П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Нестеров 22 июня 2020 года
Судья Нестеровского районного суда Калининградской области В.А. Белехова,
при секретаре А.В. Турсуновой,
с участием прокурора Е.Р. Сагий,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «АС-ОЙЛ» (ИНН 3917050664), зарегистрированного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Новодорожный, ул. Зеленая, участок 16, фактический адрес: г. Калининград, ул.О.Кошевого, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
23 марта 2020 года прокурором Нестеровского района Калининградской области К.К. Дмитриевой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и выявления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «АС-ОЙЛ».
Поводом для вынесения данного постановления послужили материалы проверки прокуратурой Нестеровского района Калининградской области с привлечением специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области деятельности ООО «АС-ОЙЛ» по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей среды при функционировании АЗС «Импульс», расположенной вблизи МАПП «Гусев-Голдап» в Нестеровском районе Калининградской области.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что основным видом деятельности данного юридического лица является оптовая торговля твердым, жидким, газообразным топливом и подобными продуктами. В ходе проверки было установлено, что на территории АЗС «Импульс», на которой осуществляет свою деятельность ООО «АС-ОЙЛ», не соблюдаются требования природоохранного законодательства. Нарушения выразились в том, что контейнер для накопления твердых бытовых отходов был расположен на почве в отсутствие твердого покрытия и ограждений; на всей территории АЗС было выявлено наличие сточных вод с нефтепродуктами, которые загрязняют почву, отвод загрязненных сточных вод, которые являются отходами производства и потребления, не организован, они попадают на обочину автодороги, на земляной покров; отходы от расположенного на территории АЗС биотуалета являются жидкими отходами очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин 4 класса опасности, их образование и накопление на указанном объекте свидетельствует о том, что юридическое лицо осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления и должно исполнять требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В судебное заседание законный представитель юридического лица - ООО «АС-ОЙЛ» генеральный директор Кисиль Е.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, для представления интересов общества в судебное заседание направлены защитник Руденок В.П. и адвокат Штатский Д.А..
Защитник Руденок В.П. в судебном заседании вину юридического лица в совершении данного правонарушения не признал, сославшись на то, что отсутствуют предусмотренные законом основания для возбуждения в отношении юридического лица ООО «АС-ОЙЛ» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование своих доводов указал, что контейнер для сбора мусора обществу не принадлежит, они его не устанавливали, контейнер находится за пределами территории, на которой общество осуществляет свою деятельность. В части наличия на территории биотуалета сослался на то, что в постановлении не указано, какие конкретно нормы закона нарушены при его размещении и эксплуатации и что необходимо устранить, поэтому за данное нарушение общество ответственность нести не должно. Полагает, что довод о том, что имело место наличие на всей территории АЗС сточных вод и загрязнения почвы нефтепродуктами не имеет объективного подтверждения, поскольку никаких проб воды и почвы не отбиралось, их исследование не проводилось.
Адвокат Штатский Д.А. в судебном заседании поддержал доводы защитника Руденка В.П., а также сослался на допущенные существенные нарушения при проведении проверки, которые заключались в том, что не было обеспечено участие представителя ООО «АС-ОЙЛ» в выездном проверочном мероприятии, в материалах проверки отсутствуют сведения, подтверждающие наличие специальных познаний в области охраны окружающей среды у должностного лица, проводившего проверку, прокуратурой истребовались документы вне установленных сроков проверки.
Заместитель прокурора Нестеровского района Калининградской области Сагий Е.Р. в суде сослался на то, что выявленные в результате проведенной проверки нарушения в области природоохранного законодательства ООО «АС-ОЙЛ» свидетельствуют о том, что юридическое лицо осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления и должно исполнять требования законодательства в этой области. Однако эти требования ими в полной мере не соблюдались, поэтому и было возбуждено дело об административном правонарушении по данной статье. Также указал на то, что юридическое лицо всячески уклонялось от предоставления документов об их деятельности на указанной территории, не получало отправленную в их адрес корреспонденцию.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водозаборные площади, в недра и на почву.
Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п.2.1 СанПин 2.1.7.3550-19, утвержденных 05.12.2019 года постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки-места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 настоящих Правил ( пункт 5 данных Правил).
Пунктом 14 указанных Правил определено, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, а из содержания статьи 1 следует, что к числу компонентов природной среды относится земля, недра, почва.
В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, в результате выездного мероприятия, проведенного в рамках проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды ООО «АС-ОЙЛ» на объекте АЗС «Импульс», проведенного 02 марта 2020 года начальником отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, было установлено наличие контейнера для накопления твердых бытовых отходов, расположенного на почве, на земляном покрове в отсутствие твердого покрытия, в отсутствие ограждений, в котором находились отходы, а также наличие на всей территории АЗС на земляном покрове сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, которые имеют яркую окраску и едкий запах, их отвод не организован, они попадают на обочину автодороги, ведущую на МАПП «Гусев-Голдап», а также наличие биотуалета, отходы, образуемые при его эксплуатации свидетельствуют о том, что юридическое лицо осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления и должно исполнять требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Приведенные обстоятельства, отраженные в справке о результатах данной проверки и приложенных к ней фототаблицах от 03 марта 2020 года, явились основанием для вынесения прокурором 23 марта 2020 года в отношении юридического лица ООО «АС-ОЙЛ» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «АС-ОЙЛ» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является розничная торговля моторным топливом.
Материалами дела подтверждается, и это не оспаривалось участниками процесса в судебном заседании, данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность вблизи МАПП «Гусев-Голдап» в Нестеровском районе Калининградской области на территории автозаправочной станции «Импульс» на земельном участке с кадастровым номером №.
Земельный участок с данным кадастровым номером площадью 2 658 кв.м. на основании постановления главы администрации МО «Нестеровский район» от 27 ноября 2014 года № был предоставлен в аренду сроком на 49 лет под обслуживание автозаправочной станции ООО «БалтОйлТрейдинг» (договор аренды земельного участка № от 01 декабря 2014 года).
Из представленного ООО «АС-ОЙЛ» в ходе рассмотрения дела договора № от 01 сентября 2019 года следует, что ООО«БалтОйлТрейдинг» предоставило в аренду имущественный комплекс АЗС, расположенный по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, ориентир МАПП «Гусев-Голдап», ООО «АС-ОЙЛ», состоящий из здания управления АЗС, имеющихся там емкостей, топливнораздаточных колонок, навеса, марки реализуемого через АЗС топлива, продуктопровода, модульной туалетной кабины, светодиодной стелы с дистанционным пультом управления, инженерных сетей, системы видеонаблюдения и фиксации, срок аренды установлен с 01 сентября 2019 года по 30 августа 2020 года.
В судебном заседании защитник ООО «АС-ОЙЛ» Руденок В.П. указал, что какой -либо договор о праве пользования земельным участком, на котором находится арендованное ими имущество, между ООО«БалтОйлТрейдинг» и ООО «АС-ОЙЛ» не заключался, поэтому представить такой договор в суд они не могут.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 марта 2020 года усматривается, что в нем отражены сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, описано событие, послужившее основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Однако изучив собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что нашла подтверждение вина юридического лица только в части нарушения требований природоохранного доказательства, касающихся наличия на момент проверки на всей территории АЗС на земляном покрове сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, имеющих яркую окраску и едкий запах, отсутствие организации их отвода, попадание их на обочину автодороги, ведущую на МАПП «Гусев-Голдап».
В силу того, что арендатором земельного участка, на котором осуществляет свою деятельность ООО «АС-ОЙЛ», является другое юридической лицо, ООО АС-ОЙЛ» не может нести ответственность за несоответствующую требованиям законодательства установку контейнера для сбора мусора.
Следует также согласиться с доводами защитников юридического лица в части, касающейся того, что из представленных материалов дела об административном правонарушении не следует наличие каких-либо нарушений действующего законодательства в связи с размещением биотуалета на территории АЗС.
В то же время нельзя согласиться с доводами защитников юридического лица о том, что наличие на момент проверки на фотоизображениях на территории АЗС луж объясняется дождливой погодой и о том, что никаких проб воды и почвы не отбиралось, их исследование не проводилось. В справке о результатах проверки компетентным должностным лицом - начальником отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области подробно описано наличие на всей территории АЗС сточных вод, загрязненных нефтепродуктами.
Также не было установлено в ходе рассмотрения дела каких-либо существенных нарушений требований действующего законодательства в ходе осуществления выездного мероприятия, проведенного в рамках проверки исполнения ООО «АС-ОЙЛ» требований законодательства в области охраны окружающей среды, по требованию прокуратуры Калининградской области на территории, на которой осуществляет свою деятельность данное юридическое лицо.
Право юридического лица на защиту при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 23 марта 2020 года также нарушено не было. Несмотря на то, что постановление не подписано законным представителем юридического лица или защитником, о времени и месте вынесения постановления они были извещены надлежащим образом. Об этом свидетельствует подпись защитника Руденка В.П. на извещении о времени и месте вынесения постановления от 03 марта 2020 года и сведения о направлении извещения по юридическому и фактическому адресу юридического лица. Кроме того, защитник Руденок В.П. и адвокат ФИО7 в назначенное время прибыли в прокуратуру Нестеровского района Калининградской области, однако заявив ходатайство об отложении вынесения постановления, дожидаться результата не стали и уехали.
При таких обстоятельствах суд находит вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учитывая обстоятельства, при которых юридическим лицом было совершено данное правонарушение, суд полагает возможным назначить наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч. 1 ст. 23.1, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «АС-ОЙЛ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «АС-ОЙЛ» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты получателя административного штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Калининградской области (Облпрокуратура),
ИНН 3906028635,
КПП 390601001,
лицевой счет 04351132000,
расчетный счет 40101810000000010002, БИК 042748001, ОКТМО 27624101,
Код бюджетной классификации 41511690050026000140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Мотивированное постановление изготовлено 22 июня 2020 года.
Судья В.А. Белехова