Решение по делу № 2-1-429/2025 от 18.02.2025

дело (УИД) №57RS0014-01-2025-000342-57

производство №2-1-429/2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2025 года                                                                          город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Квасовой О.В.,

с участием истца Лухиной О.А.,

представителя истца - адвоката Евстратовой В.В.,

представителя ответчика Фоминой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Лухиной Ольги Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом,

установил:

Лухина О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту ОСФР по Орловской области) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указывает, что 15.03.2024 она обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако решением ОСФР по Орловской области в установлении пенсии со снижением пенсионного возраста на три года ей было отказано, в связи с тем, что документально не подтвержден период ее проживания на территории города Мценска с Дата до Дата. Указывает, что с данным решением ОСФР по Орловской области она не согласна, полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне с льготным социальным экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По указанным основаниям просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, возложить на ОСРФ по Орловской области обязанность назначить и производить выплату пенсии.

В судебном заседании истец Лухина О.А. и ее представитель Евстратова В.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСФР по Орловской области Фомина Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действующей до 31.12.2018 года). С 01.01.2019 года согласно указанному закону право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 установлено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 указанного закона, указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что для разрешения вопроса о снижении пенсионного возраста на первую (абсолютную) величину не имеет значения продолжительность проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

До 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 28.12.1991 №237-Р.

С 01.02.1998 действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582.

С 21.10.2015 применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074.

Согласно названным Перечням населенный пункт <...> относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 31.01.1998.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела следует, что 15.03.2024 Лухина О.А. обратилась в адрес ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с решением ОСФР по Орловской области Лухиной О.А. отказано в назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года, поскольку документально подтвержден период ее проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом с Дата по Дата, что составляет 7 лет 6 месяцев 00 дней и дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона №1244-1 на один год, т.е. по достижении 54 лет.

Вместе с тем, исследованными судом доказательствами подтверждаются доводы Лухиной О.А. о том, что с Дата по Дата, в том числе в первоначальную «абсолютную» величину, то есть в период, дающий право на снижение пенсионного возраста на один год, она проживала на территории <адрес>.

Судом установлено, что Лухина О.А. родилась Дата в <адрес>, родители ФИО3, ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении .

Как следует из представленных материалов, Лухина О.А. обучалась в Средней школе <адрес>) с Дата по июнь 1987. На момент обучения проживала по адресу: <адрес>.

С Дата по июнь 1990 года Лухина О.А. обучалась <...>), что подтверждается справкой директора данного учебного учреждения А от Дата.

Помимо вышеизложенного, суд, учитывает то обстоятельство, что в спорный период времени Лухина О.А. была несовершеннолетней, возраста 18 лет истица достигла Дата, в связи с чем, место ее жительства определялось по месту жительства родителей.

Согласно домовой книге по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства родители истицы – ФИО3, ФИО4 с Дата.

Допрошенные судом свидетели ФИО6 и ФИО7 подтвердили факт постоянного проживания Лухиной О.А. в <адрес> по состоянию на момент чернобыльской катастрофы в апреле 1986 года и до настоящего времени.

Оценивая представленные доказательства, которые являются допустимыми и непротиворечивыми, суд приходит к выводу о том, что они в совокупности подтверждают факт постоянного проживания истца в период с Дата по Дата в городе <адрес>, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, продолжительность проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС, а также неоспариваемый ответчиком период проживания на протяжении 7 лет 6 месяцев 00 дней в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает ей право на уменьшение пенсионного возраста при назначении пенсии на три года.

Дата Лухиной О.А. исполнилось 52 года.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Лухина О.А. имеет право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, то на ответчика следует возложить обязанность назначить пенсию истцу с Дата.

При таких обстоятельствах, исковые требования Лухиной О.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец не настаивает на взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины, в связи с чем данные расходы в его пользу не взыскиваются.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Лухиной Ольги Александровны удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области включить период проживания Лухиной Ольги Александровны, Дата года рождения, уроженки <адрес> (паспорт ) в зоне с льготным социальным экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с Дата по Дата.

Признать за Лухиной Ольгой Александровной, Дата года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт ) право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области обязанность назначить и производить Лухиной Ольге Александровне, Дата года рождения, уроженке <адрес> (паспорт ) выплату пенсии с Дата.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2025 года.

Председательствующий                                                           О.В. Квасова

2-1-429/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Лухина Ольга Александровна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области
Другие
Евстратова Виктория Владимировна
Фомина Екатерина Викторовна
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
18.02.2025Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2025Передача материалов судье
24.02.2025Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2025Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2025Подготовка дела (собеседование)
03.03.2025Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2025Судебное заседание
18.03.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее