковой части , в интересах неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с иском, военный прокурор в исковом заявлении ссылается на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на жизнь, здоровье и имущество нарушаются ответчиком и третьими лицами. Однако из текста заявления усматривается, что прокурор обращается в суд с требованиями о понуждении ответчика к совершению определенных действий – техническому обслуживанию пожарно-технической продукции и систем пожарной автоматики на объектах воинской части. Кругом лиц при этом, в интересах которых обращается прокурор с иском, является фактически определенным – военнослужащие и лица гражданского персонала, находящиеся в силу исполнения своих служебных обязанностей на территории войсковой части .

Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Кроме того, положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").

Вместе с тем, круг лиц, в защиту которых подано заявление военного прокурора, является определённым. Это военнослужащие, находящиеся в силу исполнения своих служебных обязанностей на территории войсковой части . Однако заявления этих военнослужащих о нарушении их прав в материалах проверки, проведенной прокуратурой, отсутствуют и военным прокурором не представлены, что является недопустимым.

Таким образом, военный прокурор не вправе обращаться в суд в порядке ГПК РФ, то есть в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Военный прокурор Знаменского гарнизона не наделен полномочиями самостоятельного обращения в суд с заявленными требованиями об устранении нарушений пожарной безопасности, а так же не наделен правом самостоятельного осуществления проверки пожарной безопасности воинской части Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливается, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статья 3 указанного Закона определяет, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение

функций, не предусмотренных Федеральными законами. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

В силу требований ст. 52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба. Одним из правовых способов охраны имущественных интересов общества, государства и личности является институт гражданского иска в уголовном процессе.

Полномочия прокурора определены также статьей 47 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а обращение в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определены статьей 45 ГПК РФ. В рамках данного гражданского дела рассматривается фактически вопрос о соблюдении воинской частью требований пожарной безопасности, который не подходит ни к одному из указанных случаев, установленных законом и дающих право обращения прокурора в суд по данным заявленным требованиям.

В рамках данного гражданского дела обращение военного прокурора по основаниям нормы ст. 45 ГПК РФ является незаконным и необоснованным, в том числе любой прокурор не наделён правом обращения в суд по вопросам соблюдения пожарной безопасности, поскольку этим правом наделены исключительно соответствующие органы управления, подразделений и организаций, предназначенные для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно- спасательных работ - государственный пожарный надзор.

Вследствие чего суд считает необходимым в удовлетворении требований военного прокурора Знаменского гарнизона отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении требований по исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, третье лицо филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ (по РВСН), войсковая часть , в порядке ст. 45 ГПК РФ, об обязании произвести техническое обслуживание пожарного имущества на объектах войсковой части – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Е.М. Чумаченко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1299/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор Знаменского гарнизона
Иванов Сергей Владимирович
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
войсковая часть 47209
Курбанова Милана Тофиковна
Куропаткина Екатерина Андреевна
Жилищно-коммунальной служба № 1 (г. Знаменск) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ (по РВСН)
Дудин Сергей Александрович
Подшибякин Павел Юрьевич
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Чумаченко Е.М.
Дело на сайте суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
19.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.01.2020Передача материалов судье
19.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2020Подготовка дела (собеседование)
19.11.2019Подготовка дела (собеседование)
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее