Дело № 2а-2736/2020,
№ 88а-5893/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 21 июля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» на решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» к краевому государственному автономному учреждению здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 2» о признании отказа в предоставлении сведений незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» Катаевой Е.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 2» Платонова Ф.Б., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
решением Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 января 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» (далее – Военный комиссариат) к краевому государственному автономному учреждению здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 2» (далее – КГАУЗ «ВКБ № 2», медицинское учреждение) о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о состоянии здоровья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего первоначальной постановке на воинский учёт, а также о возложении на административного ответчика обязанности предоставить в военный комиссариат Советского и Первореченского районов города Владивостока сведения о состоянии здоровья ФИО1, подлежащего первоначальной постановке на воинский учёт.
1 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Военного комиссариата, поданная 27 мая 2021 года через Советский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, поскольку, по мнению административного истца, суды неправильно применили нормы материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 января 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 30 марта 2020 года за исходящим № за подписью военного комиссара Советского и Первореченского районов города Владивостока ФИО6 в КГАУЗ «ВКБ №» поступил запрос, которым медицинскому учреждению предлагалось заполнить заключение о состоянии здоровья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в целях его первоначальной постановки на воинский учёт. В запросе указывалось на невозможность прибытия данного гражданина в военный комиссариат по причине его нахождения с марта 2020 года на лечении в КГАУЗ «ВКБ № 2».
Письмом от 14 апреля 2020 года за № 1074 за подписью главного врача КГАУЗ «ВКБ № 2» Глушко В.В. военному комиссару Советского и Первореченского районов города Владивостока было сообщено о том, что Выговский И.Р. действительно проходил лечение в данном медицинском учреждении, вместе с тем в настоящее время правовых оснований для предоставления запрошенного документа, исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ) первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учёт либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе (пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учёт осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов (абзац 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).
По общему правилу, приведённому в пункте 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 год № 565 (далее – Положение), организация освидетельствования граждан в год достижения ими 17 лет при первоначальной постановке на воинский учёт возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учёт.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учёт, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (пункт 20 Положения).
Из содержания пункта 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учёт и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учёт, утверждённой совместным приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» (далее – Инструкция), следует, что ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует из медицинских учреждений списки лиц, состоящих на диспансерном учёте и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников, при этом руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, проанализировав положения статей 5 и 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, пункта 20 Положения и пункта 4 Инструкции, установив, что Выговский И.Р. на момент поступления запроса военного комиссара Советского и Первореченского районов города Владивостока от 30 марта 2020 года на лечении в КГАУЗ «ВКБ № 2» уже не находился, а также учитывая то, что в приведённом запросе военный комиссариат не истребовал медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника (фактически в нём предлагалось заполнить медицинское заключение о состоянии здоровья ФИО1, который на тот момент в медицинском учреждении отсутствовал), Советский районный суд города Владивостока Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Соответствующий вывод судов первой и апелляционной инстанций, положенный в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, уже являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили необходимую правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Эти доводы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права при разрешении административного спора, по существу они направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию судебной коллегии суда кассационной инстанции (части 2 и 3 статьи 329 КАС РФ).
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что нижестоящие суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных судами доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи