№ 2 – 208/2022 г. Изг.: 25 02 2022г
УИД: 76RS0023-01-2021-003931-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года | г. Ярославль |
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Донцовой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочетковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Старый гараж» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением, указывая, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля по обращению заместителя руководителя центрального управления Ростехнадзора Пузанова Д.В. проведена проверка соблюдения ООО «Старый гараж» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60. В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Старый гараж» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопотребления» III класса опасности, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером А18-04615-0001, расположен по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60. По состоянию на 28.09.2021 лицензия на эксплуатацию данного опасного производственного объекта ООО «Старый гараж» не получена.
Из преамбулы Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Федеральный закон № 116-ФЗ) следует, что настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и некоторые другие обязанности. В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности. В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Статьей 2 и пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности. Нарушения законодательства в сфере эксплуатации опасных производственных объектов способствуют усугублению последствий возможных проявлений терроризма. Из подпунктов «б» и «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Просит:
- возложить на ООО «Старый гараж» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: 150023, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60.
В судебном заседании представитель истца Постникова М.Ю. – старший помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика ООО «Старый гараж» - Воронов В.А., являющийся директором ООО «Старый гараж» и Воронов Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали, пояснили, что ООО «Старый гараж» не осуществляет эксплуатацию данного объекта, поэтому лицензию получать нет необходимости. В настоящее время между ООО «Старый гараж» и ООО «Теплогазсервис» заключен договор доверительного управления от 26.11.2021 г., согласно которому объектом доверительного управления является сеть газопотребления, включая газовую котельную, расположенную по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60. Граница эксплуатационной ответственности сторон установлена по газопроводу – в соответствии с актами разграничения балансовой эксплуатационной ответственности ООО «Старый гараж» с филиалом АО «Газпром газораспределение Ярославль». В связи с этим, обязанность за соблюдением требований промышленной безопасности непосредственно возложена на эксплуатирующую организацию – ООО «Теплогазсервис».
Представитель третьего лица ООО «Теплогазсервис» Тишининов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что между ООО «Старый гараж» и ООО «Теплогазсервис» заключен договор доверительного управления от 26.11.2021 г., согласно которому объектом доверительного управления является сеть газопотребления, включая газовую котельную, расположенную по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60, таким образом, после регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, владельцем опасного производственного объекта будет являться ООО «Теплогазсервис», которое имеет лицензию. Также пояснил, что 12.01.2022 г. в Центральное управление Ростехнадзора направлено заявление с комплектом документов на внесение изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Старый гараж» в государственный реестр ОПО-, однако ответа до настоящего времени не поступило.
Представитель третьего лица Центрального управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
предоставил уведомление согласно которому Центрального управления Ростехнадзора от 18.01.2022 № ОП.18.010728.22 по результатам рассмотрения заявления ООО «Теплогазсервис» с комплектом документов на внесение изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Старый гараж» рег. № А18-04615-0001 в государственный реестр ОПО и сообщает следующее:по результатам предварительного рассмотрения заявления и документов принято решение об отказе в соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённого приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, зарегистрированным в Минюсте России 16.08.2019, регистрационный №55649 (далее - Административный регламент). Причина отказа и обоснование принятого решения:
1. Несоответствие информации, представленной заявителем, сведениям, находящимся в распоряжении органа, предоставляющего государственную услугу, и (или) полученным на основании межведомственных запросов, а именно:
- указанный в пункте 8.2 сведений, характеризующих ОПО, адрес заявителя не соответствует выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, отсутствует Ярославская область;
- указанный в пункте 1.7.2 ИНН отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц.
2. Представление комплекта документов не в полном объёме и (или) оформление заявления с нарушением требований Административного регламента, а именно:
- согласно представленной пояснительной записке из состава ОПО исключенытехнические устройства, однако в заявлении регистрационное действие, связанноес внесением в реестр ОПО изменений, отсутствует, при этом необходимо указыватьполное наименование, регистрационный номер и вносимые изменения в сведения,характеризующие ОПО (нарушение пункта 23 Административного регламента);
- представленный на электронном носителе договор доверительного управления № 173Э-21 от 26.11,2021 не соответствует бумажному варианту (нарушение пункта 23 Административного регламента). Обращаем Ваше внимание на недостатки при заполнении сведений, характеризующих ОПО, форма которых определена Приложением № 2 к Административному регламенту;
- формулировка столбца 5 раздела 6 «Сведения о - составе ОПО»не соответствует Приложению № 2 к Административному регламенту;
- в столбце 5 раздела 6 «Сведения о составе ОПО» отсутствует видв соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗи характеристика опасного вещества.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Ярославль» Никитенко К.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что 02.10.2019 г. между ООО «Старый гараж» и АО «Газпром газораспределение Ярославль» заключен договор на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию и ремонту объектов газораспределительной сети, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60. В настоящее время договор не расторгнут. Считает требования истца подлежащими удовлетворению
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и некоторые другие обязанности.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности. В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Статьей 2 и пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерности степени террористической опасности. Нарушения законодательства в сфере эксплуатации опасных производственных объектов способствуют усугублению последствий возможных проявлений терроризма.
Из подпунктов «б» и «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения ООО «Старый гараж» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60. В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Старый гараж» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопотребления» III класса опасности, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным номером А18-04615-0001, расположен по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60, что подтверждается уведомлением о регистрации ОПО в реестре от 13.03.2020 г. № 212-1450.
В судебном заседании установлен факт того, что владельцем опасного производственного объекта «Сеть газопотребления» III класса опасности до настоящего времени, является ответчик, соответственно именно на него возложена обязанность оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности. Также установлен факт того, что ООО «Теплогазсервис» отказано в внесении изменений(смена владельца) в государственный реестр опасных производственных объектов в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Старый гараж» рег. № А18-04615-0001,что подтверждается уведомлением Центрального управления Ростехнадзора от 18.01.2022г.
Таким образом, лицензия на эксплуатацию данного опасного производственного объекта ООО «Старый гараж» до настоящего времени не получена, что является нарушением действующего законодательства.
Кроме того, суд считает срок для добровольного исполнения судебного решения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обществу с ограниченной ответственностью «Старый гараж» в течение 6 (Шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оформить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов III класса опасности на объект «Сеть газопотребления», расположенный по адресу: 150023, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 60.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Судья | Н.С. Донцова |