К делу № 12-109/2021УИД:23RS0009-01-2021-001748-91
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ст. Брюховецкая Краснодарского края 09 декабря 2021 года
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мосьпан Д.А.,
Секретаря Руденко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу с ходатайством о восстановлении пропущенного срока главы администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохин Е.В. на постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю М, <......> от <......> по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Мелентьевой О.А. <......> от <......>,должностное лицо – глава администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохин Е.В., был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, глава администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохин Е.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление от <......> отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.
Свои доводы Самохин Е.В., мотивирует тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении он не присутствовал, поскольку не был надлежащим образом извещен, ему не были разъясненыправа и обязанности, предусмотренные КоАП РФ в связи с чем было нарушено его право на представление доказательств, а также право на защиту.
Таким образом, привлекаемое лицо полагает, что постановление вр.и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУ ФССП России по Краснодарскому краю Мелентьевой О.А. <......> от <......> годао привлечении должностного лица - главу администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохин Е.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ необходимо отменить, а дело вернуть на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель должностного лица Самохина Е.В. - по доверенности Петренко Л.В., поддержала доводы изложенные в жалобе в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Мелентьева О.А.в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося Вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Мелентьевой О.А.в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ.
В адрес суда от судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Фурса Е.А., поступило возражение, в котором она просит в удовлетворении жалобы отказать по доводам указанным в ней и рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дела, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от <......> по делу <......> года были удовлетворены административные исковые требования прокурора Брюховецкого района в интересах Н администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения.
В соответствии с исполнительным листом серии ФС <......>, выданного <......> Брюховецким районным судом, судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району УФССП по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство <......>-ИП.
В рамках исполнительного производства <......>-ИПсудебным приставом-исполнителем ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району УФССП России по Краснодарскому краю Фурса Е.А., <......> был составлен протокол об административном правонарушении <......>-АП, в отношении должностного лица – главы администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохина Е.В. о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от <......> №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Самохину Е.В., судебный пристав-исполнитель фактически ограничилась указанием на неисполнение Самохиным Е.В. какого-то требования по исполнительному производству в установленный законом срок. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ привлекается должник в случае неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, отсутствие события, либо состава административного правонарушения, в силу прямого указания статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о наложении административного взыскания.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлены возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемой административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В нарушение статьи 28.2 КоАП РФ в административном протоколе отсутствуют объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <......> <......> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его судебному приставу- исполнителю для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Кроме того, указанные выше нарушения допущены также при вынесении Вр.и.о начальником отдела-старшим судебным приставом Мелентьевой О.А. обжалуемого постановления.
Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с п.п. 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Судом установлено, что в обжалуемом постановлении вр.и.о начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району Мелентьевой О.А. от <......> <......>о привлечении Самохина Е.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ событие административного правонарушения не изложено, отсутствуют данные, в рамках какого исполнительного производства вынесено постановление, отсутствуют данные о должнике, данные о судебном решении, дате выдачи исполнительного документа и дате возбуждения исполнительного производства, также отсутствуют данные, когда вынесено судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора и вынесено требование с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении Самохиным Е.В. пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обоснованности доводов, изложенных в жалобе должностного лица Самохина Е.В., а допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решения, принятого вр.и.о начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району Мелентьевой О.А., в связи с чем, жалоба должностного лица Самохина Е.В., подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.30.6 -30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу должностного лица – главы администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района Самохин Е.В. на постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Мелентьевой О.А., <......> от <......> по делу об административном правонарушении - удовлетворить.
Постановление <......> от <......> вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Тимашевску и Брюховецкому району ГУФССП России по Краснодарскому краю Мелентьевой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Самохин Е.В., отменить, дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Брюховецкого районного суда Мосьпан Д.А.