Дело № 2а-1257/2023                                                           Дело № 33-2406/2023

Судья Ефремов И.В.

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                                                               26 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Кузьминой М.А., Местниковой С.А., при секретаре Антоновой А.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Чистоедова Д.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года по иску Богданова В.А. к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе во включении в список на получение жилищной субсидии.

Заслушав доклад судьи Кузьминой М.А., пояснения представителя истца по доверенности Чистоедова Д.В., судебная коллегия

установила:

Богданов В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что являлся жителем села Нежданинское Томпонского района Республики Саха (Якутия), в 1998 году данный населенный пункт был закрыт, истец с составом семьи был включен в список на выделение государственного жилищного сертификата, однако 14 декабря 2022 года администрация муниципального образования «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) отказала истцу во включении в список на получение государственной жилищной субсидии. Ссылаясь на нарушение своих прав, просил признать незаконным решение администрации муниципального образования «Томпонский район» от 14 декабря 2022 года № ..., обязать администрацию муниципального образования устранить допущенные нарушения путем подачи списка с указанием истца в Министерство строительства Республики Саха (Якутия).

Данные требования заявлены и приняты судом первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

Определением суда от 19 января 2023 года по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 16 февраля 2023 года по делу в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года в удовлетворении административного иска Богданова В.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель истца по доверенности Чистоедов Д.В. обратился с апелляционной жалобой об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку Богданов В.А. выехал из села Нежданинское Томпонского района Республики Саха (Якутия) в 1996 году, а не в 1993 году, жилого помещения не имеет, единственное жилое помещение, которое принадлежало истцу на праве собственности, передано в администрацию села Нежданинское Томпонского района Республики Саха (Якутия).

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства, дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

Истец Богданов В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, направил своего представителя по доверенности Чистоедова Д.В., который в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков Министерства строительства Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального района «Томпонский район» Республики Саха (Якутия), а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Республики Саха (Якутия) и федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено, ходатайств не заявлено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при вышеуказанной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Богданов В.А. проживал в селе Нежданинское Томпонского района Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 1998 года №201 «О мерах по социальной и финансовой поддержке при ликвидации села Нежданинское Томпонского улуса» установлена дата закрытия села Нежданинское Томпонского района 01 сентября 1998 года, приняты меры по социальной поддержке жителей села.

Из трудовой книжки серии № ... Богданова В.А. следует, что он уволен 26 июля 1993 года по окончании трудового договора с рудника «Нежданинский» концерна «Золото Якутии».

Согласно личной карточке работника рудника «Нежданинский» концерна «Золото Якутии» Богданова В.А. Богданов В.А. уволен 26 июля 1993 года с оплатой проезда и провоза багажа на прежнее место жительства.

Из справки муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от 03 марта 2023 года следует, что Богданов В.А. в период:

- с 23 мая 1995 года 26 июня 1996 года зарегистрирован по адресу: город Якутск, улица Чернышевского, ..........;

- с 19 июля 1996 года по 05 ноября 1999 года зарегистрирован по адресу: город Якутск, Сергеляхское шоссе 13 км, ..........;

- с 16 ноября 1999 года по 26 декабря 2001 года зарегистрирован по адресу: город Якутск, улица Кирова, ..........;

- с 12 января 2002 года по 21 апреля 2003 года зарегистрирован по адресу: город Якутск, улица Бестужева-Марлинского, ..........;

- с 25 апреля 2003 года по 30 января 2004 года зарегистрирован по адресу: город Якутск, улица Чернышевского, ...........

Согласно справке муниципального района «Томпонский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Богданов В.А. в связи с закрытием в 1998 году и исключением населенного пункта села Нежданинское из учетных данных административно-территориального деления Республики Саха (Якутия) при выезде из села не получал компенсацию за сданное жилье. Богданов В.А. и члены его семьи не стоят в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с ликвидацией села, государственный жилищный сертификат не получали.

Судом первой инстанции установлено, что в собственности у Богданова В.А. имеется три жилых помещения:

- квартира общей площадью 86,2 кв.м, расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Б.Марлинского, ..........;

- квартира общей площадью 53,8 кв.м, расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, ..........;

- квартира общей площадью 51,7 кв.м, расположенная по адресу: город Кострома, улица Клубничная, ...........

Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и материалами регистрационного дела.

Из справки Управления муниципального жилья Окружной администрации города Якутска от 19 января 2009 года № ... следует, что Богданову В.А. квартира в городе Кострома предоставлена в соответствии постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 595 «О государственной целевой программе «Жилище», не за счет жилищных субсидий.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из закрытого села Неджанинское, не состоял и не состоит, поскольку его право было реализовано по иному механизму, а именно – по государственной целевой программе «Жилище». Также суд первой инстанции исходил из того, что истец не отвечает требованиям и критериям Правил предоставления социальных выплат, в частности, критерию нуждаемости, установленной статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее – граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами данного закона.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для целей данного Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

- гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, и (или) члены его семьи:

- не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

- являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 01 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

- жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

- бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Согласно пункту 2 Правил предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов российской федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 01 января 2012 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», право на участие в мероприятии имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, состоящие на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений в целях переселения из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие жилых помещений на территории Российской Федерации за границами закрывающегося населенного пункта или нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (без учета жилых помещений, расположенных на территории закрывающегося населенного пункта) и не получавшие в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения за границами закрывающегося населенного пункта (далее – граждане-участники мероприятия).

Из материалов дела следует, что Богданов В.А. после увольнения в 1993 году с работы в руднике «Нежданинский» выехал из села Неджанинское, с 1995 года постоянным местом его жительства являлся город Якутск, следовательно, он выехал из указанного населенного пункта до его закрытия. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не состоял и не состоит, в собственности истца и членов его семьи имеется три жилых помещения, одно из которых предоставлено в рамках государственной целевой программы «Жилище».

Судом первой инстанции правильно установлено, что решение о постановке истца Богданова В.А. в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в целях переселения из закрывающегося населенного пункта, не принималось, а его жилищные права были реализованы в рамках постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 595.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется и доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, уже были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а содержащиеся в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

    При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия при принятии судом первой инстанции, нарушений норм материального и процессуального права оно подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 16 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2406/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданов Виталий Алексеевич
Ответчики
Министерство строительства Республики Саха (Якутия)
Районная администрация МР Томпонский район Республики Саха (Якутия)
Другие
Правительство РС(Я)
ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
26.06.2023Передача дела судье
26.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2023Передано в экспедицию
26.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее