Решение по делу № 33а-20559/2018 от 03.09.2018

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-20559/2018

Кузьмина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 26 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Ивановой Ю.В.,

Бутковой Н.А.

при секретаре

Журко А.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4402/2018 по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 июля 2018 года по административному иску Тамазанова А. В., Тамазановой К. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка, к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административных истцов Карачевцевой Е.С. (по доверенности), представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - Истоминой В.А. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тамазанов А.В. и Тамазанова К.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней <...> <...> года рождения, обратились в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 23 января 2014 года №...-р о снятии истцов с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Тамазанова К.А., Тамазанов А.В. просили суд возложить на администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязанность восстановить их на указанном виде учёта с даты принятия.

В обоснование поданного в суд иска Тамазанова К.А., Тамазанов А.В. ссылались на то обстоятельство, что с сентября 1985 года состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако распоряжением от 23 января 2014 года администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга они совместно с дочерью сняты с учёта с указанием на личного заявление, содержащее просьбу о снятии с учёта.

По мнению истцов, распоряжение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга принято с нарушением установленного законодательством порядка, поскольку семья истцов не обеспечена общей площадью жилого помещения в соответствии с установленной Законом Санкт-Петербурга нормой предоставления.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2018 года требования Тамазанова А.В., Тамазановой К.А. удовлетворены - признано незаконным распоряжение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 23 января 2014 года №...-р в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Тамазанова А.В., Тамазановой К.А. с несовершеннолетними детьми <...>.

Этим же определением на администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга возложена обязанность восстановить истцов и их несовершеннолетних детей на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, с даты снятия с указанного вида учёта.

В апелляционной жалобе администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административных истцов, возражения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке, выданной 27 июня 2012 года жилищным отделом администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Тамазанова К.А. и Тамазанов А.В. с 12 сентября 1985 года в составе семьи из 4 человек состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 49); на указанный вид учёта также принята дочь истцов <...>

25 декабря 2013 года между Тамазановой К.А., Санкт-Петербургским ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургским ГБУ «Горжилобмен» заключен договор найма №... жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга, в соответствием с условиями которого Тамазановой К.А. передано за плату во временное владение и пользование квартира № <адрес>, общей площадью 63,9 кв.м., Тамазанов А.В. и Т. вселены в указанное помещение в качестве члена семьи нанимателя (л.д.52-58).

24 октября 2013 года Тамазанова К.А. и Тамазанов А.В. подали <...> на имя главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга заявления, в которых просили снять их совместно с несовершеннолетней дочерью с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 44, 45).

Распоряжением администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 23 января 2014 года №...Тамазанова К.А., Тамазанов А.В. и Т. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях с указанием в качестве основания принятого распоряжения на обеспечение истцов жилым помещением, предоставленным из жилищного фонда коммерческого использования (л.д. 39-41).

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что временное предоставление Тамазановой К.А. и членам её семьи жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга является основанием для снятия их с учёта нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», однако не влечет за собой снятие семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.

С выводами суда первой инстанции следует согласиться.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации, с учетом приведённых в ней положений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», это положение закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учёт для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учёт.

Жилищный кодекс РСФСР (статья 32), в соответствии с правилами которого Тамазанова К.А. и Тамазанов А.В. принимались на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в отличие от Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривал такого самостоятельного основания для снятия гражданина с учёта как его личное заявление.

В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действия ЖК Российской Федерации Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утверждённых Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий производилось решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, гражданин, принятый на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, мог быть снят с этого учёта либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу приведённых выше норм права, для граждан, принятых на учёт до 01 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (применительно к г. Санкт-Петербург – минимальному размеру общей площади жилого помещения, указанному в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65).

Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учёт в соответствии с законодательством, действующим на территории Санкт-Петербурга до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учёта), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Иной порядок определения нормы предоставления – для граждан, принятых на учёт до 01 марта 2005 года только исходя из жилой площади квартиры и без учёта площади мест вспомогательного использования, а для граждан принятых на учёт после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - исходя из общей площади помещения, нарушает принцип равенства подхода к уровню жилищной обеспеченности граждан.

Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норма предоставления, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Помещения, предоставляемые гражданам по договору найма жилищного фонда коммерческого использования, в приведённой выше норме Жилищного кодекса РФ не названы в качестве помещений, площадь которых подлежит учёту при определении уровня жилищной обеспеченности граждан.

Пункт 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» в качестве одной из форм содействия в улучшении жилищных условий предусматривал предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, гражданам, являющимся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи (супруг, супруга, их дети, в том числе совершеннолетние дети, родители, внуки и иные члены семьи) и состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Судом первой инстанции приняты во внимание приведённые выше положения законодательства и сделан обоснованный вывод, что в отличие от таких форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, как получение гражданином от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, поступающих в собственность гражданина, жилое помещение коммерческого использования предоставляется гражданам временно. До момента выкупа такого жилого помещения гражданином (в случае одобрения заявления гражданина уполномоченным органом) сам факт временного предоставления гражданину жилого помещения коммерческого использования не может расцениваться в качестве основания, указанного в пункте 4 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании жилищного законодательства, повторяют правовую позицию районной администрации, изложенную в суде первой инстанции, не влекут за собой отмену обжалуемого решения.

То обстоятельство, что Тамазанова К.А. и Тамазанов А.В. обращались в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлениями о снятии их семьи с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не является основанием для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку из содержания справки о снятии с учёта, а также оспариваемого распоряжения от 23 января 2014 года следует, что семья Тамазановых снята с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как обеспеченная жилым помещением по норме предоставления после заключения договора найма квартиры из жилищного фонда коммерческого использования.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2018 года по делу № 2а-4402/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-20559/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тамазанов А.В. и др.
Ответчики
Администрация Красногвардейского р-на
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
26.09.2018Судебное заседание
19.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее