Решение по делу № 2а-5964/2021 от 07.10.2021

Дело № 2а-5964/2021

УИД 75RS0001-02-2021-008168-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи       Марковой О.А.

при секретаре                                      Верховод Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с вышеназванным административным иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой края и УМВД России по Забайкальскому краю в рамках проверки исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен свободный доступ на сайте «Вконтакте» по URL-адресу: <адрес> к видеозаписи «Вечеринка АУЕ», расположенной по адресу: <адрес>, содержащей пропаганду экстремистской организации международное общественное движение «Арестантское уголовное единство». Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 г. по делу № АКПИ20-514с международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации. 02.10.2020 г. принято дополнительное решение о признании международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестанский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь.

В судебном заседании от 08 ноября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «ВКонтакте», ООО «Сеть городских порталов», так как видеозапись размещена на официальной странице сетевого издания «72.ру» в социальной сети «ВКонтаткте», редакция СМИ ООО «Сеть городских порталов» является редакцией сетевого издания «72.ру».

Представитель административного истца Скубиев В.В. исковые требования уточнил, исключив из исковых требований URL-адрес: <адрес>

Представитель Роскомнадзора по Забайкальскому краю направил отзыв, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, в отзыве рекомендовал истцу уточнить исковые требования, исключив <адрес>, так как на данной странице размещена и иная информация.

ООО «ВКонтакте», ООО «Сеть городских порталов» своих представителей в судебное заседание не направили, от ООО «Сеть городских порталов» поступил отзыв, в котором представитель возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что информация не является экстремистской, смысл материала заключается в доведении до сведения общественности о неприемлемом противоправном поведении сотрудников правоохранительных органов., материал имеет информационный характер.

Заслушав участника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 5 ст. 15 вышеназванного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ст. 4 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. В данной норме перечислена информация, распространение которой в Российской Федерации с использованием СМИ запрещено, в том числе установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также для распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации принят Федеральный закон от 25.07.2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которым определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций является экстремистской деятельностью.

В соответствии со ст. 2,3 Федерального закона от 25.07.2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе общественных религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Распространение материалов экстремистского характера подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства. Следовательно, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой края и УМВД России по Забайкальскому краю в рамках проверки исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен свободный доступ на сайте «Вконтакте» по URL-адресу: <адрес> к видеозаписи «Вечеринка АУЕ», расположенной по адресу: <адрес>, содержащей пропаганду экстремистской организации международное общественное движение «Арестантское уголовное единство». Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 г. по делу № АКПИ20-514с международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации. 02.10.2020 г. принято дополнительное решение о признании международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестанский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) экстремистским и запрещенным на территории Российской Федерации.

Доступ к указанной странице сайта свободный, ознакомиться с ее содержанием может любой интернет-пользователь, зарегистрированный в данной социальной сети.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам проведения мониторинга сети Интернет от 08.06.2021 г., скриншотами из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Статья 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В силу положений ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В данном случае согласно ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 9 вышеназванного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд полагает несостоятельными доводы стороны административного ответчика - ООО «Сеть городских порталов» о том, что данный ролик не является экстремистским, а носит информационный характер, поскольку материалами дела установлено иное. Справкой по результатам проведения мониторинга сети Интернет от 08.07.2021 подтверждается, что при просмотре видеоролика, на 45 секунде в кадре появляются два мужчины, голос за кадром произносит слова «Жизнь ворам. АУЕ»

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая, что обеспечение доступа к информации экстремистского характера, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан многонациональной России, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности, за данное деяние предусмотрена уголовная ответственность, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL адресом: <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю для последующего включения сайта с URL адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд города Читы.

Решение суда в окончательной форме принято 24 ноября 2021 года.

Судья                                                          О.А. Маркова

2а-5964/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Забайкальского края
Ответчики
УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Маркова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация административного искового заявления
07.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее