Дело № 3а-103/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 18 марта 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Евгения Юрьевича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Антонов Е.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 312 866 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентиров, расположенных в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 11 545 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что Антонов Е.Ю. является собственником указанного объекта недвижимости и плательщиком земельного налога. Антоновым Е.Ю. проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно Отчету, выполненному индивидуальным предпринимателем Карасевой С.И. (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 21 июля 2011 года составляет 11 545 000 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п, составляет по состоянию на 21 июля 2011 года 31 824 728, 52 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель Антонова Е.Ю. на основании доверенности Ткачев К.В. административный иск поддержал.
Представители заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В. и Николаева Т.Б. в удовлетворении административного иска возражали в связи с недостоверностью представленного административным истцом Отчета в подтверждение требований административного иска.
Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда, подтвердили размер кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заинтересованное лицо администрация Высоковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района Ярославской области в письменном заявлении в удовлетворении требований административного иска не возражала.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направило, правовой позиции в письменном виде по административному исковому заявлению Антонова Е.Ю. не представило суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Антонова Е.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что Антонову Е.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 312 866 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентиров, расположенных в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета Высоковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района от 30.10.2018 года N 136 на территории Высоковского сельского поселения установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
До принятия указанного решения действовало решение Муниципального Совета Высоковского сельского поселения от 24.07.2014 года N 159 "Об установлении земельного налога", содержавшее аналогичные положения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Антонов Е.Ю. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
Согласно сообщениям Управления Росреестра по Ярославской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> является 21 июля 2011 года.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определялась на 21 июля 2011 года в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, действовавшими до 28 февраля 2019 года, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 21 июля 2011 года составила 31 824 729, 52 рубля.
Административным истцом представлен Отчет индивидуального предпринимателя Карасевой С.И. оценки рыночной стоимости, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 21 июля 2011 года установлена в размере 11 545 000 рублей.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебном заседании заявлено о несоответствии Отчета законодательству об оценочной деятельности.
Проанализировав Отчет, дополнительные пояснения оценщика в письменной форме, суд не находит оснований согласиться с обоснованностью заявленных заинтересованным лицом возражений.
Из Отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка следует, что рыночная стоимость объекта определена оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
До выбора объектов, использованных в качестве аналогов для расчета, оценщиком проведен анализ рынка и определены все предложения о сделках с земельными участками на дату оценки, относящиеся к одному сегменту рынка с объектом оценки.
По итогам анализа оценщиком выявлено значительное количество имевшихся на дату оценки предложений продажи объектов недвижимости, схожих с оцениваемым по основным ценообразующим факторам.
На странице 49 Отчета оценщик обосновывает выбор из всех выявленных предложений объектов – аналогов, указав в качестве критериев отбора назначение земель (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, либо индивидуальное жилищное строительство, местонахождение в районах, схожих по численности населения, площадь участков и расстояние до областного центра.
Таким образом, для сопоставления с объектом оценки оценщиком использованы сведения о пяти объектах – аналогах, к ценам которых применены корректировки на местоположение, на площадь, на наличие водного объекта.
Все действия, совершенные оценщиком в процессе оценки, нашли свое отражение в Отчете, их обоснованность сомнений не вызывает.
Оснований полагать, что исключением части выявленных объектов из окончательной выборки оценщиком нарушены требования федеральных стандартов оценки, материалы дела не содержат.
В своих возражениях Департамент приводит сведения о трех объектах – аналогах, имеющих схожие характеристики с объектом оценки, которые не были использованы оценщиком в расчетах.
Указанные возражения суд также не находит обоснованными.
Приводя данные возражения, Департамент не приводит доказательств того, что использованных оценщиком объектов – аналогов было недостаточно для определения величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Кроме того, сведения о предложениях приведенных в возражениях объектов имели место после даты оценки. Следовательно, они не могли быть использованы для расчета рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При определении наиболее вероятного значения стоимости объекта оценки с применением формулы, в которой использованы полученные при расчетах весовые коэффициенты объектов – аналогов, оценщиком использовано программное обеспечение – электронные таблицы Microsoft Excel, которое производит автоматическое округление полученных цифр. При этом, возможная погрешность расчетов, которые могут иметь место в результате округления, оговорена оценщиком в Отчете на странице 9. Данная погрешность не свидетельствует о недостоверности полученной в результате оценки величины рыночной стоимости объекта административного истца.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленной в нем величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 545 000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Антонова Е.Ю. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения Антонова Е.Ю. с настоящим заявлением в суд, то есть – 31 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Антонова Евгения Юрьевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 312 866 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентиров, расположенных в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 11 545 000 (одиннадцать миллионов пятьсот сорок пять тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 11 545 000 (одиннадцать миллионов пятьсот сорок пять тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 31 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова