Решение по делу № 33-459/2022 от 20.06.2022

Судья Морева С.А.

Дело № 2-430/2021

Дело № 33-459/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 июля 2022 года                             г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карева Е.А. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 19.10.2021, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Карева Е.А. к администрации муниципального образования Ленинского муниципального района <...>, администрации Биджанского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, ОГБУ «МФЦ» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного отказать.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя истицы Каревой Е.А. Семендяевой А.Д., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Карева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Биджанского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Указала, что жилое помещение по адресу: <...> нанимателем которого она является, заключением межведомственной комиссии признано ветхим и непригодным для проживания. Считает, что её дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории ЕАО.

Просила признать жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2019 года; признать за ней право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Определением суда от 05.08.2021 изменен процессуальный статус ОГБУ «МФЦ» с третьего лица на соответчика. Кроме того, третьими лицами, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее – ГУ МЧС России по ЕАО), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее – Управление Росреестра по ЕАО), управление строительства и ЖКХ правительства ЕАО, управление внутренних дел России по ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО.

В судебное заседание истица Карева Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации Биджанского сельского поселения ЕАО, ОГБУ «МФЦ в ЕАО», представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, УМВД России по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истица Карева Е.А. просила решение суда отменить, принять новое судебное постановление об удовлетворении её исковых требований. Мотивируя жалобу, указала, что она обратилась в суд первой инстанции с двумя требованиями: признать дом, находящийся по адресу: <...>, пострадавшим и пришедшим в негодность в результате чрезвычайной ситуации 2019 года; признать её нуждающейся в оказании помощи в виде выдачи сертификата на приобретение жилого помещения взамен утраченного. Однако суд в нарушении норм процессуального права, принял решение только по второму из заявленных исковых требований. Первое требование просто проигнорировано судом. Указала, что право на получение выплаты напрямую зависит от установленного факта того, что жилое помещение истицы пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и именно для установления данного факта она обратилась в суд. Судом не были истребованы и исследованы необходимые доказательства, относящиеся к предмету спора, а именно, не установлено находилось ли спорное помещение в зоне затопления, предоставлялись ли собственникам соседнего жилого помещения указанные выше выплаты. Полагает необоснованной ссылку суда на решение об установлении факта её проживания с августа 2017 года по ноябрь 2019 года по адресу: <...>, так как правовыми нормами не предусмотрено в качестве критерия для получения выплаты установления факта постоянного проживания в пострадавшем жилом помещении при наличии в нём регистрации.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Карева Е.А., представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации Биджанского сельского поселения ЕАО, ОГБУ «МФЦ в ЕАО», представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, УМВД России по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без участия указанных лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Каревой Е.А. Семендяева А.Д. требования и доводы апелляционной жалобы поддержала.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО со 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением правительства ЕАО от 25.10.2019 № 428-рп утвержден Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

г) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с пунктом 9 Порядка для осуществления выплат ОГБУ «МФЦ» формирует списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Акт обследования жилого помещения и (или) заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом межведомственной комиссии являются неотъемлемым приложением к спискам.

ОГБУ «МФЦ» в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о наличии (отсутствии) у граждан и (или) членов семьи другого жилого помещения, пригодного для проживания, принимает решение о включении граждан в список либо об отказе во включении в список.

Основаниями для отказа во включении в список являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие права на получение выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных; отсутствие жилого помещения в Перечне (пункт 12 Порядка).

Материалами дела установлено, что 15.07.2020 с истицей Каревой Е.А. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Ранее, 28.11.2017, в отношении данного жилого помещения договор социального найма был заключен с ФИО1, истица Карева Е.А. указана в нём в качестве члена семьи нанимателя.

Заключением межведомственной комиссии от 24.07.2020 № 224 жилой дом по адресу: <...> признан ветхим и непригодным для проживания.

Карева Е.А., полагая, что её дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2019 году, обратилась в суд с настоящим иском о признании за ней права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент чрезвычайной ситуации 2019 года Карева Е.А. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <...>, но фактически проживала по адресу: <...>, что установлено вступившим в законную силу решением суда. С заявлением в ОГБУ «МФЦ» на получение мер государственной поддержки в связи с наводнением 2019 года не обращалась. С заявлением об оспаривании заключения и акта межведомственной комиссии, которыми чрезвычайная ситуация, имевшая место в 2019 году, в качестве причины непригодности спорного жилого помещения для проживания не указана, также не обращалась.

Судебная коллегия согласилась с указанными выводами суда первой инстанции.

Как следует из названного выше Порядка, пострадавшее жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области, формируемый управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области. Перечень формируется управлением на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году».

Материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений включено не было.

Понятие «утраченное жилое помещение» приводиться в пункте 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327.

Согласно указанной правовой норме утраченными жилыми помещениями признаются жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, вопреки доводам апелляционной жалобы, отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

В свою очередь решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу могут быть оспорены в суде в установленном порядке.

Истицей Каревой Е.А. акт обследования спорного жилого помещения и заключение межведомственной комиссии от 24.07.2020, которыми не установлена причинная связь между чрезвычайной ситуацией, имевшей место в 2019 году, и техническим состоянием квартиры, не оспорены, недействительными данные документы не признаны.

При наличии действующих акта обследования помещения и заключения, в которых в качестве причины ветхости квартиры, её непригодности для проживания паводок 2019 года не указан, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за Каревой Е.А. права на выплату денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Юридически значимые обстоятельства, касающиеся технического состояния жилого помещения, его непригодности для проживания, причин непригодности жилья, вопреки доводам апелляционной жалобы, являются не самостоятельным предметом, а основанием настоящего иска, в удовлетворении которого при наличии вышеназванных акта и заключения межведомственной комиссии, не оспоренных в установленном порядке, судом первой инстанции обоснованно отказано.

Кроме того, как следует из материалов дела, на период чрезвычайной ситуации нанимателем жилого помещения, по адресу: <...> являлась ФИО1, Карева Е.А. указана в договоре найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, нанимателем данного жилого помещения она стала на основании договора социального найма от 15.07.2020.

Как следует из смысла пункта 3 Порядка право члена семьи нанимателя жилого помещения на указанную социальную выплату производно от права самого нанимателя.

В свою очередь, из представленных ОГБУ «МФЦ» в апелляционную инстанцию документов следует, что нанимателем спорного жилого помещения ФИО1 право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного было реализовано в отношении другой квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 11.11.2019 с целью получения мер государственной поддержки в связи с имевшей место чрезвычайной ситуацией установлен факт постоянного проживания истицы Каревой Е.А., а также ФИО1 и членов её семьи по указанному выше адресу: <...> с августа 2017 года.

Согласно пункту 4 Порядка выплата предоставляется гражданам в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Принимая во внимание, что нанимателем ФИО1 право на выплату на приобретение жилья взамен утраченного было реализовано в отношении другого жилого помещения (<...>), у члена её семьи Каревой Е.А. самостоятельного права на выплату в отношении спорной квартиры не возникло.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам настоящей апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 19.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карева Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                  Н.С. Серга

Судьи                              Ю.Г. Золотарева

                             М.Е. Слободчикова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20.07.2022

33-459/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карева Елена Анатольевна
Ответчики
Администрация Ленинского муниципального района
Администрация «Биджанское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО
ОГБУ "МФЦ"
Другие
ГУ МЧС России по ЕАО
УМВД России по ЕАО
Управление Росреестра по ЕАО
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Семендяева Александра Денисовна
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Золотарева Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
21.06.2022Передача дела судье
15.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Передано в экспедицию
15.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее