Решение по делу № 2-2143/2024 от 24.04.2024

Дело № 2-2143/2024

26RS0002-01-2024-003797-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2024 года                                                                                                                                                       город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Махтиевой З.Ж.,

с участием

истца Прокопенко Е.А.,

представителя истца Прокопенко Е.А.Тихомировой А.И., действующей на основании доверенности,

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя Лаптевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокопенко Е. А. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, с участием третьих лиц Войсковой части №54801, ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, об установлении факта проживания, о признании права на предоставление дополнительных социальных гарантий и возложении обязанности выплатить единовременное социальное пособие,

установил:

Прокопенко Е.А. обратилась в суд с иском, в последствии с уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, с участием третьих лиц Войсковой части <номер обезличен>, ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, об установлении факта проживания, о признании права на предоставление дополнительных социальных гарантий и возложении обязанности выплатить единовременное социальное пособие.

В обоснование исковых требований указано, что Прокопенко Е.А. обратилась в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением о назначении ей единовременного социального пособия, как члену семьи (матери), Прокопенко Н.Н., участника специальной военной операции (далее - СВО), погибшего (умершего) при выполнении задач в ходе СВО, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (далее - ДНР, ЛНР) с 24.02.2022 и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30.09.2022. 22.02.2024 Министерство направило в адрес заявителя решение об отказе в назначении пособия. Основанием для принятия решения об отказе послужило следующее. Согласно сведениям, поступившим из ГУ МВД России по Ставропольскому краю, с 18.05.1995 по 31.03.2021 Прокопенко Н.Н. <дата обезличена> г.р., был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>; снят с регистрационного учета <дата обезличена> по решению суда. Поскольку Прокопенко Н.Н. на дату начала СВО (24.02.2022) военную службу на территории Ставропольского края не проходил, зарегистрированным по месту жительства на территории Ставропольского края не значился, правовые основания для назначения заявителю единовременного социального пособия, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 18-кз, у Министерства отсутствуют. В связи с данным отказом заявитель обращается в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно установление факта проживания ее сына, Прокопенко Н.Н. на территории Ставропольского края на дату начала СВО (на дату призыва на военную службу по мобилизации), так как отсутствуют в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность, сведения о месте его жительства. Согласно справке № 2229 от 07.02.2024 (исх. № 152/178), выданной военным комиссариатом г. Ставрополя гражданин Прокопенко Н.Н. 1995 г.р., состоящий на воинском учете в военном комиссариате г. Ставрополь Ставропольского края призван на военную службу по мобилизации 29.09.2022 в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». То есть, на дату призыва на военную службу по мобилизации 29.09.2022 Прокопенко Н.Н. состоял на учете в военном комиссариате г. Ставрополя Ставропольского края, что указывает о его место жительства на территории Ставропольского края именно на дату призыва на военную службу по мобилизации    22.09.2022. Согласно    справке    о    смерти     №    С-00441 от 25.01.2024, выданной Специализированным отделом государственной регистрации смерти управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по г. Ставрополю Прокопенко Н.Н. умер <дата обезличена>, место смерти - РФ, Запорожская область, Пологовский район, Вербовое. Выдача справки о смерти органом ЗАГСА г. Ставрополя также подтверждает фактическое проживание Прокопенко Н.Н. на территории г. Ставрополя. В извещении, выданном военным комиссариатом г. Ставрополя, указано, что гвардии младший сержант Прокопенко Н.Н., проходивший военную службу в войсковой части 54801 г. Ставрополь на должности старшего наводчика минометной батареи, погиб <дата обезличена> в ходе проведения СВО. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. В данном извещении указывается факт прохождения военной службы на территории г. Ставрополя, следовательно, это еще одно подтверждение, что Прокопенко Н.Н. проживал на территории г. Ставрополя. В подтверждение факта постоянного проживания Прокопенко Н.Н. на территории Ставропольского края до его гибели указывают также справки, выданные с места работы Прокопенко Н.Н., в частности справка МБОУ СОШ № 20 г. Михайловск (Шпаковский муниципальный район Ставропольского края) от 12.02.2024 № 330/01-22 о том, что Прокопенко Н.Н. работал в должности учителя физической культуры с 02.02.2022 по 07.07.2022, следовательно, на дату начала СВО (24.02.2022) Прокопенко Н.Н. фактически проживал на территории Ставропольского края. Согласно справке № 13-СП от 13.02.2024г, выданной ООО «Алвиса», Прокопенко Н.Н. являлся работником в должности оператор автоматической линии цеха розлива воды с 13.07.2022 по дату гибели <дата обезличена>. На основании изложенного, просила суд: установить факт проживания Прокопенко Н.Н. на территории Ставропольского края; признать за Прокопенко Е.А. право на получение единовременного социального пособия в связи со смертью участника СВО Прокопенко Н.Н. как матери погибшего участника СВО Прокопенко Н.Н. в соответствии с Законом Ставропольского края от 28 февраля 2023 г. № 18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей»; обязать ответчика произвести выплату единовременного социального пособия.

Истец Прокопенко Е.А., в судебном заседании исковые требований с учетом уточнения поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца Прокопенко Е.А.Тихомирова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требований с учетом уточнения поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил возражения, согласно которым из представленных Прокопенко Е.А. документов следовало, что погибший Прокопенко Н.Н. на дату начала специальной военной операции на территории Ставропольского края службу не проходил. Согласно представленной копии паспорта погибшего, он был зарегистрирован по месту жительства в крае с <дата обезличена>. В связи с тем, что паспорт со смертью гражданина считается недействительным, министерством был направлен запрос адресно-справочной информации в ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Согласно полученному ответу, Прокопенко Н.Н. был снят с регистрационного учета по решению суда с З1.03.2021. На основании этого, министерством было вынесено решение об отказе в назначении Прокопенко Е.А. единовременного социального пособия от 15.02.2024 № 12231/2023. При этом министерство нормы Закона № 18-кз не нарушало, решение вынесено в полном соответствии с краевым законом и Порядком, действующим на момент обращения. Вместе с тем сообщаем, что Постановлением Правительства Ставропольского края от 15.02.2024    № 66-п «О внесении изменении в постановление Правительства Ставропольского края от 27 марта 2023 г. №    146-н «Об утверждении Порядка предоставления дополнительны социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей» в Порядок были внесены изменения. В случае установления юридического факта судом (при отсутствии регистрации по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации), Прокопенко Е.А. вправе повторно обратиться в министерство с заявлением, полным пакетом документов и документом, подтверждающим в соответствии с законодательством Российской Федерации его место жительства на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции (решение суда об установлении юридического факта). Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.

Судом к участию в рассмотрении данного гражданского дела в соответствии с положениями ч. 4 ст. 45 ГПК РФ допущена прокуратура Ленинского района г.Ставрополя.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Ставрополя Лаптева Е.В., давая заключение по данному делу, поясняла, что в 2023 году принят Закон Ставропольского края от 28.02.2023 № 18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей». К Закону № 18-кз был принят Порядок предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 № 146-п. Установлен перечень документов для принятия министерством решения о назначении либо об отказе в назначении выплаты единовременного социального пособия. Поскольку на дату начала специальной военной операции сын истца фактически проживал на территории Ставропольского края, призван на военную службу на территории Ставропольского края, то право на получение единовременного социального пособия, предусмотренного Законом № 18-кз, у истца Прокопенко Е.А. имеется.

Представители третьих лиц войсковой части №54801, ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин своей неявки суду не представили.

Суд, согласно ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст.17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

При этом согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

По смыслу ст. 37 (часть 1) и 59 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), 71 (п. «м»), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п. «д», «е» ч.1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 № 17-П, от 20.10.2010 №18-П, от 17.05.2011 № 8-П, от 21.03.2013 № 6-П, от 19.05.2014 № 15-П, от 11.01.2022 № 1-П и др.).

Судом установлено, что истец Прокопенко Е. А., <дата обезличена> года рождения, является матерью, Прокопенко Н. Н.ча, <дата обезличена> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-ГН <номер обезличен> от 18.05.1995.

Согласно справке № 2229 от 07.02.2024 (исх. № 152/178), выданной военным комиссариатом г. Ставрополя гражданин Прокопенко Н.Н. <дата обезличена> г.р., состоящий на воинском учете в военном комиссариате г. Ставрополь Ставропольского края призван на военную службу по мобилизации 29.09.2022 в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Согласно    справке    о    смерти     №    С-00441 от 25.01.2024, выданной Специализированным отделом государственной регистрации смерти управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по г. Ставрополю Прокопенко Н.Н. умер <дата обезличена>, место смерти - РФ, Запорожская область, Пологовский район, Вербовое.

Как следует из материалов дела, Прокопенко Е.А. обратилась в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением о выплате единовременного социального пособия.

15.02.2024 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края вынесено решение <номер обезличен>, согласно которому согласно сведениям, поступившим из ГУ МВД России по Ставропольскому краю, с 18.05.1995 по 31.03.2021 Прокопенко Н. Н.ч <дата обезличена> г.р. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен>; снят с регистрационного учета 31.03.2021 по решению суда. Поскольку Прокопенко Н.Н. на дату начала специальной военной операции (24.02.2022 г.) военную службу на территории Ставропольского края не проходил, зарегистрированным по месту жительства на территории Ставропольского края не значился, правовые основания для назначения Прокопенко Е.А. единовременного социального пособия, предусмотренного п.1 ч.1 ст. 5 Закона № 18-кз, у министерства отсутствуют.

Письмом от 22.02.2024 №2599-04 Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края сообщило Прокопенко Е.А. о том, что принято решение об отказе в назначении единовременного социального пособия, как члену семьи (матери), Прокопенко Н.Н., поскольку представленные документы не подтверждают права на получение единовременного социального пособия.

С данным отказом суд не может согласиться ввиду следующего.

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2000000 руб.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 №57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

На территории Ставропольского края отношения, связанные с предоставлением дополнительных социальных гарантий гражданам Российской Федерации, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24.02.2022 и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30.09.2022, а также предоставлением мер социальной поддержки членам их семей (далее соответственно - дополнительные социальные гарантии, специальная военная операция, меры социальной поддержки) регулируются Ставропольского края от 28.02.2023 № 18-кз (ред. от 27.04.2024) «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей» (принят Думой Ставропольского края 22.02.2023).

Согласно подп. «а», п.1 ст. 2 настоящего Закона участники специальной военной операции – это граждане Российской Федерации, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, лица, проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющие (имевшие) специальные звания полиции, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, местом жительства (службы) которых на дату начала специальной военной операции являлся Ставропольский край.

Статьей 7 настоящего Закона предусмотрено, что порядок назначения и выплаты единовременных социальных пособий участникам специальной военной операции устанавливается Правительством Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 № 146-п утвержден «Порядок назначения и выплаты дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей».

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительных социальных гарантий в виде единовременного социального пособия, выплачиваемого участникам специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24.02.2022 и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30.09.2022 (далее - специальная военная операция), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при выполнении задач в ходе специальной военной операции и (или) награжденным государственной наградой Российской Федерации за участие в специальной военной операции (далее - единовременное социальное пособие), а также мер социальной поддержки в виде: единовременного социального пособия членам семьи участника специальной военной операции, погибшего при выполнении задач в ходе специальной военной операции или умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при выполнении задач в ходе специальной военной операции, выплачиваемого (супруге (супругу), состоявшей (состоявшего) на день гибели (смерти) участника специальной военной операции в зарегистрированном браке с ним и не вступившей (не вступившего) в повторный брак, родителям участника специальной военной операции, несовершеннолетним детям участника специальной военной операции, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения) (далее - единовременное социальное пособие в связи со смертью участника специальной военной операции).

Согласно п. 11 настоящего Порядка назначение и выплата единовременного социального пособия в связи со смертью участника специальной военной операции членам семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции осуществляется на основании следующих документов с учетом принадлежности погибшего (умершего) участника специальной военной операции к одной из категорий, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Ставропольского края:

1) свидетельство о смерти участника специальной военной операции;

2) документ, подтверждающий гибель участника специальной военной операции при выполнении задач в ходе специальной военной операции, либо смерть участника специальной военной операции вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при выполнении задач в ходе специальной военной операции, выданный командиром соответствующей воинской части или военным комиссариатом Ставропольского края, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть участника специальной военной операции наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при выполнении задач в ходе специальной военной операции;

3) документ, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего место жительства, который подтверждает место жительства участника специальной военной операции на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции (на дату призыва на военную службу по мобилизации), или документ, подтверждающий прохождение участником специальной военной операции военной службы на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции (требование о представлении указанного документа не распространяется на мобилизованных граждан, добровольцев и граждан, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании);

4) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции;

5) документ, подтверждающий родство (свойство) с погибшим (умершим) участником специальной военной операции;

6) справка образовательной организации об обучении ребенка погибшего (умершего) участника специальной военной операции в образовательной организации по очной форме обучения с указанием даты начала и окончания обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);

7) справка об установлении инвалидности ребенку погибшего (умершего) участника специальной военной операции (для детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения указанного возраста);

8) документ, выданный военным комиссариатом Ставропольского края, подтверждающий заключение добровольцем контракта (контрактов) об участии в специальной военной операции общей продолжительностью не менее 6 месяцев и направление его военным комиссариатом Ставропольского края для участия в специальной военной операции;

9) документ, подтверждающий заключение участником специальной военной операции контракта о пребывании в добровольческом формировании.

В соответствии с п. 12 настоящего Порядка для назначения и выплаты единовременного социального пособия в связи со смертью участника специальной военной операции каждый член семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции либо его законный представитель или доверенное лицо подает в министерство заявление по форме, утверждаемой министерством, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка.

Между тем, постановлением Правительства Ставропольского края от 15.02.2024 №66-п «О внесении изменении в постановление Правительства Ставропольского края от 27.03.2023 №    146-н «Об утверждении Порядка предоставления дополнительны социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей» в Порядок были внесены изменения.

Согласно подп. 1 и 2 пункта 9 Порядка, для назначения единовременного социального пособия в связи с награждением государственной наградой Российской Федерации, участнику специальной военной операции необходимо представить:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность участника специальной военной операции и место его жительства;

- документ, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего место жительства, который подтверждает место жительства участника специальной военной операции на территории Ставропольского края на дату начала специальной военной операции (в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность, сведений о месте его жительства).

Таким документом в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть установленный судом юридический факт постоянного проживания в определенном месте в определенное время.

Реализация органами власти своих полномочий должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, в частности, не допускающих установление дискриминационных и произвольных критериев определения круга лиц, которым может быть назначены такие меры поддержки.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета», принятым во исполнение предписания названного Закона.

Федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При этом необходимо отметить, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории

Установление различных норм возможно лишь в отношении лиц, относящихся к другим категориям, при этом необходимо, чтобы различия между теми или иными категориями лиц являлись достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование.

Таким образом, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального образования может быть установлен судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Судом установлено, что Прокопенко Н.Н. состоящий на воинском учете в военном комиссариате г. Ставрополь Ставропольского края призван на военную службу по мобилизации 29.09.2022, что подтверждается справкой № 2229 от 07.02.2024 (исх. № 152/178).

То есть, на дату призыва на военную службу по мобилизации 29.09.2022 Прокопенко Н.Н. состоял на учете в военном комиссариате г. Ставрополя Ставропольского края, что указывает о его месте жительства на территории Ставропольского края именно на дату призыва на военную службу по мобилизации    22.09.2022.

Выдача справки о смерти №    С-00441 от 25.01.2024, выданной Специализированным отделом государственной регистрации смерти управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по г. Ставрополю Прокопенко Н.Н., также подтверждает фактическое проживание Прокопенко Н.Н. на территории г. Ставрополя.

В извещении, выданном военным комиссариатом г. Ставрополя, указано, что гвардии младший сержант Прокопенко Н.Н., проходивший военную службу в войсковой части 54801 г. Ставрополь на должности старшего наводчика минометной батареи, погиб <дата обезличена> в ходе проведения СВО. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.

В данном извещении указывается факт прохождения военной службы на территории г. Ставрополя, следовательно, это еще одно подтверждение, что Прокопенко Н.Н. проживал на территории г. Ставрополя.

В подтверждение факта постоянного проживания Прокопенко Н.Н. на территории Ставропольского края до его гибели указывают также справки, выданные с места работы Прокопенко Н.Н., в частности справка МБОУ СОШ № 20 г. Михайловск (Шпаковский муниципальный район Ставропольского края) от 12.02.2024 № 330/01-22 о том, что Прокопенко Н.Н. работал в должности учителя физической культуры с 02.02.2022 по 07.07.2022, следовательно, на дату начала СВО (24.02.2022) Прокопенко Н.Н. фактически проживал на территории Ставропольского края.

Согласно справке № 13-СП от 13.02.2024, выданной ООО «Алвиса», Прокопенко Н.Н. являлся работником в должности оператор автоматической линии цеха розлива воды с 13.07.2022 по дату гибели <дата обезличена>.

Учитывая представленные в материалы дела доказательства по ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что факт проживания Прокопенко Н. Н.ча, <дата обезличена> года рождения, погибшего <дата обезличена>, на дату начала специальной военной операции на территории Ставропольского края, подтвержден, в связи, с чем имеются основания за признанием право Прокопенко Е.А. на получение единовременного социального пособия в связи со смертью участника специальной военной операции Прокопенко Н.Н., <дата обезличена> года рождения, погибшего <дата обезличена>, в соответствии с Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

В свою очередь, требования об обязании Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края назначить и произвести выплату Прокопенко Е. А., <дата обезличена> года рождения, единовременное социальное пособие в соответствии с Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей», подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокопенко Е. А. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, - удовлетворить.

Установить факт проживания Прокопенко Н. Н.ча, <дата обезличена> года рождения, погибшего <дата обезличена>, на дату начала специальной военной операции на территории Ставропольского края.

Признать за Прокопенко Е. А., <дата обезличена> года рождения, право на получение единовременного социального пособия в связи со смертью участника специальной военной операции Прокопенко Н. Н.ча, <дата обезличена> года рождения, погибшего <дата обезличена>, в соответствии с Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края назначить и произвести выплату Прокопенко Е. А., <дата обезличена> года рождения, единовременное социальное пособие в соответствии с Законом Ставропольского края от 28.02.2023 №18-кз «О дополнительных социальных гарантиях участникам специальной военной операции и мерах социальной поддержки членов их семей».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.06.2024 года.

Судья                                                                                                                                                               Романенко Ю.С.

2-2143/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокопенко Елена Андреевна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения
Другие
ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю
Войсковая часть 54801
Зарочинцева Елена Викторовна
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Романенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
lenynsky.stv.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2024Предварительное судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Дело оформлено
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее