Дело № 2а – 413/2019
УИД 10RS0017-01-2019-000401-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
с участием: представителя административного истца -адвоката Ч.А.А., действующего на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и ордера <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, представителя заинтересованного лица- Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» П.Р.В., действующего на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-413/2019 по административному искуП.В.В. к призывной комиссии муниципального образования «Сортавальский муниципальный район» о признании незаконным решения от <Дата обезличена>,
УСТАНОВИЛ:
П.В.В. обратился в суд с административным исковым по тем основаниям, что заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от <Дата обезличена> административный истец признан годным к военной службе. Решением призывной комиссии от <Дата обезличена> он призван на военную службу. Административный истец указывает, что данным решением нарушены его права на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас, полагает данное решение призывной комиссии незаконным в связи с отсутствием у врачей, осуществлявших освидетельствование и у призывной комиссии, сведений о здоровье административного истца, составляющих установленный законодательством минимум. Согласно п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №56, граждане до медицинского освидетельствования проходят следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2-х проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи, электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C". Пунктом 7 «Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу …», утв. Приказом Министра обороны РФ №240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ №168 от 23.05.2001 указано на необходимость осуществления указанных обязательных диагностических мероприятий (кроме исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С») не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников. Сведения о результатах исследований, согласно п.8 Инструкции, записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (карты хранятся в личном деле призывника). Истец указывает, что данные диагностические мероприятия в его отношении не проводились в полном объеме в течение 30 дней до медицинского освидетельствования - электрокардиография в покое была проведена <Дата обезличена> после вынесения решения о призыве на военную службу. Тем самым, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать административного истца <Дата обезличена> и оспариваемое решение призывной комиссии должно быть признано незаконным. П.В.В. ссылается на судебную практику по такого рода спорам и указывает, что доказывание направления гражданина на клинико-инструментальные исследования должно производится надлежащими средствами- только предусмотренными законодательством записями в личном деле призывника. Копия решения призывной комиссии административному истцу не была выдана. Он обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче копии оспариваемого решения, ответ на данное заявление будет дан в течение 5 рабочих дней. Также истец получил повестку о призыве на военную службу. П.В.В. просит признать незаконным решение призывной комиссии г.Сортавала от <Дата обезличена> о призыве его на военную службу и обязать призывную комиссию г.Сортавала устранить допущенные при его призыве на военную службу нарушения путем повторного направления его на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Заинтересованным лицом – ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» представлен отзыв по административному иску. Указали, что в силу ст.26 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.22 данного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ №565 от 04.07.2013 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию, по заявке военного комиссариата муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием, персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначаются решением высшего должностного лица субъекта РФ. П.В.В. проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу в <Дата обезличена>. Все необходимые диагностические исследования (анализы) проведены также в <Дата обезличена>. Вопреки утверждению истца о проведенной ЭКГ <Дата обезличена>, в личном деле имеются данные о проведении данного обследования <Дата обезличена>. В приказе Министра обороны РФ №240 и Приказе Министерства здравоохранения РФ №168 от 23.05.2001 установлено, что не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету, им проводятся флюорографические (рентгенологические) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев), анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов),анализ мочи (удельный вес, белок). Тем самым, доводы административного истца о проведении диагностических исследований за 30 суток до даты медицинского освидетельствования несостоятельны. Жалоб на здоровье или процедуру проведения заседания призывной комиссии не поступало. Призывной комиссией решение о призыве П.В.В. на военную службу принято единогласно. Вопросы о сроках получения результатов анализов не могут свидетельствовать о наличии значительных нарушений порядка проведения медицинского освидетельствования, которые могли бы нарушить права и законные интересы заявителя и являться основанием для оспаривания решения призывной комиссии.
В судебном заседании представитель административного истца- адвокат Ч.А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования П.В.В. поддержал.
Представитель заинтересованного лица- ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» П.Р.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании полагал административный иск необоснованным, поскольку все необходимые диагностические исследования П.В.В. были проведены в установленном законом порядке до принятия решения призывной комиссии.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, личное дело призывника П.В.В., суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. В соответствии со ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе" (далее – Приказ) предусмотрены следующие мероприятия: истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников; проведение призывникам клинико-инструментальных исследований. Также согласно п. 4 Приказа из медицинских учреждений истребуются медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы характеризующие состояние здоровья призывников.
Согласно ч. 2 ст. 5.1 Закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту …… проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2015 №565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее – Положение).
Согласно п.1 Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Пунктом 4 Положения установлено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно п.13 и п.14 Положения, организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию. До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Согласно п.7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся флюорографические исследования, анализ крови, анализ мочи, электрокардиографическое исследование, в день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Распоряжением Главы Республики Карелия <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> утверждены составы призывных комиссий в Республике Карелия для проведения в <Дата обезличена> года призыва граждан на военную службу, в т.ч., комиссия МО «Сортавальский муниципальный район» (далее – призывная комиссия).
Из материалов дела следует, что П.В.В., <Дата обезличена> года рождения, состоит на воинском учете в отделе по г.Сортавала и Лахденпохского района ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия». <Дата обезличена> П.В.В. был извещен о необходимости явки в отдел военного комиссариата для прохождения медицинского освидетельствования, назначенного на <Дата обезличена> в 08.30 час. Согласно карты медицинского освидетельствования, указанные выше исследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, флюорография (рентген) грудной клетки, ЭКГ-исследование, анализ крови на ВИЧ, гепатит «В,С») проведены П.В.В. <Дата обезличена>, также <Дата обезличена> П.В.В. осмотрен врачами-специалистами, решением призывной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> признан годным к военной службе, установлена категория годности к военной службе «А», на основании ст.22 Закона П.В.В. призван на военную службу, им получено <Дата обезличена> извещение о явке <Дата обезличена> к 09.00чв. в отдел военного комиссариата для отправки к месту прохождения военной службы.
Имеющиеся в деле доказательства опровергают доводы административного истца о проведении ему электрокардиограцфи <Дата обезличена>, после вынесении призывной комиссией решения о призыве административного истца на военную службу. С учетом изложенного, являются несостоятельными и доводы П.В.В. о том, что у проводивших его освидетельствование врачей на <Дата обезличена> отсутствовали сведения о его здоровье, составляющие установленный законодательством минимум.
Тем самым, нарушений норм действующего законодательства при проведениимедицинского освидетельствования П.В.В., ответчиком не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать П.В.В. в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>