Судья Курунин С.В. Дело 33а-1313/2020
УИД 24RS0040-01-2019-004106-47
А-3.173
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю к Воробьеву Анатолию Николаевичу об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Воробьева А.Н.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония №15 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» к Воробьеву Анатолию Николаевичу об установлении административного надзора удовлетворить полностью.
Установить административный надзор в отношении Воробьева Анатолия Николаевича сроком на три года, но не свыше срока, установленного для погашения судимости по приговору Судебной коллегии Красноярского краевого суда от 2 июля 2002 года.
Срок административного надзора Воробьеву Анатолию Николаевичу исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Воробьева Анатолия Николаевича следующие административные ограничения:
- запретить ему пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов до 6 часов;
- обязать его являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц в установленные этим органом дни и время;
- запретить ему посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (кафе, бары, рестораны).»
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю Лапшин Д.С. обратился с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что приговором Красноярского краевого суда от 02.07.2002 г. Воробьев А.Н. осужден по п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 02.02.2020г. Воробьев А.Н. освобождается из мест лишения свободы, после освобождения убывает по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что Воробьев А.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, за период отбывания наказания правами начальника учреждения и начальника отряда наложено 15 взысканий, имеет 17 поощрений, административный истец просил установить в отношении осужденного административный надзор сроком на 3 года, запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов, и обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 4 раза в месяц.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Воробьев А.Н. просил отменить решение суда, так как административный истец не доказал свои требования. Административному ответчику не предоставлены в полном объеме материалы дела. Суд не учел, что постановлением Норильского горсуда от 5 ноября 2015г. было отказано в изменении вида режима исправительного учреждения.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Норильска Красноярского края Васильева Е.Г. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Воробьев А.Н. отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, ходатайств об отложении дела либо о личном участии в судебном заседании не направил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.ст.150,307 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., просившего решение суда оставить без изменения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо изменить по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 1 ч. 1, п.1 ч.3 ст. 3 названного федерального закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица, могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с п. 1 ч. 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=F078087C37C5AC5BFF3FE2B890D0349CC9D7B20D3598DCFE713AD22E777E74FD253F6F39e8eAK ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. «д» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на 27 января 2002г.) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Воробьев А.Н. осужден 2 июля 2002 года судебной коллегией по уголовным делам Красноярского краевого суда по п. а ч.2 ст. 105 УК РФ к 18 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания истекает 02.02.2020г.
Постановлением начальника ФКУ КП-20 ОИК-30 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю от 26.08.2015г. Воробьев А.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. За период отбывания наказания имеет 15 взысканий, 17 поощрений.
Согласно характеристике ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю Воробьев А.Н. характеризуется посредственно.
В таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости установления в силу п.1 ч.1, п.1 ч.3 ст.3 ФЗ РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Воробьеву А.Н., осужденному за особо тяжкое преступление, признанному в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административного надзора на срок 3 года и установления административных ограничений в виде возложения обязанности являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения четыре раза в месяц в установленные этим органом дни и время, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 до 6 часов, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку с учетом личности осужденного, 15 раз привлекавшегося к дисциплинарной ответственности, только трехлетний срок административного надзора будет способствовать достижению задач административного надзора, установленных ст.2 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в частности, предупреждения совершения Воробьевым А.Н. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом следует учитывать, что административный надзор не является наказанием, а представляет собой, согласно п. 1 ст. 1 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Установление административного ограничения в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации правомерно, так как явка в орган внутренних дел является обязательным административным ограничением.
Кроме того, установление Воробьеву А.Н. запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 до 6 часов, и запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, будет способствовать достижению целей, закрепленных в статье 2 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», так как убийство им совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, регулирующий установление административного надзора, и обоснованно установил административный надзор, а также указанные административные ограничения, при этом суд учитывал характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение Воробьева А.Н. в период отбывания наказания в местах лишения свободы и иные обстоятельства дела, характеризующие административного ответчика.
Помимо этого, судебная коллегия считает излишним конкретизацию административного ограничения в виде запрета на пребывание в определенных местах указанием на вид таких заведений – кафе, бары, рестораны, поскольку такая конкретизация необоснованно сужает перечень мест, которые запрещено посещать Воробьеву А.Н., поэтому виды мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, следует исключить из содержания административного ограничения.
Доводы апелляционной жалобы о невручении Воробьеву А.Н. копий документов, приложенных к административному иску, опровергаются распиской Воробьева А.Н. на л.д.13 о получении таких копий.
Копия постановления Норильского горсуда от 5 ноября 2015г. об отказе в изменении вида режима исправительного учреждения, к апелляционной жалобе не приложена, однако судебная коллегия считает, что имевшее в процессе отбывания наказания решение вопроса изменения вида режима не является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу, в том положении, что на момент установления административного надзора осужденный вновь переведен в исправительную колонию строгого режима.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2019 года изменить, исключить из абзаца 7 резолютивной части решения слова «кафе, бары, рестораны».
В остальной части решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: