Дело №2а-1973/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Второвой Н.Н.,
при секретаре Гусельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Соколова Дмитрия Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, возложении обязанности зарегистрировать маломерное судно,
установил:
Соколов Д.А. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области» (далее - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области») о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, возложении обязанности зарегистрировать маломерное судно.
В обоснование требований административный истец указал, что 18 июля 2018 года при обращении с заявлением в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» ему было отказано в регистрации принадлежащего на основании договора купли - продажи от 17.10.2012г. маломерного судна «Прогресс» в связи с тем, что оно не было снято с регистрационного учёта предыдущим судовладельцем С.А.И. который умер 09.10.2015г. Отказ в регистрации маломерного судна создаёт препятствия в реализации его прав как собственника, противоречит нормам действующего законодательства. Считает, что правоспособность, а соответственно и право собственности С.А.И. на вышеуказанный катер прекращены в связи с его смертью вне зависимости от того, что в реестре маломерных судов указанный катер до сих пор числится за умершим. Полагает, что на основании судебного решения инспектор ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» обязан совершить действия по государственной регистрации маломерного судна и перехода права собственности на него к нему. Утверждает, что должностным лицом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» при рассмотрении его обращения указано не предусмотренное Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России № 339 от 24.06.2016 года, основание для отказа в регистрации маломерного судна, а именно, необходимость снятия маломерного судна с регистрационного учёта предыдущим судовладельцем не предусмотрена Административным регламентом.
Просил признать отказ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна незаконным и обязать административного ответчика зарегистрировать в реестре маломерных судов судно «Прогресс», моторная лодка, 1995 года постройки, строительный (заводской номер) (номер обезличен), судовой билет (номер обезличен) с подвесным двигателем «Вихрь» мощностью 30 л. с. и его право собственности на указанное судно.
В судебном заседании административный истец Соколов Д.А. административные исковые требования поддержал, просил суд признать незаконным отказ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна; обязать произвести государственную регистрацию в реестре маломерных судов судна «Прогресс», моторная лодка, 1995 года постройки, строительный (заводской номер) (номер обезличен), судовой билет (номер обезличен) с подвесным двигателем «Вихрь» мощностью 30 л. с., а также его право собственности на указанное маломерное судно.
Не отрицал, что судовой билет приобретенного им судна выдан на имя прежнего собственника С.А.И, и не содержит отметки о снятии судна с учета. Вместе с тем, полагал, что отказ в предоставлении государственной услуги является неправомерным, поскольку он является законным владельцем указанного маломерного судна. Правила государственной регистрации маломерных судов не содержат такого основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации маломерного судна как не снятие с регистрационного учета предыдущим совладельцем С.А.И., равно как и не определяют порядок действий по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности в случае смерти бывшего собственника. Полагал подлежащими применению к спорной ситуации норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а не Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339. На основании судебного решения должностное лицо ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» обязано совершить действия по государственной регистрации маломерного судна и перехода права собственности от бывшего собственника к новому.
В судебном заседании представитель административного ответчика, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» по доверенности Зайцев Р.В. возражал против удовлетворения исковых требований.
Суду пояснил, что в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов устанавливается органом исполнительной власти. Приказом МЧС России от 24.06.2016г. № 339 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий, п. 38 которого предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги как не соблюдение требования об исключении судна из прежнего реестра судов; наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Предоставленный административным истцом судовой билет не может подтверждать его право собственности на моторную лодку «Прогресс», поскольку собственником в нем указан С.А.И., дата выдачи предоставленного судового билета и указанного в заявлении не соответствует фактической дате выдачи судового билета, отметка о снятии С.А.И. моторной лодки «Прогресс» с регистрационного учета отсутствует. На момент заключения договора купли - продажи 17.10.2012г. действовал приказ МЧС России от 29.06.2005г. № 500 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий, п. 18 которого обязывает предоставить в качестве документа, подтверждающего законность приобретения судна судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации.
По указанным основаниям отказ Соколову Д.А. в предоставлении государственной услуги по регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов соответствует действующему законодательству, в связи с чем, просил суд в удовлетворении исковых требований Соколова Д. А. о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, возложении обязанности зарегистрировать маломерное судно отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные по делу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, а также космические объекты, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам.
В силу п. п. 1, 2 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ, Кодекс).
В статье 3 КВВТ раскрыты основные понятия, используемые в Кодексе, в том числе: маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
КВВТ РФ установлены также порядок и условия государственной регистрации судна и прав на него.
Согласно п. 2 ст. 15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
В силу части 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В соответствии с частью 3 этой же статьи Кодекса под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 17 КВВТ).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 35 КВВТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение), согласно пункту 1 которого Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области», утвержденного приказом МЧС России от 18 октября 2011 г. № 612, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1536-р путем изменения типа государственного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области», созданного Приказом МЧС России от 31 марта 2005 года № 203 «Об утверждении Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области».
Учредителем ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» является Российская Федерация.
Полномочия учредителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» осуществляет МЧС России через Главное управление МЧС России по Орловской области.
С учетом изложенного ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
В силу подпункта 4 пункта 5 вышеуказанного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Одним из основных видов деятельности ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области», согласно п. 2.2 Устава является ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 КВВТ РФ).
Согласно статье 19 КВВТ РФ государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов (пункт 1 статьи). Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2 статьи). После внесения записи в Государственный судовой реестр заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей в Государственный судовой реестр о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей (пункт 5 статьи). Осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок (пункт 6 статьи).
Судом установлено, что по договору о продаже катера от 17.10.2012г. Соколов Д.А. приобрел у С.А.И. принадлежащий последнему на основании судового билета, выданного Государственной инспекцией по маломерным судам 29.07.2004г., прогулочный катер «Прогресс» 1995 года выпуска, бортовой номер (номер обезличен), строительный (заводской) номер (номер обезличен), с двигателем «ВИХРЬ», мощностью 30 л.с.
В день заключения договора (17.10.2012г.) Соколовым Д.А. и С.А.И. был составлен акт приема - передачи катера, из содержания которого следует, что по данному договору С.А.И. передал Соколову Д.А. катер «Прогресс», 1995 года выпуска, бортовой номер (номер обезличен), строительный (заводской) номер В-4708, с двигателем «ВИХРЬ», мощностью 30 л.с., судовой билет АА (номер обезличен) к нему и руководство по эксплуатации. Претензий друг к другу стороны не имеют.
Распиской от 16.10.2012г. С.А.И. подтвердил факт получения денежных средств по договору о продаже катера от 17.10.2012г.
С учетом представленных документов каких-либо оснований полагать о не исполнении сторонами договора купли-продажи у суда не имеется.
18.07.2018г. Соколов Д.А. обратился в Инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» с заявлением о регистрации приобретенного у С.А.И. маломерного судна в реестре маломерных судов.
Однако, государственная услуга по государственной регистрации маломерного судна предоставлена не была в связи с тем, что маломерное судно «Прогресс», бортовой номер (номер обезличен), не было снято с регистрационного учета предыдущим судовладельцем С.А.И. (п. 35 приказа МЧС России № 339 от 24.06.2016г.), о чем должностным лицом органа регистрации 18.07.2018г. сделана запись на оборотной стороне заявления Соколова Д.А.
В заявленных Соколовым Д.А. требованиях административного иска ставится вопрос о признании незаконным отказа ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна 18.07.2018г.
Исходя из п. 5 ст. 16 КВВТ РФ, государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339, зарегистрированным в Минюсте России 26.08.2016 № 43429, утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент определяет состав, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении МЧС России государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, и устанавливает порядок взаимодействия между органами ГИМС МЧС России, ее должностными лицами с заявителями, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
Также Административный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Пунктами 17, 18, 19 Административного регламента предусмотрено, что документы, необходимые для предоставления государственной услуги, включают документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, и документы и информацию из документов, подлежащих получению органом регистрации без участия заявителя по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, включает: заявление; документ, удостоверяющий личность; доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником).
В дополнение к указанным документам, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет для государственной регистрации судна документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно.
В соответствии с п. 22 Административного регламента, в качестве документа, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, представляется один из нижеперечисленных документов: акт, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания; договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки; свидетельство о праве на наследство; судебный акт, вступивший в законную силу; судовой билет; иной акт передачи прав на судно в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иной документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В п. 35 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в числе которых: представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом.
На основании пункта 38 Административного регламента, условиями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе: не соблюдение требования об исключении судна из прежнего реестра судов; наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как следует из заявления Соколова Д.А., которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают переход к нему прав на маломерное судно «Прогресс», бортовой номер (номер обезличен), административный истец представил: договор купли - продажи катера от 17.10.2012г. и судовой билет (номер обезличен) ГИМС по Орловской области от 29.07.2004г.
Вместе с тем, согласно регистрационной карточке - заявлению судовладельца, а также выписке из судовой книги № 1 ГУ Государственной инспекции по маломерным судам Орловской области (реестр маломерных судов) государственная регистрация маломерного судна - лодки моторной Прогресс, 1995 года постройки, заводской (номер обезличен), длиной 4,65 м., шириной 1,7 м., вместимостью 1,1 тонн, грузоподъёмностью 500 кг., пассажировместимостью 5 человек, тип и марка главных двигателей или ПЛМ - подвесной ВИХРЬ, мощностью двигателей 30 л.с., с присвоением государственного (бортового) номера (номер обезличен) была произведена С.А.И., которому судовой билет серии и номера (номер обезличен) был выдан 02.08.2004г.
Таким образом, дата выдачи судового билета, предъявленного административным истцом (02.08.2004г.) и указанного им в заявлении (29.07.2004г.), а также в договоре о продаже катера от 17.10.2012г. (29.07.2004г.), не соответствует фактической дате выдаче судового билета (02.08.2004г.).
Более того, и судовой билет (номер обезличен), и регистрационная карточка - заявление судовладельца, и выписка из судовой книги свидетельствуют о том, что до настоящего времени собственником маломерного суда «Прогресс», бортовой номер (номер обезличен), является С.А.И.
При этом суд учитывает, что 17.10.2012г. между С.А.И. и Соколовым Д.А. был заключен договор о продаже указанного маломерного судна, в связи с чем, по доводам административного истца, у него возникло право собственности в отношении указанного маломерного судна на основании такого договора.
Однако, как указано в п. 6 ст. 19 КВВТ РФ, осуществление государственной регистрации сделок с судном удостоверяется посредством внесения соответствующих записей в документы, отражающие содержание сделок.
О любом изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении (пункт 7 статьи 19 КВВТ РФ).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, С.А.И. в связи с заключением 17.10.2012г. договора о продаже катера административному истцу как собственник маломерного судна не предпринял меры для его перерегистрации в разумные сроки.
Не были предприняты такие меры и наследниками С.А.И. в связи с его смертью 09.10.2015г.
Таким образом, в судебном заседании бесспорно установлено, что С.А.И., являющийся продавцом маломерного судна (катера «Прогресс», бортовой номер (номер обезличен)), меры к регистрации перехода права на указанное судно в установленном законом порядке своевременно не принял, в реестре маломерных судов не имеется сведений о снятии судна с регистрационного учета в связи с продажей (дата обезличена), на регистрационном учете судно зарегистрировано за судовладельцем С.А.И. до настоящего времени.
Следовательно, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» соблюдены условия для отказа Соколову Д.А. в предоставлении государственной услуги, предусмотренные ст. 38 Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 N 339, поскольку последним не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов и выявлено противоречие между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Также, суд учитывает, что на момент заключения договора о продаже катера от 17.10.2012г. действовали Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с изменениями от 30 марта, 21 июля 2009 г.) (Приложение к Приказу МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500).
В силу п. 18 данных Правил государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и (в числе прочего) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему, а именно: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации; документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств; иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.
В соответствии с п. 27 Правил основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации. В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
1) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
2) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги);
3) документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
5) правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
6) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, судовой билет серии и номера (номер обезличен), выданный С.А.И. 02.08.2004г. отметок о снятии маломерного судна с учета в связи с его продажей Соколову Д.А. 17.10.2012г., не содержит.
Не представив указанный документ, Соколов Д.А. в нарушение Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от (дата обезличена) N 500, не выполнил требования к комплекту документов, необходимых для государственной регистрации.
При таком положении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» правомерно 18.07.2018г. отказало Соколову Д.А. в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна на основании пункта 35 Административного регламента МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 N 339, согласно которому одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги является представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом, п. 38 которого предусмотрено, что условиями для отказа в предоставлении государственной услуги является то, что заявителем не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов, правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно и имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию судна и права собственности на него.
Довод административного истца о том, что правоспособность и право собственности С.А.И. на маломерное судно, являющееся предметом продажи по договору от 17.10.2012г., прекращены в связи с его смертью вне зависимости от того, что в реестре маломерных судов указанное маломерное судно до настоящего времени числится за С.А.И., не свидетельствует о том, что содержание оспариваемого решения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В рассматриваемом случае констатация наличия у Соколова Д.А. права собственности на указанное маломерное судно, полномочий по распоряжению им и, как следствие, переход права собственности на судно к административному истцу, не указывает на несоблюдение административным ответчиком порядка рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна.
Соколов Д.А. не лишен возможности повторно обратиться за государственной регистрацией судна, устранив противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
С учетом изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, принимая во внимание, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Соколова Д. А. к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Орловской области» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, возложении обязанности зарегистрировать маломерное судно.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Соколова Дмитрия Анатольевича к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, возложении обязанности зарегистрировать маломерное судно - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 сентября 2018 года.
Судья Н. Н. Второва