Судья Мордвинов А.П. 24RS0034-01-2023-000391-31
Дело № 33-13066/2023
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Туровой Т.В.,
судей Александрова А.О., Глебовой А.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мокиным В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Глебовой А.Н.
гражданское дело по иску Докуновой Юлии Леонидовны к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, ООО «Жилпрогресс-1» о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе ООО «Жилпрогресс-1»
на решение Манского районного суда Красноярского края от 02 августа 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Докуновой Юлии Леонидовны, имеющей паспорт гражданина РФ (<данные изъяты>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1», имеющему ИНН 2424007395, ОГРН 1132452002572, - удовлетворить частично.
Признать незаконными письма Общества с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» от 28 июля 2021 г. № 104 и от 08 июня 2022 г. № 68 об отказе в заключении с Докуновой Юлией Леонидовной договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск Манского р-на Красноярского края.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» обязанность направить в адрес Докуновой Юлии Леонидовны в течение 45 календарных дней с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу подписанный проект договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск Манского р-на Красноярского края, приложив к этому договору: 1) технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения; 2) параметры подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения; 3) размер платы за подключение (технологическое присоединение); 4) акт о подключении (технологическом присоединении) объекта; 5) акт о выполнении мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения).
В остальной части исковые требования Докуновой Юлии Леонидовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1», а также ее исковые требования к Администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, имеющей ИНН 24240011185, ОГРН 1022400561270, в полном объеме - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Докунова Ю.Л. обратилась в суд с иском к ООО «Жилпрогресс-1», администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края просила, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным отказ ООО «Жилпрогресс-1» в заключении договора на подключение жилого дома расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> к поселковым сетям централизованного холодного водоснабжения по причине отсутствия у ООО «Жилпрогресс-1» тарифа на подключение к системам водоснабжения, оформленный письмом от 28.07.2021 № 104 и письмом от 08.06.2022 № 68; возложить на ООО «Жилпрогресс-1» обязанность направить в адрес Докуновой Ю.Л. подписанный проект договора о подключении жилого дома (кадастровый номер №), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> к поселковым сетям централизованного холодного водоснабжения с приложением, в том числе, технических условий и расчета платы за подключение.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С целью подключения спорного жилого дома к сетям холодного водоснабжения Докунова Ю.Л. обратилась с соответствующим заявлением к ООО «Жилпрогресс-1», которое 24.09.2020 выдало Докуновой Ю.Л. технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения нового объекта. 09.06.2021 Докунова Ю.Л. обратилась к ООО «Жилпрогресс-1» с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции), однако на данное обращение получен ответ об отказе в заключении договора на подключение жилого дома к системам водоснабжения по причине отсутствия у ООО «Жилпрогресс-1» тарифа на подключение к системе водоснабжения, а также с учетом того, что «ООО «Жилпрогресс-1» обслуживает и эксплуатирует существующие сети холодного водоснабжения, а не строит новые, при этом на ул. Тихая нет действующих сетей холодного водоснабжения и в соответствии с генеральным планом п. Первоманска строительство сетей холодного водоснабжения не предусматривается. 24.05.2022 Докунова Ю.Л. на основании выданных ей технических условий на технологическое присоединение от 24.09.2020 вновь обратилась к ООО «Жилпрогресс-1» с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции), однако в заключении договора истцу было отказано. Истец полагала, что отказ от заключения договора является незаконным, что свидетельствует о неисполнении ООО «Жилпргресс-1» возложенных на него функций по удовлетворению потребностей населения в обеспечении бесперебойным и качественным холодным водоснабжением.
Определением суда от 04.07.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Жилпрогресс-1» Чубаров А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцом не были выполнены мероприятия, перечисленные в технических условиях, необходимые для присоединения ее земельного участка к поселковым сетям водоснабжения, а именно прокладка полиэтиленовой трубы ПЭ 100 RSD 17 диаметром не менее 25 мм и установка прибора учета потребляемой воды и дополнительного насосного оборудования, в связи с чем у ООО «Жилпрогресс-1» отсутствовали основания для заключения договора на подключение жилого дома к централизованной сети холодного водоснабжения. Также указывает, что заключить договор технологического присоединения к сетям холодного водоснабжения не представляется возможным, так как одним из условий договора является плата за подключение, размер которой утверждается на основании значения протяженности сетей холодного водоснабжения. Вместе с тем, в генеральном плане Первоманского сельсовета планируемых к строительству сетей холодного водоснабжения на ул. Тихая нет, схема расположения сетей отсутствует. На данный момент решается вопрос проектирования и строительства сетей холодного водоснабжения и другой инфраструктуры, в том числе на <адрес>
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя ООО «Жилпрогресс-1» Пановой Г.В. и представителя администрации Первоманского сельсовета Краснослободцевой Т.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения Докуновой Ю.Л. и ее представителя Сыпко М.Н., просивших оставить решение суда без изменения, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 20.05.2019 между муниципальным образованием Первоманский сельсовет (концедентом), ООО «Жилпрогресс-1» (концессионером) и субъектом Российской Федерации Красноярским краем в качестве самостоятельной стороны соглашения (субъектом РФ) заключено концессионное соглашение, по условиям которого ООО «Жилпрогресс-1» обязалось за свой счет провести реконструкцию имущества, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения право, собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Первоманскому сельсовету, и осуществлять с использованием объекта соглашения деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, организации холодного водоснабжения, водоотведения поселков Первоманск, Ветвистый, Ручейки Манского района Красноярского края, а Первоманский сельсовет обязался предоставить ООО «Жилпрогресс-1» на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения является технологически связанное между собой недвижимое и движимое имущество, относящееся к системе коммунальной инфраструктуры, а именно централизованная система теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, на территории муниципального образования поселков Первоманск, Ветвистый, Ручейки Манского района, предназначенное для осуществления вышеуказанной деятельности, согласно приложениям №1 и №2 (пункт 2.1. соглашения)
Перечень мероприятий по реконструкции в отношении объекта соглашения останавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и содержится в приложении №7 к настоящему соглашению (п. 4.9 соглашения)
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 20 лет. (п.9.1. соглашения) (л.д. 137-143)
Согласно приложению №1 к концессионному соглашению от 20.05.2019 года в перечень объектов недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения включены сети холодного водоснабжения п. Первоманск (кадастровый номер №) протяженностью 15711м (л.д. 144)
Из материалов дела также следует, что Докунова Ю.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1050+/-57 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> и расположенного на данном земельном участке жилого дома с кадастровым номером №, площадью 136,1 кв.м, состоящего из 2 этажей, год завершения строительства – 2013, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 93-100)
29.09.2020 ООО «Жилпрогресс-1» выдало Докуновой Ю.Л. технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения объекта, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> согласно которым присоединение объекта (земельного участка по адресу <адрес>) к поселковым сетям, выполненным полиэтиленовой трубой ПЭ 100 RSD 17 диаметром 50 мм., производить полиэтиленовой трубой ПЭ 100 RSD 17, диаметром не менее 25 мм, точка присоединения – через запорную арматуру в существующем распределительном водопроводном колодце, расположенном по ул. Молодежная между зданиями жилых домов, имеющих адрес: ул. Молодежная, 6а (земельный участок 79) и ул. Молодежная, 15 (земельный участок 77 - 78), установка прибора учета потребляемой воды и дополнительного насосного оборудования – обязательна, все мероприятия, которые необходимо произвести для присоединения указанного земельного участка к поселковым сетям водоснабжения, в т.ч. организационно-технические, согласовательные и финансовые, производятся за счет заявителя. Технические условия действительны до 01.09.2023. (л.д. 10)
09.06.2021 Докунова Ю.Л. обратилась в ООО «Жилпрогресс-1» с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции) – спорного жилого дома.
Письмом от 28.07.2021 № 104 ООО «Жилпрогресс-1» отказало Докуновой Ю.Л. в заключении договора ввиду отсутствия тарифа на подключение к системе водоснабжения, также указав, что ООО «Жилпрогресс-1» обслуживает и эксплуатирует существующие сети холодного водоснабжения, а не строит новые. На улице Тихая нет действующих сетей холодного водоснабжения и в соответствии с генеральным планом п. Первоманска строительство сетей холодного водоснабжения не предусматривается. (л.д. 12)
24.05.2022 Докунова Ю.Л. вновь обратилась в ООО «Жилпрогресс-1» с заявлением на заключение договора на подключение к системам водоснабжения и/или водоотведения объекта капитального строительства (реконструкции) спорного жилого дома (л.д. 13).
Письмом от 08.06.2022 № 68 ООО «Жилпрогресс-1» уведомило Докунову Ю.Л. о том, что ответ на аналогичное заявление был дан 28 07 2021 № 104. (л.д. 14)
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Жилпрогресс-1» является лицом, эксплуатирующим централизованные сети холодного водоснабжения п. Первоманск и оказывающим услуги холодного водоснабжения на территории п. Первоманск, ООО «Жилпрогресс-1» Докуновой Ю.Л. были выданы технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения, отсутствие тарифа на такое подключение не является основанием для отказа потребителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Докуновой Ю.Л., признав незаконными письма ООО «Жилпрогресс-1» от 28 июля 2021 г. № 104 и от 08 июня 2022 г. № 68 об отказе в заключении договора на подключение принадлежащего Докуновой Ю.Л. жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск и возложив на ООО «Жилпрогресс-1» обязанность направить в адрес Докуновой Ю.Л. в течение 45 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу подписанный проект договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск Манского р-на Красноярского края, приложив к этому договору: 1) технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения; 2) параметры подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения; 3) размер платы за подключение (технологическое присоединение); 4) акт о подключении (технологическом присоединении) объекта; 5) акт о выполнении мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения).
С учетом частичного удовлетворения исковых требований с «Жилпрогресс-1» в доход местного бюджета судом взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Так, в силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договорных обязательств по общему правилу не допускается.
Согласно положениям статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
При этом пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 18).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3 статьи 18).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (пункт 4 статьи 18).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (пункт 5).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (пункт 7).
В соответствии с частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130. "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации"
Как следует из пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Подключение к централизованным сетям водоснабжения возможно при наличии технической возможности подключения, определяемой в пункте 44 указанных Правил. При несоблюдении любого из условий, указанных в пункте 44 Правил, техническая возможность подключения отсутствует (пункт 45 Правил).
Согласно пункту 44 Правил техническая возможность подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения имеется при одновременном соблюдении следующих условий (за исключением подключения, осуществляемого в рамках уступки права на использование мощности (нагрузки): а) наличие свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема горячей или холодной воды и (или) отведение необходимого объема сточных вод для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки); в) сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, содержащих обязанности исполнителя по обеспечению водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров о подключении для заявителей, с которыми ранее заключены договоры о подключении, а также обеспечение выполнения выданных ранее иным лицам в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил технических условий, срок действия которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении не истек; г) наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима подачи воды и отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых или реконструируемых исполнителем в рамках исполнения договора о подключении.
Согласно пунктом 49 Правил N 2130, при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте 4 пункта 44 настоящих Правил), Исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от Заявителя письменного ответа о выборе Заявителем варианта решения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, обращается в орган регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 50 Правил N 2130, при отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнитель мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 Правил), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения, указанного в абзаце четвертом пункта 48 настоящих Правил, обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления с предложением о включении и инвестиционную программу исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта.
Согласно пункту 51 Правил N 2130, в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение или решения органа регулирования тарифов об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке заключение договора о подключении откладывается соответственно до момента установления тарифов на подключение или установления платы за подключение в индивидуальном порядке.
Согласно ответу администрации Первоманского сельсовета на судебный запрос, ближайшая к принадлежащему истцу земельному участку по адресу: <адрес> точка подключения (колодец) к сетям водоснабжения расположена в 427 метрах на пересечении ул. Молодежная и ул. Строителей. Сеть водоснабжения проходит от данного колодца до ул. Строителей, 12. Кадастровый номер сети №. Собственником сетей является муниципальное образование «Первоманский сельсовет Манского района Красноярского края», а обслуживающей (эксплуатирующей) организацией на основании концессионного соглашения – ООО «Жилпрогрессс-1».
При этом из письменных пояснений администрации Первоманского сельсовета также следует, что для решения проблем обеспечения питьевой водой и другой инфраструктурой района новой застройки (в западном направлении) п. Первоманск, где сформировано 5 улиц и 87 земельных участков, включая ул. Тихая, администрация Первоманского сельсовета в 2022 году разработала программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельсовета на 2022-2039 годы. В настоящее время решается вопрос проектирования, а затем строительства сетей холодного водоснабжения и другой инфраструктуры в этом районе, в том числе на ул. Тихая. Индивидуальное частное строительство водопроводной сети должно соответствовать будущему проекту строительства всей системы холодного водоснабжения в районе новой застройки. С учетом изложенного в настоящее время затруднительно согласование земляных работ для индивидуального строительства водопровода протяженностью 400 метров до дома Докуновой Ю.Л. от последнего колодца.
Таким образом, из материалов дела следует, что централизованная система холодного водоснабжения в п. Первоманский имеется, однако линейный объект водоснабжения до земельного участка, принадлежащего истцу отсутствует, ближайшая к земельному участку истца точка подключения к централизованным сетям водоснабжения расположена в 427 метрах, законных оснований для возложения на ООО «Жилпрогрессс-1» обязанности по строительству сети водоснабжения до земельного участка истца не имеется, технические условия на технологическое присоединение к поселковым сетям централизованного водоснабжения объекта истца, выданные ООО «Жилпрогресс-1» 29.09.2020 Докуновой Ю.Л. не исполнены, доказательств наличия технической возможности подключения принадлежащего истцу объекта недвижимости к централизованным системам холодного водоснабжения без строительства линейного объекта водоснабжения до земельного участка истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными писем ООО «Жилпрогресс-1» и возложения на ООО «Жилпрогресс-1» обязанности по заключению с Докуновой Ю.Л. договора на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, к сетям централизованного холодного водоснабжения п. Первоманск Манского р-на Красноярского края, не имелось. Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с отказом в удовлетворении иска Докуновой Л.Ю. в данной части.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N 416-ФЗ), установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 6).
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 указанного Федерального закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (статья 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (статья 40).
При этом действующее законодательство допускает, что на территориях различных муниципальных образований система централизованного водоснабжения и водоотведения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Каких-либо требований к администрации Первоманского сельсовета, с учетом ее полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, истцом не заявлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, суд первой инстанции указал, что Первоманский сельсовет является лишь собственником сетей холодного водоснабжения в п. Первоманск, которые на основании концессионного соглашения от 20.05.2019 переданы во временное владение и пользование исполнителя ООО «Жилпрогресс-1».
В данной части решение суда не обжалуется и предметом проверки со стороны суда апелляционной инстанции не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 02 августа 2023 года в части удовлетворения требований Докуновой Юлии Леонидовны о признании незаконным отказа от заключения договора на подключение жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения, выраженного в письмах ООО «Жилпрогресс-1» от 28 июля 2021 года № 104 и от 08 июня 2022 года № 68, возложении обязанности по заключению договора на подключение жилого дома к сетям централизованного холодного водоснабжения, взыскании с ООО «Жилпрогресс-1» в пользу муниципального образования государственной пошлины в размере 300 рублей отменить.
Рассмотреть требования в указанной части по существу, в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий: Т.В. Турова
Судьи: А.О. Александров
А.Н. Глебова