Решение по делу № 33-663/2019 от 18.01.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Матвеева Н.А.

Дело № 33-663/2019             поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2019 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Ивановой В.А., Чупошева Е.Н., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слепнева А.Е. к ГУ МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконными решений об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе (основной и дополнительной) ГУ МЧС России по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 декабря 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования Слепнева А.Е. удовлетворить.

Признать незаконными решения Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, оформленные протоколом от <...>. №<...> и от <...>. №<...> об отказе Слепнёву А.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Главное управление МЧС России по Республике Бурятия поставить Слепнева А.Е. на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его обращения.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения представителя истца Савиновой О.Н., представителя ответчика Варфоломеевой М.В., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском к ответчику, Слепнев А.Е. просил признать незаконными решения Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, оформленные протоколами от <...>. №<...> и от <...>. №<...> об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить его на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец состоит в должности <...> отделения <...>, общая продолжительность службы по состоянию на <...> года составляет в календарном исчислении <...> лет <...> месяцев <...> дней, состав семьи – <...> человек. <...> года истцом подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, оформленного протоколом от <...>. №<...>, Слепнёву А.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <...> года истцом был подан рапорт об отмене данного решения, повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет. Решением Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, оформленного протоколом от <...>. №<...>, Слепнёву А.Е. вновь отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <...> года истцом и его супругой С.Н.И. приобретена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <...>, по цене <...> рублей. Данное жилое помещение приобретено за счет собственных и заемных средств, размер заемных средств составил <...> рублей на основании кредитного договора от <...> года №<...>, заключенного супругами Слепнёвыми с <...>, на срок до <...> года. <...> года супругам Слепнёвым и <...> детям выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере <...> руб., из которых <...> руб. были перечислены в счет погашения ипотечного кредита от <...>. Общая площадь занимаемого жилого помещения, находящегося в собственности истца и его супруги, составляет <...> кв.м., на одного члена семьи приходится площадь <...> кв.м. Полагает, что он подлежит постановке на учет как собственник жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В судебное заседание истец Слепнев А.Е. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Савинова О.Н. доводы, изложенные в иске и представленном письменном дополнении, поддержала в полном объеме. Настаивала на удовлетворении требований истца.

Представитель ответчика по доверенности Расшивалова С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Районный суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представители ответчика – Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия Расшивалова С.Н., Варфоломеева М.В. просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Слепнева А.Е. в полном объеме, указывая, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права. Считают, что социальная выплата, полученная истцом в <...> году на приобретение жилья, является аналогичной по отношению к единовременной социальной выплате на приобретение или строительства жилья, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, в связи с чем комиссия Главного управления МЧС России по Республике Бурятия обоснованно отказала Слепневу А.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Законодательство РФ не предусматривает возможности постановки на учет для улучшения жилищных условий после получения социальной выплаты, поскольку выплата носит единовременный характер. Таким образом, получив государственную помощь на улучшение своих жилищных условий, предусмотренную подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммой «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», Слепнев А.Е. утратил право на получение повторной государственной финансовой помощи, предусмотренной Федеральным законом №283 – ФЗ от 30.12.2012г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Судом допущены существенные нарушения норм процессуального права. Действующим специальным законодательством установлено, что вопросы постановки на учет сотрудника (гражданина) для получения единовременной социальной выплаты оформляются решением комиссии, фиксируемым в протоколе, подписываемом всеми присутствующими на заседании комиссии членами, и утверждаются начальниками территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России. Суд такими полномочиями не наделен, в связи с чем требования истца об обязании Главного управления МЧС России по Республике Бурятия поставить Слепнева А.Е. на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворению не подлежали.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Савинова О.Н., не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Варфоломеева М.В. доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме.

Представитель истца Савинова О.Н. не согласилась с доводами апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Слепнев А.Е., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дела в его отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п.2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Слепнев А.Е. состоит в должности <...>. Общая продолжительность службы по состоянию на <...>. составляет в календарном исчислении <...> лет <...> месяцев <...> дней.

<...> года истцом и его супругой С.Н.И. приобретена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <...>, по цене <...> рублей за счет собственных и заемных средств, размер заемных средств составил <...> рублей, что следует их кредитного договора от <...> года.

Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от <...> года семье истца были предоставлены денежные средства в размере <...> рублей.

Из данной социальной выплаты денежные средства в размере <...> руб. были перечислены в счет погашения ипотечного кредита от <...>.

<...> года истец обратился в Главное управление МЧС России по РБ с письменным заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, со следующим составом семьи: истец <...>., супруга С.Н.И.., дети <...>.

Решением Главного управления МЧС России по РБ, оформленного протоколом от <...>. №<...>, Слепневу А.Е. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку истцом в <...> году получена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в размере <...> рублей по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия», Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

<...> года истцом подан рапорт об отмене данного решения, повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет.

Решением Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, оформленного протоколом от <...>. №<...>, Слепневу А.Е. вновь отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по аналогичным основаниям, изложенным в протоколе от <...>.

Удовлетворяя требования истца в части признания незаконным решения Главного управления МЧС России по РБ об отказе Слепневу А.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции, правильно применив приведенные выше нормы права, исходил из того, что Слепнев А.Е. имеет общую продолжительность службы не менее 10 лет, хотя и является собственником жилого помещения, но обеспечен жилой площадью на одного члена семьи менее 15 кв.м., кроме того, с его стороны отсутствуют намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, при этом во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения ему не предоставлялись.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными доказательствами, оценка которым судом дана в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что комиссия Главного управления МЧС России по Республике Бурятия обоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований к принятию истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в связи с реализацией истцом права на получение социальной выплаты в <...> году, являются необоснованными.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369).

Указанные правила не предусматривают возможность отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, если сотрудником реализовано право на получение такой выплаты по иным формам государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решением суда на ответчика необоснованно возложена обязанность поставить истца на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его обращения, судебная коллегия находит заслуживающими внимания, исходя из следующего.

Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

На основании заявления и документов, перечисленных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369).

Из приведенных положений Федерального закона и Правил следует, что полномочия по разрешению вопроса о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты отнесены к полномочиям комиссии и связаны с необходимостью оценки соответствия заявителя и представленных им документов установленным критериям.

Учитывая исключительные дискреционные полномочия комиссии Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по принятию соответствующего решения, суды не вправе разрешать такого рода вопросы.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом по результатам проверки предоставленных заявителем документов, права истца должны быть восстановлены путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на Главное управление МЧС Росси по Республике Бурятия поставить истца на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его обращения, подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 декабря 2018 года в части возложения на Главное управление МЧС России по Республике Бурятия обязанности поставить Слепнева А.Е. на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его обращения отменить.

Принять в этой части новое решение, обязав Главное управление МЧС России по Республике Бурятия повторно рассмотреть заявление Слепнева А.Е. о его постановке на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-663/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Слепнёв Александр Евгеньевич
Ответчики
ГУ МЧС России по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
20.02.2019Судебное заседание
13.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2019Передано в экспедицию
13.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее