Дело № 2-3034/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Полосиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
16 апреля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Сбитнева В.М. к Кокориной Л.Л. об обязании заключить соглашение, взыскании денежных средств,
установил:
Сбитнев В.М. обратился в суд к Кокориной Л.Л. с иском об обязании заключить соглашение, взыскании денежных средств в размере 70 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что, будучи адвокатом, на основании устного соглашения представлял интересы Кокориной Л.Л. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ... А.Р., где его доверитель участвовала в качестве потерпевшей. Письменное соглашение при этом не заключалось, вознаграждение ему не выплачивалось. В настоящее время заключить соглашение в добровольном порядке ответчик отказывается, равно как и оплатить оказанные ей юридические услуги. При изложенном, обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Ответчик с иском не согласна, указывая, что каких-либо соглашений с истцом не заключала, существенных условий таковых соглашений не обговаривала.
Представитель ответчика поддерживает позицию своего доверителя.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Указанный Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ устанавливает, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25), в том числе, соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете (п. 5 ст. 21), которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, об оказании юридической помощи доверителю или назначенному им лицу и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Существенными условиями соглашения являются, в числе прочего, размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, а также порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения (п. 4 ст. 25).
Как указано в п. 6 ст. 25 того же закона, вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
В целях реализации п. 6 ст. 25 данного Закона адвокатские кабинеты должны оформлять кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденным Центральным банком РФ от 11.03.2014 года № 3210-У. Согласно п. 5 указанного Порядка, прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001
Таким образом, оформление кассовых операций в адвокатских образованиях при приеме в кассу адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсация расходов, связанных с исполнением поручения, производятся по приходным кассовым ордерам с указанием назначения вносимых средств и с выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег.
Установлено, что в реестре адвокатов Республики Коми имеются сведения об адвокате Сбитневе В.М. (реестровый № ...).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении № 5-1788/2016, в рамках данного дела адвокат Сбитнев В.М. представлял интересы Кокориной Л.Л., потерпевшей по делу. При этом, в качестве документа, удостоверяющего его полномочия, предоставил суду ордер № 001945 от 04.10.2016, выданный Адвокатским кабинетом Сбитнева В.М., в котором основания его выдачи не указаны.
Между тем, как уже указывалось выше, соглашение об оказании юридической помощи представляет собой договор на оказание правовых услуг (договор возмездного оказания услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 названной статьи).
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании истец пояснил, что между ним и Кокориным С.Л., сыном Кокориной Л.Л., было достигнуто соглашение о представлении истцом, как адвокатом, интересов Кокориной Л.М. по делам, рассматриваемым Сыктывкарским судом по факту причинения ответчику вреда здоровью в связи с автотравмой. В рамках указанной договоренности истцу была выдана доверенность и заключены соглашения на ведение гражданских дел. В то же время, в связи с отсутствием у доверителя денежных средств на оплату услуг адвоката, соглашение на представление интересов доверителя в рамках дела об административном правонарушении не заключалось. Несмотря на то, что по устной договоренности соответствующие услуги были оказаны в полном объеме, однако от их оплаты ответчик отказывается.
В свою очередь, допрошенный судом в качестве свидетеля по делу Кокорин С.Л. суду пояснил, что действительно заключал с адвокатом Сбитневым В.М. соглашение на представление интересов его матери, Кокориной Л.Л. в рамках рассматриваемых судом гражданских дел о взыскании компенсации морального вреда и о возмещении вреда, причиненного здоровью. Однако соглашений об участии адвоката в рассмотрении дела об административном правонарушении не заключал, поручений на участие в данном деле, истцу не давал, вопрос оплаты они не согласовывали.
Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, т.к. последний предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в чем и дал подписку суду.
Каких-либо доказательств, объективно подтверждающих обоснованность требований истца, материалы дела не содержат.
Письменный текст соглашения, в котором содержались бы указания на существенные условия, позволяющие идентифицировать его как договор, в нарушение требований ст.ст. ст. 420, 422, 432 ГК РФ суду не представлено.
Довод истца о том, что таковое соглашение предварительно было заключено в устной форме, также не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку предварительным договором является такое соглашение сторон, которым они устанавливают взаимное обязательство заключить в будущем основной договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором (пункт 1 статьи 429 Гражданского кодекса РФ).
Заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности, возникновения обязательства по передаче имущества или оказанию услуги, однако порождает у сторон право и обязанность заключить основной договор.
В силу пункта 4, 5 статьи 429 Гражданского кодекса РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4).
В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 данного Кодекса (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В силу пункта 6 статьи 429 Гражданского кодекса РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В этой связи, принимая во внимание дату выдачи ордера – 04.10.2016; исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела; применительно к спорным отношениям и требованиям Сбитнева В.М. отсутствуют предусмотренные абзацем 2 пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса основания для понуждения Кокориной Л.Л. к заключению соглашения об оказании юридических услуг.
В этой связи, поскольку письменное соглашение об оказании юридической помощи, в котором содержалось бы указание на согласованный сторонами размер выплачиваемого адвокату вознаграждения суду не представлено; в удовлетворении требований о понуждении к заключению такого соглашения истцу отказано; не находит суд и оснований для взыскания в пользу Сбитнева В.М. денежных средств за оказанные услуги, в размере 70 000 рублей.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░