УИД №60RS0002-01-2021-000712-26
Дело № 2а-355/2021
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгород Великие Луки 16 марта 2021 года
Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Рудина Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скорковой Е.Л., секретарем судебного заседания Малышевой Н.Н.,
с участием административного истца Коробко Д.А., административного ответчика - государственного регистратора Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области Шабановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробко Дмитрия Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, государственному регистратору Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области Шабановой Татьяне Витальевне о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Коробко Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным решения.
В обоснование требований указал, что 18 августа 2020 года он обратился в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о государственной регистрации прекращении права собственности Коробко Д.А на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым номером №, а также регистрации права собственности на Коробко Д.А. на нежилое помещение с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, на основании решения мирового судьи судебного участка № 36 г. Великие Луки от 26 июня 2020 года, вступившего в законную силу 28 июля 2020 года.
30 ноября 2020 года административный истец получил отказ Управления Росреестра по Псковской области №, № в государственной регистрации прекращения права на долю в праве на здание, а также в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение в данном здании, со ссылкой на необходимость одновременного государственного кадастрового учета всех образуемых объектов недвижимости после раздела здания с кадастровым номером №.
Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку вступившее в законную силу решение суда является достаточным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости.
В связи с этим просит признать уведомление Управления Росреестра по Псковской области от 30 ноября 2020 года незаконным; обязать Управление Росреестра по Псковской области осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности административного истца на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым номером № и государственную регистрацию права собственности административного истца на нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, без одновременного государственного кадастрового учета.
Определением суда от 16 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области Шабанова Т.В.
В судебном заседании административный истец Коробко Д.А. административные исковые требования поддержал.
Административный ответчик - государственный регистратор Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области Шабанова Т.В., в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что обжалуемое решение об отказе вынесено законно и обоснованно в связи с непредоставлением документов, необходимых для государственной регистрации права, наличием противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Согласно сведениям ЕГРН указанное помещение входит в состав здания с кадастровым номером №, находящегося в общей долевой собственности. В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации заявленного права возможно лишь при одновременной регистрации права собственности на все помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером №. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке. Заявления о государственной регистрации права собственности на другие помещения, входящие в состав здания в орган регистрации не поступали.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Псковской области Иванова Н.Н., в судебном заседании 10 марта 2021 года просила оставить административный иск без удовлетворения, по основаниям указанным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка № 36 г. Великие Луки от 26 июня 2020 года, вступившим в законную силу 28 июля 2020 года, выделена в натуре доля Коробко Д.А., равная <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на здание гаражей с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; за Коробко Д.А. признано право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, и прекращено право собственности Коробко Д.А. на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым номером №.
18 августа 2020 года Коробко Д.А. обратился в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении нежилого помещения с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и регистрации прекращения права собственности Коробко Д.А. на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым №.
Решением государственного регистратора прав Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области от 28 августа 2020 года осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности приостановлено со ссылкой на пункты 3,5,7 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непредоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, наличием противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, несоответствия документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требованиям законодательства РФ по форме и содержанию.
При этом со ссылкой на часть 1 статьи 41 Закона о регистрации государственный регистратор указал, что осуществление государственной регистрации заявленного права возможно лишь при одновременной регистрации права собственности на все помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером №.
30 ноября 2020 года государственным регистратором прав Великолукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Псковской области Шабановой Т.В. было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с неустранением заявителем причин, препятствующих государственной регистрации.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, следовательно, уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что вступивший в законную силу судебный акт не подлежит обязательному исполнению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Согласно частям 3, 7 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации).
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 58 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
Из приведенных положений Закона о регистрации следует, что в отношении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов с учетом норм процессуального законодательства установлено иное регулирование, в силу которого решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о регистрации к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости относятся соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц и судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Однако, принимая решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, а впоследствии и об его отказе, Управлением Росреестра по Псковской области не принято во внимание то обстоятельство, что выдел в натуре административному истцу доли в праве собственности на здание гаражей с кадастровым № произведен решением суда.
Соответственно, в данном случае решением суда указанное здание было разделено, прекращено право собственности Коробко Д.А. на <данные изъяты> доли в указанном здании, выделенная Коробко Д.А. часть здания в виде нежилого помещения, собственником которого он признан этим же решением суда, имеет характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Поскольку вступившее в законную силу решение мирового судьи судебного участка № 36 г. Великие Луки от 26 июня 2020 года подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации, как права собственности, так и прекращения права собственности, поэтому в данном конкретном случае оснований для отказа в государственной регистрации прав и государственной регистрации прекращения прав административного истца не имелось, в то время как иные правовые основания Управлением Росреестра по Псковской области в оспариваемом решении указаны не были.
При таких обстоятельствах, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 226-228, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Коробко Дмитрия Александровича удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от 30 ноября 2020г. об отказе Коробко Дмитрию Александровичу в государственной регистрации прекращения права на объект недвижимости и государственной регистрации права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области повторно рассмотреть заявление и приложенные к нему документы представленные Коробко Дмитрием Александровичем 18 августа 2020г., № и №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2021 года.
Председательствующий Д.Н. Рудин